О бдительности

Александр Пругло
После окончания института в 1977 году мне довелось некоторое время поработать по распределению сменным мастером на заводе. Когда получал распределение, обещали квартиру. Когда приехал - стали обещать комнату в общежитии, а квартиру -  через несколько лет. Ни того, ни другого я так и не дождался. А временно поселили меня в административном корпусе завода на первом этаже, рядом с проходной.

Комната, куда поставили койку, называлась «Кабинет гражданской обороны». На стенах висели плакаты с изображениями атомного взрыва и последствий применения химического и бактериологического оружия. В шкафах – противогазы, дозиметры, аптечки с противорадиационными препаратами. Знаете, как прикольно ночевать в обществе противогазов! Хорошо хоть скелетов там не было! Со мной в этой комнате поселили еще одного молодого мастера,также только окончившего институт. Его звали Володей.

Общение на досуге со своими сверстниками, местными жителями и молодыми рабочими, служащими завода  у нас поначалу как-то не складывались, и мы скучали, коротали время в том числе и за разговорами с дежурными вахтерами на проходной. Был телевизор, но он был на третьем этаже, в красном уголке, и показывал только один канал. Мы с Володей работали на одном участке, поэтому всегда были в разные смены, нормально общались только по выходным и при передаче смены друг другу. Молодые рабочие и инженерно-технические работники, работавшие с нами, почти все были женаты или замужем, им было не до нас. Оставались только школьницы и школьники из школы напротив, с которыми нам дружить было, согласитесь, как-то несолидно.

Поэтому и приходилось иногда вечерами от скуки выходить к проходной и беседовать со скучающим там и подремующим вахтёром. Наиболее дружеские отношения у меня сложились с пожилой женщиной, имени и отчества которой уже не помню.  Назовем ее Никитичной.

Никитична была родом с Западной Украины. Я уже тогда увлекался лекарственными растениями, привез с собой кучу травников и определителей, а также гербарии,  собранные мною за год до того в Карпаты и Прикарпатье во время студенческой практики на Ивано-Франковском ремзаводе. Поэтому мы с Никитичной нашли общие интересы, обсуждали эти и другие вопросы. Я подарил ей флакон настойки элеутерококка - тонизирующего средства, чтобы ей не так спать хотелось во время ночного дежурства. Она меня иногда угощала яблоками и домашней выпечкой. В общем, отношения у нас с Никитичной сложились дружеские и доверительные.

Когда я уже увольнялся с завода, то, как и полагается, ходил с обходным листом по складам, библиотекам, различным службам и так далее. Зашел и к председателю народного контроля (была на заводе в те времена и такая должность). Павел Андреевич, солидный высокий пожилой мужчина с седеющий пышной шевелюрой и приятным лицом, тут же подписал обходной. А потом попросил меня немного задержаться и указал на стул.

- Знаешь, Саша,- начал он, - ты хороший парень, у тебя ещё вся жизнь впереди. Я хотел бы, чтобы ты задумался над тем, что люди всякие бывают. Они будут попадаться тебе на жизненом пути. Одни добродушно помогут, с другими придётся враждовать... Но больше всего бойся тех, которые будут втираться к тебе в доверие, делать вид, что они лучшие твои друзья, чуть ли не ж*** лизать, а на самом деле готовить тебе пакости, пытаться тебя или твою карьеру угробить... Как, например, Никитична!   Могу тебе сообщить,  что она написала мне кучу доносов на тебя!

Я удивлённо раскрыл рот... А Петр Андреевич продолжил:

- Я, конечно, тем бумажкам хода не дал. Да и поводы чаще всего были смехотворными. Например, она после каждой твоей поездки домой сигнализировала,  что ты уходил на поезд с тяжелым чемоданом. Наверное, писала, каких-то железяк на заводе наворовал...

От посёлка, где находился завод, до села, где жили мои родители, тогда можно было доехать только поездом, который ходил через день, и на него нужно было садиться в два часа ночи. Кроме вахтёра  на заводе вряд ли кто видел, как я уезжал. В чемодане я возил книги: много покупал их на свои первые зарплаты. Также возил литературу для своих повседневных занятий любимыми делами.

- А ещё был сигнал, что Зоя Гелетей заходила к тебе в комнату, когда ты спал, и пробыла там целых 12 минут!

Зоя Гелетей и Света Жукова - это были малолетние проститутки,  которых к нам пристроили ученицами токаря через детскую комнату милиции. Они попали к нам после лечения в учреждении, которое тогда в народе называли иностранным словом "триппер-холл". Зоя и Света - это была наша головная боль, сплошные проблемы:  то прогуляют,то опоздают,  то штангенциркули и прочие ценные инструменты поломают или побросают где попало, а их воруют...

Однажды, когда я спал после ночной смены, ко мне в комнату из цеха зашла Зоя устраивать какие-то разборки: то ли ей чего-то там недоплатили, то ли чего-то не записали. Володя в это время был на смене, на проходной дежурила Никитична.

Я проснулся и был в ужасе... Возле меня стояла Зоя. Знаете, каково быть девственником и знать, что сифилис передаётся не только половым путем... Но Зоя подвинула стул на середину комнаты, и, усевшись в 2 метрах от меня, стала выяснять отношения. Еле от неё отбился, и она ушла.  Я тут же вскочил, оделся и побежал в туалет, находившийся в конце коридора, чтобы набрать воды и протереть стул на котором сидела Зоя водой с уксусом.  Комнату замкнул.

Дальше было ещё интереснее. Когда возвращался с водой, увидел Володю, тарабанившего в дверь (ключ от двери у нас был один, мы передавали его друг другу по смене).  Никитична, оказывается, вызвала Володю и сказала, что я заперся в комнате с Зоей!!!

А как раз накануне сварщик Фёдор Петрович рассказывал нам, что встал ночью в туалет. Туалет находился за домом. Чтобы туда попасть, надо было пройтись по дорожке мимо соседской времянки, где на квартире жили Зоя и Света. Федор Петрович, проходя по дорожке увидел, что у девок горит свет, а полоска окна не завешена. Любопытство взяло верх, сварщик заглянул в окно. Увидел совершенно обнаженных Зою и Свету, а также с десяток пацанов тоже голых, в очереди...

Сейчас об этом можно говорить с улыбкой. Но тогда… Не факт, что Никитична писала заявления только в заводской народный контроль. Может также в прокуратуру, в милицию или КГБ (завод-то немного был связан с обороной). Может, в горком партии или горком комсомола о моральном разложении комсомольца-руководителя.

В общем, получил я от Петра Андреевича урок на всю жизнь. Не всегда те,  кто с тобой дружит, твои друзья!  Возможно у них на тебя другие планы, цели или интересы.