Муслим Магомаев - на все времена кумир для всех

Айза Барзанукаева
     Александр Пушкин, Михаил Ломоносов, Людвиг ван Бетховен, Петр Чайковский, Альберт Эйнштейн, Алишер Навои, Лев Толстой… Можно и дальше продолжить список  людей, известных всему миру. В этом ряду, несомненно, стоит и имя Муслима Магомаева.  Такие люди и их служение  на избранном ими поприще  - достояние общечеловеческое.  И  воспринимаются  они нами вне их национальной принадлежности.
     Поводом же для моих рассуждений послужили несколько передач, посвященных  памяти величайшего певца Муслима Магомаева,  которого мое поколение боготворило и  воспринимало не только как современника, но и как почти ровесника, с разницей в 7-10 лет.  И что его песни,  вне всякого сомнения,  завладели  нашими сердцами, - это факт. Конечно же,  были и другие кумиры -  Э.Пьеха, М.Кристалинская, В.Ободзинский, Э.Хиль, В.Мулерман и т.д., но равного Муслиму для нас не было. И это чувство любви подкреплялось осознанием того, что Муслим  был СВОЙ, ЧЕЧЕНЕЦ, - пусть об этом не  пишут  и не говорят официально, но  мы-то, чеченцы, ЗНАЕМ  ЭТО. Как и то, что всемирно известный чародей танца Махмуд Эсамбаев тоже ЧЕЧЕНЕЦ. Более того – корни, происхождение  обоих  их родов – из одного и того же  села Старые Атаги Грозненского района Чеченской Республики. А у меня еще  к этому примешивалось и собственное чувство гордости: мне посчастливилось быть их односельчанкой, хотя и родилась в далеком Восточном Казахстане, куда был депортирован чеченский народ в феврале 1944 года. После возвращения в 1957 году на свою историческую родину  я жила в Старых Атагах и окончила в 1967 году  местную школу, которой спустя 35 лет было присвоено имя Махмуда Эсамбаева.
Когда Муслим Магомаев со своими песнями стремительно ворвался в жизнь советских людей, никто и не задумывался, какой он национальности: он был НАШ – ДЛЯ ВСЕХ!  Мы гордились его успехом в Хельсинки, когда в свои 19 лет он исполнил «Бухенвальдский набат» на Всемирном фестивале молодежи и студентов и стал всемирно известным.
Я училась в 9 классе, когда в 1965 году его «Королева красоты», ставшая на тот момент лидером среди других песен певца,   раздавалась из окон почти всех домов.  И мне посчастливилось в студенческие годы быть на встрече с Муслимом Магомаевым, увидеть его, как говорится,  на расстоянии вытянутой руки, когда он входил в актовый зал Чечено-Ингушского государственного педагогического института (в 1972 году преобразованного в Чечено-Ингушский госуниверситет  им. Л.Н.Толстого), и слушать «живьем» великого певца!  Было это 3 ноября 1969 года. Слухи о том, что в республику приехал САМ  Муслим, разошлись по университету молниеносно, но до последнего не верилось, что будет возможно увидеть и услышать его. Никогда не забыть  атмосферу, что царила в тот день в актовом зале. И то впечатление, которое  Муслим Магомаев  произвел своим появлением – с приветливой улыбкой на лице и в не привычном  в то время для нас темно-бордовом пиджаке поверх белоснежной рубашки с галстуком. От шквала аплодисментов, казалось, вылетят оконные рамы…   
Подойдя к микрофону, М.Магомаев сказал, что вряд ли сегодня сможет спеть «живьем» (мы тогда и понятия не имели о фонограмме), но у него с собой есть пленки с записями песен и мы можем вместе послушать их.  Конечно же, он получил согласие зала: нам было достаточно ВИДЕТЬ  его, а звучащий  в записи  его голос все равно создавал  ощущение, что это  Муслим  поет СЕЙЧАС.  А когда запись закончилась, он все-таки сел за пианино и начал петь. Это было что-то!!! Потом уже, даже спустя много времени после визита М.Магомаева, говорили, что из раскрытых окон актового зала голос Муслима доносился сквозь городской шум аж до трамвайной остановки у кинотеатра «Родина» и что прохожие останавливались, застигнутые несравненным мощным баритоном певца…
…Муслим исполнил несколько песен. Конечно же, мы подпевали ему, хотя сильный голос великого певца исключал возможность услышать нам себя.
