Писать обо мне не стоит-врагов наживёте. Из цикла

Евгений Прокопов
 В те годы Новосибирский  Союз Художников располагался на ул.Свердлова, 10,  командовал в нём Арам Григорян. В выставочных залах  Союза  вернисажи проводились по тому же принципу, как и сейчас в ГЦИИ: по заранее утверждённому графику проведения выставок, который учитывал юбилеи, праздники, и пр.
 Всё шло по накатанному пути. Вне плана выставочные мероприятия были редки.
 Именно вне плана удалось однажды Григоряну заманить знаменитого Сергея Бочарова, якобы перехватив выставку у самого Художественного Музея. Я в то время часто заходил в Союз. Служительницы с видом именинниц сказали, что готовится мероприятие-бомба. Я заглянул в залы на первом этаже. Моложавый, по-спортивному подтянутый художник в потёртых джинсах и в фирменной майке метался по залам, которые были явно малы для предстоящей БОМБЫ. Одно из огромных своих полотен он прилаживал и вовсе  к потолку.  Двое его помощников стояли на стареньких скрипучих лестницах-стремянках. Выслушав сбивчивые пояснения служительнц, извинявшихся за то, что пропустили  до открытия "постороннего"  , дескать, улетающего в командировку. Маэстро патриотической живописи с готовностью подошёл ко мне, вытирая руки.
  Удивило меня его уважительное внимание к провинциальному любителю живописи и человеку, пишущему о художниках.  Он повёл меня по залам, где уже была выстроена экспозиция.  Энергия словно бурлила в нём. Он перемежал комментарии о своих картинах краткими биографическими сведениями.
   Открытием для меня стало то, что у художника сибирские корни.
                Сергей Петрович Бочаров родился 27 сентября 1953 года в Новосибирской области, на станции Баган.
               
    Закончил Краснодарское художественное училище, Студию Нади Леже в Париже, Российскую академию художеств в Санкт-Петербурге, Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) в Москве.               
 Со своими персональными выставками художник   проехал по многим российским городам. В период с 2002 по 2004 год планирует турне по сибирским просторам, уже побывал в Тюмени, сейчас вот в Новосибирске. Потом - Сургут, Ишим, Тобольск, Омск, Нефтеюганск, Ноябрьск.
    Работает в жанре портрета, пейзажа, натюрморта и других. Особое место в творчестве занимает станковая живопись в жанре группового портрета, выражающего тему современной России.
      Провел по всему миру десятки персональных выставок, в том числе в Москве: ЦДХ (1996, 1997, 2003—2004 гг.), музей Красные Палаты (1999 г.), выставка в Совете Федерации (2004 г.), в Государственной думе (1998 г.), в Торгово-Промышленной палате (Международный Центр Торговли (2006 г.).
является членом сразу двух Союзов России - художественного и кинематографического. Имеет три международные премии Гран-при, полученные за свои произведения в Париже (1989 г.), Венеции (1991 г.) и Неаполе (2002).  -
В качестве художника кино участвовал в съемке 18 фильмов: «Сталкер», «Поездка в Висбаден», «Забавы молодых» и других. Профессор живописи. Преподавал живопись во ВГИКе, в Италии, Австрии, Итальянской академии художеств в Риме.


 
   Художник взглянул на часы, извинился, что надо идти на встречу к губернатору, пригласил приходить на выставку, разрешил ещё походить и посмотреть картины. 
- Может, напишите о моей выставке.

  Он отошёл к стоящей в углу вешалке и стал переодеваться, не особо стесняясь.  Я деликатно вышел в соседний зал. Через несколько минут он был уже в торжественном прикиде. Бархатный смокинг и галстук-бабочка, ослепительно-белая сорочка преобразовали богемного вида битника в светского денди. Он чуть ли не бегом торопился к выходу, на ходу отдавая последние указания помощникам по развеске.
   Я ходил по залам, вглядывался в полотна, странным образом сочетавшие в себе очень высокую профессиональную технику и нарочитую, бьющую в глаза, на грани китчевости, публицистичность и политизированность. Присел на скамейку в дальнем зале, стал записывать свои впечатления.
 Прошло минут двадцать. Разъярённая столичная знаменитость вернулась не в духе.
    Наш тогдашний губернатор, осторожный аппаратчик, отменил согласованную встречу. Видно, проконсультировался.
  Бочаров снова облачался в рабочую джинсу, гневно поясняя нам, случайным свидетелям его фиаско: - Трус и мерзавец ваш  губернатор! За честь должен был бы считать встречу с художником-патриотом!

