Слуховой ряд литературного произведения

Латиф Бабаев
      Слуховой ряд литературных произведений

  Кроме словесных описаний различных историй, приключившихся с литературным героем, действий, диалогов, авторских размышлений, оценок происходящего очень важное значение имеют так называемые зрительный и слуховой ряды литературных произведений. Под зрительным рядом подразумевается словесное изображение пейзажей, комнатных интерьеров, внешности героев, описание обстановки, в которой происходит действие и всё то, что в воображении читателя воссоздаёт зрительную картину происходящего.
 
      И чем ярче возникающая в сознании картина читаемого, тем большее впечатление оно производит на читателя, лучше запечатлевается в памяти его. Зрительный ряд в большей или меньшей степени присутствует, пожалуй, в большинстве произведений прозы и поэзии. Где-то он обозначен лишь отдельными штрихами, а где-то составляет и значительную часть повествования, создавая яркую картину окружающего мира.
 
       Значительно меньшее внимание уделяется авторами слуховому ряду произведения. А в случае полного отсутствия его, мы, читая, словно видим немое кино.    В своих произведениях – рассказах, стихах, повестях мы, к сожалению, нередко уделяем второстепенную роль слуховому ряду создаваемого текста, лишь интуитивно сопровождаем действия героя, диалоги присутствующим при этом звукам, причём лишь некоторым из них. Особенно характерно это для авторов городских. Мы, живущие в городах, уже не ощущаем окружающие нас шумы, которые сливаются в нечто единое, почти неслышимое звуковое окружение.
 
  А стоит нам заночевать в местах значительно удалённых от городской суеты, автомобильных дорог, мы удивляемся необыкновенной тишине, которую нарушают лишь редкое пение птиц, шелест  листвы, трели цикад, звон  капель наступающего дождя. Мы словно погружаемся  в иной, волшебный мир удивительных звуков. Мы бываем, нередко при этом, очарованы им. Хочется перенести свои необычные впечатления на бумагу, а в этом повествовании на первый план станет удивительный звуковой фон.
 
   И вот тогда мы понимаем лучше значение слухового ряда литературного произведения, который легче создаётся при внимательном наблюдении описываемого действа, лучше вписывается в ткань изложения, делает более яркой картину происходящего.