Долго не отпускали присутствующие своего кумира. Уже спето было много песен. Чувствовалось, что певцу   трудно в  душном  зале. И тем не менее – мы начали скандировать «Си-ня-я  веч-ность», «Си-ня-я  веч-ность»!!! И Муслим спел свою самую последнюю  (на тот момент)  песню «Синяя вечность». Многие из нас слушали ее со слезами на глазах…
А затем произошло незабываемое: преподаватель филологического факультета Зулай Хамидовна Хамидова от имени студентов, преподавателей и ректората института преподнесла Муслиму Магомаеву горскую каракулевую папаху -  по традиции -  в  знак глубочайшего уважения и  почитания.  По счастливой случайности в моем архиве сохранилась вырезка из институтской многотиражной газеты «За педагогические кадры» - статья В.Сибиряка «У нас в гостях Муслим Магомаев» с фотографией певца в этой самой папахе.  Среди огромного количества преподавателей вуза представителей коренного населения было совсем не много, но приоритет был отдан чеченке З.Хамидовой, т.к. было общеизвестно, что она и  Муслим –  земляки:  дед певца Абдул-Муслим – выходец из села Старые Атаги, а родственники З.Хамидовой по сегодняшний день проживают в этом селе.
Я не историк и не биограф.  Но в моей юношеской памяти отложилось, как в те годы  представители старшего поколения говорили как о само собой разумеющемся факте, что Магомаевы – не только чеченцы по отцовской линии, но и родом из нашего села. Дед Муслима Абдул-Муслим Магометович  родился  в семье кузнеца-оружейника. Об этом немаловажном факте сказано и написано  везде. Здесь следует сказать, что село Старые Атаги во всех исторических документах упоминается как село, которое славилось мастерами оружейного дела. К слову, и по сегодняшний день  в селе живут потомки известных оружейников. Мне могут возразить, что подобным мастерством могут похвастаться и другие и это не доказательство предмета речи.
  Прадед будущего эстрадного певца Муслима, желая дать образование своим детям (а их у него было шестеро), в конце 1870-х годов  переезжает  в Грозный и поселяется в самом центре города.  Как  оказалось – Магомаевы уехали  из родового села навсегда. В Грозном как раз  и родился Абдул-Муслим  - знаменитый дед  великого певца.  Я помню, как до войны 1994-1995 г.г.  на улице Субботников стоял скромный дом с мемориальной доской, на которой было написано: «В этом доме 5(18) сентября 1885 года родился выдающийся композитор современности Абдул-Муслим Магомедович Магомаев».
А вот что говорится в другом источнике: « Абдул-Муслим Магомет оглы Магомаев родился 6 (18) сентября 1885 в Грозном.  Отец — Магомет Магомаев был кузнецом-оружейником,  переехавшим в Грозный. Согласно легенде, передаваемой в семье Магомаевых, маленького Магомета привёз в Грозный имам Шамиль. Некоторые источники утверждают, что Магомет родился в Старых Атагах, большинство же считает, что установить место рождения невозможно». Здесь уместен резонный вопрос: «А откуда этот имам привез маленького Магомета в Грозный?» А какие источники утверждают, что невозможно установить место рождения?  Для историков-профессионалов исследуемый отрезок времени не столь уж и огромный: ведь Абдул-Муслим умер относительно недавно – в 1937-ом году. И  к моменту  пика популярности Муслима Магомаева-младшего прошло всего 23 года со  времени  смерти его знаменитого деда.  Еще живы были те, кто знал лично Магомаева-старшего.  Уроженец села Старые Атаги Халид Ошаев – человек энциклопедических знаний, одаренный историк и этнограф, педагог и просветитель, публицист, языковед, фольклорист, прозаик и переводчик – родился 1 января 1898г. И был всего на тринадцать лет младше Абдул-Муслима Магомаева. Эти два талантливых земляка встретились  осенью 1927г., когда Х.Ошаев попал в числе  делегации из ЧИАССР по приглашению в Баку. Вот что пишет Х.Ошаев в своих воспоминаниях: «Узнав, что я его односельчанин, очень обрадовался и пригласил несколько человек нас к себе. Угостили чеченским национальным блюдом жижиг-галниш. Абу-Муслим хорошо знал чеченский язык, обычаи. Провожал на вокзале».
