Тролль из Костомукши. 5. 10 000 секретов

Евгений Пекки
 10 000 секретов фирмы “OBLOW”.

Костомукша не велик город для автомобиля. Через десять минут Сергей уже стоял у двери в подъезд, а его друг пока возился у машины, включая противоугонку и снимая «дворники» с крепежа.
 Накрапывал мелкий противный дождик. У гостя возникло желание в тёплом подъезде, а не на промозглом ветру,  подождать хозяина квартиры, где предстоял вечер с кофе. Однако, дёрнув дверь подъезда за ручку, он её открыть не смог – она не поддалась даже на миллиметр. Повторные усилия имели тот же успех.
 В это время подошёл  его друг, и открыл дверь своим ключом, пояснив на всякий случай, что после двадцати двух часов, гостя может впустить хозяин только лично, спустившись вниз по вызову, или с улицы своим ключом.     В вестибюле подъезда он заглянул в бытовую комнату, которую открыл этим же ключом, сказав:
– На всякий случай на запаску глянул, на месте ли. Вчера выгрузил её – нужно было багажник освободить.
Когда они, выйдя из лифта, стояли у квартиры и Валентин открывал её дверь всё тем же ключом, Сергей обратил внимание, что у него на брелке с гербом Финляндии висят всего два ключа: от машины и этот – от дома.
Потом хозяин начал хлопотать на кухне,   а гость листал цветные журналы, сидя в кресле и размышляя о том, что даже в развитом социализме в СССР люди живут всё–таки по–разному.  Нет, понятно, что при разной зарплате и возможности у них разные. Директор комбината купил  «Волгу», хотя за ним по утрам приезжает казённая, что у артиста Аркадия Райкина тоже «Волга» есть и четырёхкомнатная квартира на Арбате. Однако такие люди заслужили свои блага и их не так много. Но, вплотную контактируя со своим нынешним товарищем,  наладчик с комбината уяснил себе, что  ещё есть «блат», есть те, кто работают по распределению благ и этим пользуются, а есть и те, кто «крутятся», т.е. находят возможности пополнять бюджет не на тяжёлой работе.  Его дружок относился к этим, последним. Он с его зарплатой, рублей в сто пятьдесят, имел всего значительно больше, чем наладчик с зарплатой в двести. Как–то раньше это особенно ему в голову не приходило. Вокруг жили и работали такие же, как и он – представители советского пролетариата.
– О чём задумался, мыслитель?
Валентин вошёл с подносом, на котором дымились чашки с кофе и горкой лежали бутерброды с ветчиной.
– Хорош, раздумывать, давай лучше «заморим червячка».
– Всё удивляюсь некоторым вещам. Почему финны построили дома, а ёлки и берёзы у них растут рядом с домами, как и росли. Смеситель в ванной не с двумя вентилями, а с одной ручкой как у вертолёта и дело справляет. Ключ и тот – один все двери открывает. 
– Ну, не все, –  улыбнулся, товарищ, – только те, которые положено. Дверь в соседнюю квартиру я открыть не смогу. Каждый житель свой подъезд открывает без усилий, но в соседний подъезд я так просто не зайду.
– Хитро придумано. Я, помню, в общаге жил, было дело. Там тоже ключи от подъезда и от комнат были одинаковые. Однако я и комнату соседей мог открыть спокойно.
– Это всё фирма “OBLOW”. Видел, в каждом подъезде их реклама: « Замки “OBLOW” – удобство, качество, безопасность», «У наших замков 10000 секретов». Финны в нашем городе и пяти тысяч квартир не построили, так что можно быть уверенным, что ключ подобрать не смогут. В этой фирме разработчики не зря, видно, деньги получают.
– Я мне такой замок купить можно?
– Дверной – нет. Они их устанавливают в тех домах и квартирах, что сами строят. Замки не ломаются и замены не требуют, гарантия десять лет. Навесные замки недавно в продаже появились в хозяйственном магазине, но стоят они не дёшево.
– А копию ключа можно сделать?
– Да. Только в домоуправлении. Там специальная машинка есть и болванку только этой фирмы в неё можно вставлять. Номер называешь, который на ключе стоит и паспорт с пропиской – через полминуты копию тебе за малую плату вручают.
– Что, уже делал?
– Я иногда своим людям даю квартирой попользоваться недолго. Так что ключ для друзей у меня есть. Может, когда-нибудь и тебе понадобится. Лучше скажи – ты подзаработать хочешь?
– Конечно. Только у нас в городе «халтуры» почти нет. Вон только письма разносить, да ещё в овощном магазине гнилые овощи выбирать и выбрасывать. Но это не для меня работа. На комбинате практически исключено.
– Конечно, не для тебя с твоей головой и здоровьем гнилушки перебирать. Я тебе что–нибудь придумаю. Сегодня пятёрку ты заработал.
– Я вроде как и не делал ничего.
– Иногда даже просто твоё присутствие  – это уже работа. Так что, заходи почаще. А это твоя, – сунул он пятирублёвку товарищу в нагрудный карман.
По дороге домой Сергей увидел, что дверь в одном из подъездов дома, мимо которого он проходил, приоткрыта. Дом был финской постройки. Подойдя поглядеть в чём дело , он обнаружил, что язычёк замка выдвинут и обратно не убирается. Замок был испорчен, скорее всего, ударом ноги или тяжёлым поленом.  Достав из кармана универсальную отвёртку, самодеятельный механик попробовал починить замок. Однако. Когда ему с трудом удалось его отвинтить от двери, стало ясно, что в этих условиях наладить механизм не удастся. Он сунул замок в карман куртки и отправился по месту жительства.