Сердитая, очень сердитая! бабуся

Виталий Бердышев
21.09.17 г. Сегодня в четвертый раз в этом году добрался до леса. Природа, лес для меня - половина жизни. Счастье общения с ней дает новые силы, открывает скрытые резервы, возвращает надежду. Удивительно, как это я, с трудом передвигающийся по комнате, еле доползающий (на двух палках) до садового участка (под названием «огород»), способен преодолевать целые километры по лесным завалам и моховым болотам! И ведь могу же! Со скрипом, с многочисленными остановками, на двух палках, с сумкой за спиной («лесной, стратегической»!). И еще способен собирать грибы и ягоды – правда, ползком, на коленках, преодолевая постоянную боль в спине и ногах, резкую ограниченность движений, боязнь полного «заклинивания» позвоночника и т.д. И все равно это счастье!

Итак, я в лесу. Решил сходить на болото в надежде найти там хоть какие-нибудь ягоды, а может, и грибы. Пошел ближайшей дорогой, частично расчищенной от сплошных завалов. Шел с остановками около часа (нормальные люди за двадцать минут доходят). Посидел на качающемся бревне и углубился в густой кустарник, окаймлявший северо-западную часть заболоченной территории.

Болото не меняется. Те же кочки, те же упавшие стволы сосен. Может, и ягоды есть: клюква, брусника. В былые годы они были рассыпаны по всем кочкам в этих местах. Внимательно всматриваюсь в желто-зеленый ландшафт, но ягод не вижу. Возможно, есть дальше, на брусничной сече, откуда я носил ее бидонами?
Сеча рядом. До нее метров двести. Ее хорошо видно – вдающуюся клином в болотное пространство. Медленно иду между моховыми кочками, утопая во мху, а местами продираясь сквозь высокую густую траву. Нелегкое это дело – ходить «на костылях» по болоту… Осталось совсем немного – «еще одно, последнее усилие». Вдруг вижу, из-за куста бабуся выходит, маленькая, худенькая, немного сгорбленная, - видимо что-то собирает. И как я ее раньше не заметил?

- Ты куды на своих ходулях мчишься? Грибы что ли собираешь, опята?
- Да какие же на болоте опята? Хочу ягод посмотреть.
- Нету тут ягод.
- Раньше клюква бывала, и брусника тоже. Вон кричат где-то. Значит, тоже ищут (Впереди, в глубине болота, слышалось отдельное «ауканье»).
- Вот и мчись туда, а тут не маячь! Все кочки перемял своими палками.
- Без них не получается, иначе ползком придется.
- Вот и ползи отселе, коли ходить не можешь. Нече на болото соваться.
- Придется выбираться… А Вы-то что набрали?
- Чего надо, то и набрала – любопытный больно!... Иди, иди, чего пялишься. Да бросай свои палки – нечего придуряться-то. Был бы хромой, не дошел бы досюда!...

Оно и правда. Не всякий инвалид рискнет по болоту топать. Для этого его (болото) сильно любить надо. С его мхами, кочками, дурманом, низкорослыми березами и соснами, болотными хлябями, комарами да мухами, ужами и гадюками и всякой иной живностью. Грибы и ягоды – это лишь красочное дополнение ко всему болотному разнообразию – его флоры и фауны. Видимо, моя любовь ко всему этому пересиливает страдания. Вот и мечтаешь о новых встречах.

Выбрался я, наконец, на более высокое место, на котором в прошлые годы росла брусника, и был разочарован ее отсутствием. После нашествия сюда многочисленных сборщиков во мху остались лишь одиночные опавшие ягоды.
Одни разочарования: ни грибов, ни ягод. Да еще эта сердитая бабуся… С такими в лесу редко встречаешься. Все больше сочувствующие попадаются, сострадающие. Помочь хотят, показать, где лучшие ягоды собрать можно. А то и восхититься твоей настойчивостью и любовью к лесу. После таких встреч преодолевать легче становится, Надежда и Вера появляются, силы невесть откуда берутся… Но ведь попадаются, как сегодня, и иные, даже в лесу! Откуда они? Вроде, все в одинаковых условиях живем, в одинаковые школы ходим, среди одинаковых людей находимся. Видимо, генетика во всем виновата. Хоть на нее теперь можно свалить необъяснимое. И как не вспомнить кота Леопольда: «Люди, давайте жить дружно!» Так-то будет куда спокойнее. Иначе и лес тебе успокоения дать не сможет, … хотя и здорово помогает.

А в тот раз я все-таки не пустым домой вернулся – «осеннюю» чернику нашел. Почти полбидона собрал. И восстановил душевное равновесие.