Знаменитому староатагинцу Махмуду Эсамбаеву – будущему чародею танца - было 13 лет, когда умер его односельчанин Абдул-Муслим Магомаев. И еще – Махмуд  на 18 лет старше Муслима Магомаева-младшего.  Я к чему это? Чтобы читатель понял, что для исторической памяти «запомнить КТО есть КТО»  – это совсем НЕ «дела давно минувших дел». Тем более – на Кавказе предков помнят и знают ДО СЕДЬМОГО КОЛЕНА.
Среди многочисленных материалов  на разных сайтах есть рассказы как самого Муслима Магомаева, так и сведения  «Википедии». Приведем лишь несколько. «Мой дед  Муслим Магомаев вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Очень одаренным был.  Рано научился играть на восточной гармони. Во время учебы в Грозненской городской школе научился играть на скрипке и принимал участие в школьных концертах». «Свое образование Муслим Магомаев в 1900–ом году продолжил в Закавказской учительской семинарии в Гори.   Там дед познакомился с Узеиром Гаджибековым – они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Гори научился играть на гобое. Работал учителем народной школы в одном из сел Северного Кавказа, а потом в Ленкорани.  С 1911 года поселился в Баку».
Итак, после окончания семинарии  Абдул-Муслим по распределению  попадает в село  Бековичи, но проработал он там  недолго: ему очень недоставало родных и друзей. Оторванный от той духовной среды, что питала его талант, он чувствовал лишь горечь в душе.  Абдул-Муслим решает переехать в Грозный. В письме, адресованном директору народных училищ Терской области, он пишет: «Окончив в текущем 1904 году курс в Закавказской учительской семинарии и получив при этом звание учителя, я бы готов был служить во всякой местности Российской Империи, ибо пользу Отечеству можно принести везде. Но семейные обстоятельства, а именно старость родителей и их безграничные надежды, возлагаемые на меня как на единственную опору семьи, заставили меня просить... о разрешении мне служить на родине, именно в Грозненской горской школе».
На прошение Магомаев получил отказ. В ответе директора значилось: «Уведомить Магомаева, что там, где православные ученики, по закону может быть назначен только православный учитель, а потому его просьба не может быть удовлетворена».
Это означало, что не только сейчас, но и в будущем рассчитывать на работу по специальности в Грозном ему нельзя.  Абдул-Муслим попросил своего друга Узеира Гаджибекова помочь ему перевестись в Азербайджан. Узеир сразу откликнулся. Муслим переехал в маленький провинциальный городок Ленкорань.
Кстати, Муслим Магомаев-младший (наш Муслим) о себе говорит: «По природным корням  я мусульманин».  Добавим от себя: «Имя МУСЛИМ в переводе с арабского означает МУСУЛЬМАНИН. И еще. Родную сестру деда нашего эстрадного кумира Абдул-Муслима звали МАЛИКАТ. Есть еще вариант этого имени – МАЛИКА, что в переводе с арабского означает «царица», «владычица». Чеченцы дают и свое толкование – «малик» - это «ангел». Это женское имя присуще только чеченцам-ингушам и дагестанцам.  Ни у одного из северокавказских народов нет этого женского имени. Поэтому смеем сказать, что этот факт – еще одно свидетельство тому, что Муслим-младший имеет чеченские корни. Возможно, это и послужило причиной его возвращения на родину предков. Он так и пишет: «А потом в моей жизни зазвучали чеченские мотивы, своеобразное попурри из концертных успехов, гастрольных набегов на аулы под скрежет старого автобуса, двухнедельного молчания из-за того, что пропал голос. Началось все с приезда в Баку журналиста из Грозного, Башира Чахкиева и его коллег. Они собирали материалы о моем деде для музея, который хотели открыть в своем городе. Естественно, они познакомились и со мной, потом стали предлагать мне поехать поработать в Грозненской филармонии, посмотреть родину моего прадеда Магомета». Было это в самом начале шестидесятых годов. Муслим со своей юной женой Офелией приехал в республику и начал работать солистом Чечено-Ингушской государственной филармонии.  Об этом  своими воспоминаниями делится Заслуженный журналист ЧР, ветеран журналистики Лечи Магомаев в статье «Нохчи вара иза, нохчичух схьаваьлла…» ( «Чеченец он был, от чеченца рожденный…»), опубликованной в республиканской газеты «Даймохк» («Родина», «Отечество») №104 от 22 сентября 2012 года. Вот что автор пишет: «Если я скажу, что молодую чету приняли с радостью и создали им нормальные условия жизни, - это будет неправдой. Да, номер в гостинице «Кавказ» выделили. Да, 100 рублей оклад – месячную зарплату назначили. Но! -  сколько можно  жить в гостинице, не имея никаких бытовых условий , когда в семье ожидается пополнение?! А ведь молодая жена работала «в одной связке» с мужем – она была пианисткой и тоже стала штатным работником филармонии.  