Ломы. Первые встречи

Виталий Бердышев
С Ломами моя семья познакомилась в 1972 году, когда мы впервые приехали на отдых в Иваново в летнее время. В этот чрезвычайно засушливый год ягод и грибов в лесах было мало, и мы больше отдыхали у воды - у Востры в районе деревни Горшково, или на Уводь-строе. Более частые визиты в ломовские леса начались у нас со следующего года.

В то время из Иванова до Ломов ходило два автобуса, которые постоянно были переполнены жаждущими отдыха на природе горожанами. Их привлекали прежде всего молодые, богатые ягодами и грибами леса вокруг поселка и в какой-то степени весьма примечательное торговое заведение в виде ларька (совсем рядом с остановкой), где отдыхающих угощали пирожками, разными вкусностями и напитками, основным из которых было пиво. Около киоска были оборудованы несколько столиков, за которыми постоянно можно было видеть усталых грибников с гранеными стаканами и кружками. В каком году и по какой причине оно вдруг было ликвидировано, так и осталось для нас тайной.

Наше детальное знакомство с природой Ломов началось в 1973 году с обследования самых ближних лесов, где как раз начали развиваться черника и земляника. Леса были в основном сосновые, молодые, как я узнал потом, - послевоенной посадки, и в полной мере соответствовали развитию ягодника. Несколько раз мы ходили туда всей семьей, принося домой два бидона великолепных ягод. Дальше трассы газопровода, идущего на Кохму, мы заходить тогда не решались.

В ожидании автобуса устраивались на отдых у Востры. Мылись, полоскались, ходили босиком по песчаному мелководью. Любовались ракитником и ивами, разросшимися по берегам реки. Созерцали красавиц стрекоз и бабочек, порхающих повсюду, отгоняли назойливых комаров и слепней; вдыхали аромат пышной таволги, заполнившей почти всё прибрежное пространство. Порой удавалось наблюдать за стайками рыбешек, резвящихся на мелководье и быстро скрывающихся на глубине - в ближайшей яме... Медленно текли струи, разбиваясь о песчаную косу, журчала вода, в такт течению колебались на быстрине водные цветы и травы. Размеренный ритм движений и звуков успокаивал и умиротворял, погружая в некий транс наяву - как это всегда бывает во время отдыха у воды. Это состояние блаженства и покоя постоянно влечет нас к ней, притягивает, манит к себе, - порой просто для спокойного созерцания...

Особая, "ландшафтно-водная" терапия - оздоровление посредством созерцания у воды: у реки, у озера, на берегу моря. В каждом отдельном случае своя аура, своя внутренняя, духовная сила, свой, особенный комплекс множества воздействующих на нас факторов. И каждому жаждущему можно подобрать свой, наиболее действенный, наиболее эффективный.

В следующем году мы уже намного смелее ходили по ломовским лесам, решаясь уже и на дальние походы - к деревням Самсоново, Стромихино, Полмыцино и Якимово. И тогда мы познакомились с тишиной и духовной благодатью наших деревенских мест, с очаровательной природой и удивительными, к Богу приобщенными, людьми, проживавшими там. И сколько было незабываемых встреч и находок!

Именно там, в лесах у деревни Самсоново, мы нашли "заколдованную" березовую рощу с огромными белыми грибами, не вмещавшимися в наши корзинки, напрочь утерянную нами в последующем. И у той же деревни, по направлению к Полмыцино, познакомились ещё с одним, Богом одаренным "грибным треугольником", на котором целый месяц собирали белые, растущие там постоянно и в неимоверном количестве. По дороге к Самсонову, у так называемой "Красной стены" собирали великолепные маслята. А у многокилометровой просеки "Дворишки-Якимово" находили богатые ягодники (чернику и малину). К северу от Стромихино и Полмыцино обнаружили молодой сосновый лес (лесопосадки) с развивающейся в нём земляникой. Это был именно тот лес, который дал в 1980-1982 годах невиданный урожай этой ягоды, за которой приезжали сюда сборщики из Шуи, Кохмы, и о котором шла молва по всему Иванову.
Памятным оказался для меня со старшим сыном поход в те края, к Самсонову, когда мы попали под невиданную грозу и чудом выбрались, бегом по колено в воде и в снегу, из малознакомого нам леса... И люди. Особенно запомнилась пожилая семейная пара, приезжавшая в те края на велосипедах за ягодами, из Иванова и поведавшая нам об основных красотах и ориентирах тех районов. С ними я встречался и в последующем, во время моих одиночных визитов сюда, вплоть до 1980 года, когда я в последний раз увиделся с хозяином семьи и успел передать ему первые ягоды, собранные на полянах "Земляничного царства"...

В последующие годы мне снова и снова удавалось добираться до полюбившихся "Самсоновских просторов". И даже тогда, когда пришлось ходить уже на двух палках. И каждый раз я был благодарен им за встречу и возвращение к своей молодости, и даже тогда, когда приходилось возвращаться с пустыми бидонами...