Маменька моя. Бабушка. Хождение по архивам

Наталья Банецкая
Предыдущая часть  http://www.proza.ru/2019/01/04/1175


Я зашла в тупик , информация о моей родне полученной от оставшихся в живых тетушек исчерпана. Бабушки , включая двоюродных, почти все, царствие им небесное , уже ничего сказать не могут. Читатель, если ты добрался до этой фразы, бросай  заниматься ерундой и беги допрашивать оставшихся в живых родственников, потому что завтра будет не у кого спросить, будут сожаления и совесть будет мучить. А может не совесть это, а души предков приходят к нам и вопрошают: « Ты имя мое, хотя бы имя, помнишь? Нет, не помнишь? А куда ты душу свою понесешь в первые дни после смерти? По какому пути? Заблудишься, оступишься, а я бы помог ». Это ведь не зависит от вероисповедания, атеизм – это  тоже вера. И никто и не отрицает, что мир управляется или живет по каким–то законам, может не осознанным, но законам. А если попытаться их сформулировать, то очень уж похоже на заповеди получается. А когда жизнь прижимает, все вспоминают о боге, все. Это я для  сынов - атеистов посткоммунистических времен  пишу.
 Селения в которых жили мои предки стерты безжалостным временем с карты страны. Я ринулась искать корни в архивах. Первая моя двухдневная поездка в ГАКО (Государственный Архив Костромской Области) не увенчалась успехом. Я то была уверена, что бабка моя, Смирнова в девичестве, родом из деревни Селино. Дату  ее рождения по паспорту я знала точно. Седьмое января 1903 года.А умерла моя бабушка в селе Левокумка Минераловодского района Ставропольского края 27 августа  1981 года. А вот когда родилась? Седьмое января 1903 года? Ан нет, нет таковой в метрических книгах ни в январе 1903, ни в декабре 1902 года, это если по старому стилю.  Подробное изучение Метрических книг Селинской церкви не дало результатов, нет там ни Шабалиных, хотя об этом позже, ни семьи Матвея Смирнова, хотя  Смирновых пруд пруди. В метрических книгах села Георгиевского тоже нет Шабалиных, но зато аж пять Матвеев Смирновых, живших в разных деревнях вокруг села Георгиевское, и в период с 1903(дата рождения бабушки) по 1917 год,  размножавшиеся неимоверными темпами. Женщины умудрялись рожать чуть ли  не  ежегодно.  Детей крестили,  и имена  давали похожие. Анны, Николаи, Дмитрии. Один из этих Матвеев Смирновых – мой дед. Пришлось  мне  данные о рождении  детей в семьях Матвеев Смирновых  в табличку свести.  И вот, наконец, искомая запись в метрической книге села Георгиевского, Георгиевской волости, Кологривского уезда, Костромской губернии. Я испытала дрожь при ее прочтении, как охотник, наконец получивший свою добычу.  (см фото вверху). На изодранном в клочья, затертом листке метрической книги за 1903 год было  отрывочная запись: « рождена 25 декабря, крещена 26 декабря 1903 года.  Татиана. Проживающий в деревне Власова Георгиевской волости, крестьянин Ухтубужской волости, деревни …… Матвей Алексеев и законная жена его ……Григорьева, оба православные ….  На современный язык Матвей Алексеев  переводится как Матвей Алексеевич, а фамилии в метрических книгах не всегда писали, даже если они и были. И запись о восприемнице - свидетельнице то биш:"Проживающая в починке Малом Васильев ... не разборчиво.....Кологривская мещанка Мария Григорьева." Возможно это сестра матери моей бабушки. Неоценимая запись. Видимо на момент рождения бабушки собственности в деревне Власов у них еще не было, квартировали, очевидно. Очень важная отсылка: «крестьянин Ухтубужской волости», - это значит, что  более ранние записи надо искать в Ухтубужской церкви.  И вот что интересно, получается, что бабушка,  по паспорту рожденная 7 января 1903 года по новому стилю, родилась на самом деле 7 января 1904 года по новому стилю. И зачем ей год прибавили?  Вот и  определились сразу сестры и братья Татьяны  Матвеевны  Смирновой из ранее составленной таблички  по данным метрических книг из поселка Власовъ, что в 58 верстах от уездного города Кологрива.
продолжение  http://www.proza.ru/2018/01/24/1137