Мой отец. Демобилизация

Светлана Феттер
                Продолжение. Начало http://www.proza.ru/2017/02/17/701

  Весной 1953 года отец вернулся домой из армии в звании старшины.
Читаю строки его дневника:"От Москвы до Чебоксар ехал поездом. От Чебоксар до Канаша - пригородным. Кругом народ, толпы куда-то спешащих колхозников с мешками и баулами.
 В Канаше встретил попутку на Шемуршу.*
   
     В кузов набились мешочники - яблоку негде упасть. Мне уступили место возле кабины. Видимо, уважая мою солдатскую форму. Хотели посадить в кабину, но я отказался, так как были женщины с детьми.

 Проезжая по пыльной дороге, разглядывал знакомые с детства пейзажи,  испытывал необычайное, сильное волнение...
 Как там мои? Как меня встретят? Кто-кто из друзей в деревне сейчас? Такие вопросы теснились у меня в груди.
 
  Как заехали в Шемуршу, я первым делом привстал, вглядываясь...
 И сразу увидел отца. Он куда-то шел, обернулся на машину.
  Я начал ему махать рукой изо всех сил. Он остановился, снял кепку с головы и утер лицо.
  Я выпрыгнул из кузова и побежал ему навстречу.
 Мы крепко обнялись, не помню, о чем говорили. Домой почти бегом пошли.

  У ворот я вскрикнул:-" Анне!"
 И встал, не в силах идти дальше.
 
  Вышла мать и заплакала, обняв меня за шею. Выбежали братишка и сестренки.
Вечером пошел в клуб."
На этом запись обрывается. И потом следующая запись только уже спустя годы.

 Некогда было дембелю писать в дневник - жизнь бурлила ключом в это время.

  Конечно же, накрыли  дома стол, пришли закадычные друзья,родственники.
 У матери должно было быть всё приготовлено на это случай.
    Небось, знали, что сынок приедет скоро!

  И крепкий напиток, называемый у нас " ханша"(самогон из пшеницы), пылла сыра (медовое пиво) и  вкуснейшие блюда чувашские: шурбе( вареное мясо с потрошками и бульоном), шыртан(бараний или свиной желудок,фаршированный мясом, салом, иногда с добавлением крупы,выдержанный в русской печке от двух до трех суток), сьерулмишаркку(жаркое с мясом и картошкой), тултырмаш(домашняя колбаса), кукли( пироги с различной начинкой).
 Обязательно на стол - царственный медный ведерный самовар.
 Чай из серебряных подстаканников,с самодельным молочным сахаром вприкуску. К чаю - йава(небольшие сладковатые жареные кусочки теста, похожие на орешки), кабартма пылба ( оладьи с медом), сиратна сю ( топленое масло).**

  За столом, конечно же, рассказы о службе,оханье -аханье над подарками, привезенными из Германии***...рассказы друзей и подруг о событиях, происшедших за эти годы отсутствия, тосты, пожелания... радость... гармошка на улице, песни, танцы...
 
Вечером вся ватага двинулась в клуб.
Где мой папа впервые увидел мою маму.

А это, как говорится,  уже совсем другая история.


               продолжение http://www.proza.ru/2018/04/13/1935

* раньше лихо ездили на попутках прямо в открытом кузове машины, а в кабине запросто сидели дети на коленях у родителей.
** чувашского алфавита на моей клавиатуре нет, поэтому названия блюд пишу на слух русскими буквами.
*** из зарубежья папа привез гостинцы:отцу - портсигар( подделка под серебро),старшему брату - мундштук, им обоим - бензиновые зажигалки, немецкие папиросы. Матери - красивый платок, младшим детям - шоколад, монетки(мелочь румынская и немецкая) девчонкам на масмак ( женская налобная повязка в национальной одежде). Кроме того было вручено душистое мыло. Сам себе привез он набор для бритья ( тоже подделка под серебро), которым он очень долго пользовался по жизни. Ну и конечно, одеколон после бритья.