По три-четыре концерта в день, а потом  - бесчисленные поездки по горным селам в продуваемом насквозь автобусе «Кубань» и концерты, концерты… - с простудами, недосыпая, с перекусами на ходу… Сколько долго могло там продолжаться?  А тут как раз и предстоящий международный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Парадокс – но в списке  делегатов на этот форум фамилии Магомаева не было!!! Фамилия, которая должна была стоять под номером один – отсутствовала! Таким образом руководство республики, эти временщики, не  имеющие ничего общего с Чечено-Ингушетией и ее народом, продемонстрировало свое истинное отношение к гениальному певцу. Вспоминается  бывшая тогда  в ходу фраза, якобы, сказанная одним из партбоссов: «Хватит с нас и одного Махмуда Эсамбаева». Мол, для маленькой Чечено-Ингушетии два гения – чересчур много. За этими несколькими словами угадывается если не презрение, то, по крайней мере, неуважение к коренному населению. Узнав, что в чечено-ингушском составе на фестиваль нет фамилии Муслима Магомаева, азербайджанская делегация, которая уже была в пути в Ростове-на-Дону, включила певца в состав своей делегации. Так Муслим Магомаев попал в Хельсинки. И вернулся оттуда известным на весь мир. Вернулся в Азербайджан, где ему создали все условия для плодотворной работы!»
Далее в статье Л.Магомаев пишет: «В июне 1964 года три представителя Чечено-Ингушетии - корреспондент  газеты «Грозненский рабочий»,   впоследствии ставший редактором молодежной газеты «Комсомольское племя» Лема Баширов, известный в республике журналист Башир Чахкиев  и автор этих строк -  были делегированы в Баку на семинар. В один из вечеров  нам стало известно, что деятели культуры Азербайджана, вернувшиеся из Москвы, где проходила декада азербайджанской культуры, дают концерт, в котором примет участие и Муслим Магомаев. Мы не знали, что Муслим  приехал по приглашению самогО  Гейдара Алиева – тогдашнего первого руководителя Азербайжджанской ССР  и что он вырвался на родину всего лишь на два дня. Приглашение Г.Алиева и его внимание к личности артиста – свидетельство уважения и авторитета М.Магомаева…
Нашей тройке М.Магомаев уделил большое внимание и проявил кавказское гостеприимство:  пригласил к себе и мы имели возможность почувствовать, насколько Муслим деликатен, учтив, вежлив. Ни голосом, ни неприятными воспоминаниями он не дал нам почувствовать никакого чувства стыда или неловкости из-за того, чтО было и как поступили с ним в Чечено-Ингушетии. Напротив, живо интересовался положением дел в республике… Единственное, что он позволил себе, - это то, что со словами «Вот такой «подарок» получил я от руководства Грозненской филармонии, когда я был на стажировке в Италии» - и положил перед нами предъявленный ему администрацией гостиницы «Кавказ» счет за проживание там…  Почувствовав нашу неловкость, Муслим дал нам понять, что не собирается отворачиваться от своего народа. Но творческая судьба великого певца сложилась иначе… И в этом нет никакой его вины. А на память о той встрече у меня сохранилась фотография, снятая в аэропорту Баку, когда мы провожали его обратно в Москву. Я рядом с Муслимом, потому что он со словами «как-никак мы с тобой однофамильцы» поставил меня слева от себя…».
И вот спустя пять лет после той встречи Муслим Магомаев вновь приезжает в республику – 3 ноября 1969 года.  Мне кажется, это красноречивое свидетельство его верности своим корням, зову предков. Ведь и его отец Магомед Магомаев одно время работал художником-оформителем Чечено-Ингушского национального театра. И с этой должности ушел из Грозного добровольцем на фронт в 1942 году.   
Муслим Магомаев-младший родился и  жил и  в Баку. Эта земля вскормила его – человека с большими природными дарованиями, дала могучие крылья его несравненному многогранному таланту. Поэтому он вправе говорить: «Азербайджан – мой отец, Россия – моя мать». А для всех людей,  покоренных его несравненным голосом,  он  останется кумиром на все времена!