   Такой яростный запал вполне объясним.

  Тяготение же художника к монументально-эпическим формам было обусловлено особенно духовным климатом эпохи, а именно – радикальными переменами в жизни его Отечества. Наступила эпоха трагического разрушения великой страны, нравственного унижения граждан России, попрания идеалов русского социализма, идей справедливости и равноправия.
       Художник всегда находится в гуще общественного сознания и гражданской активности народа. Именно живопись своей доступностью, независимостью от телевидения и прессы, дала ему возможность реализовать на практике новые художественные и патриотические идеи.   
   Живопись Бочарова как художественное явление необычайно многогранна. Общественное предназначение его творений определило широту, обобщенность, концентрированность образного воздействия.
 
     Главной целью, к которой стремится художник, остается отражение современных событий в художественных образах. Композиция полотен Бочарова свидетельствует о сложном философском характере его мышления, о его склонности воплощать идею в развернутой системе конкретных образов и отвлеченных понятий, обобщений, параллелей и символов.

Бочарова нередко упрекают в бессмысленной трате времени и сил на написание таких картин. На это художник неизменно отвечает: «Когда я пишу пейзажи, портреты и натюрморты, в душе – боль: каким надо быть спокойным, чтобы наслаждаться этой абстрактно-чистой, возвышенной красотой, когда твоему народу, твоей стране в это время так трудно».
В эпоху смуты живопись Бочарова обретает трагический пафос и сложную изобразительную структуру. Полотно «Грачи прилетели» - тревожное зрелище всерусской драмы конца 20 века.
Эта картина написанная в 1997г. напоминает Страшный суд. Вот, что сказал сам Сергей Бочаров об этой работе: ”Я изобразил 500 журналистов, которые несут ложь и мерзость с экранов телевизоров и газет, оболванивая наш народ. Они изображены совершенно реально, здесь нет сарказма, они даны такими, какие они есть в жизни.” Художник располагает на картине стаю ворон двумя треугольниками, пересекающимися между собой, нависшую над панорамой всей нашей страны. Внизу идет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн – образ силы духовной. Он - пастырь, ведущий за собой народ. А девочка, которая держится за его руку, тревожно смотрящая на нас с надеждой на помощь, символизирует Россию. Она одета в платье красного цвета. Березка “пробивает” жуткую темную тучу ворон, и маленький луч вечернего света падает на древний Кремль.
 
  По освещенному пространству Манежной площади бежит, закрыв голову руками, маленький человек. Это русский народ, убегающий от черного облака лжи, закрывшей синее небо России.
 Сергей Петрович Бочаров – художник громадного темперамента и силы духа, владеющий даром колориста, чувством формы, точного рисунка, написания жанровой картины, портрета, пейзажа, натюрморта.



  Я попытался успокоить маэстро,  извинительно объясняя, что губернатор вынужден так осторожничать, наверное, позвонил в Москву, в Администрацию Президента, а там и посоветовали не встречаться с  яростным критиком  режима.
- Да у меня в Администрации  была персональная выставка! Там  сам    Дмитрий Анатольевич Медведев
отметил оригинальную живописную манеру и профессионализм  и сказал: «Стены Администрации Президента, еще никогда не видели такой великолепной реалистической живописи».
  Это сионисты напели Вашему трусу-губеру. Они все меня люто ненавидят. Давно уже.
Приятное воспоминание о выставке в Администрации Президента успокоило художника.
-Чёрт с ним, с Вашим губернатором. Приходите на открытие. Писать о моей выставке не стоит, врагов наживёте.У вас тут обстановка та ещё, я вижу!