Выше интересов королей. Солсберийский собор. Эт 29

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото автора - вид на собора из парка;   капелла Святой девы Марии;  перед входом в собор;   вид с террасы на внутренний дворик. Солсбери, графство Уилтшир, южная Англия.





Двенадцать километров пути от Стунхенджа до Солсбери пролетели незаметно. Отдохнувшие и "подзарядившиеся" от мегалитических камней, мы въезжали в небольшой городок, даже по меркам Великобритании.

Солсбери, как и многие города южной Англии, очень здорово отличается от городов севера. Присутствие нормандской архитектуры чувствуется здесь во всём.

Холм Олд Сарум на берегу реки Эйвон облюбовали ещё римляне. Окружив его земляными валами, устроили из него укреплённый форт и дали название Сорбиодум. Хотя первые поселения существовали здесь ещё в железном веке: местоположение холма рядом с рекой способствовало развитию ремёсел и торговли, защищало от неприятелей.

После падения Великой Римской империи юг Англии пережил вторжение войск саксов, затем викингов и норманов. При них город получил название на местный манер - Сиресбериг, впоследствии преобразованное в Солсбери. Именно при норманах в стенах крепости строится первый кафедральный собор.

Следует сказать, что уже к 9-10 векам жители южной части Англии, ассимилировавшись с язычниками саксами и викингами, исповедовали христианство. Которое было привнесено из кельтской крещёной Британии. Проповедниками которого являлись ирландские первосвященники Святой Колумба и Святой Патрик.

Но, то ли от возникших разногласий между гарнизоном крепости Сиресбериг и церковными властями, то ли по причине перенаселённости в пределах форта и нехватки ресурсов, в 1219 году монахи покинули крепость и обосновались на равнине в долине реки Эйвон, в трёх километрах от крепости.

Могу предположить, что дело было в другом.
В 1054 году в Европе произошёл раскол Церкви на западную (часто называемую латинско-католической) и восточную (греко-православную). Что обуславливалось появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий.

Вполне возможно, что разногласия возникли именно на этой почве. Древние церковные традиции, которых придерживались в крепостном соборе, построенном ещё при Вильгельме Завоевателе, были ближе к раннехристианским.

И вот тут стоит вспомнить, какое это было время для Англии.

Генрих II, Плантагенет, основатель новой, французской, династии королей Англии, был на царстве довольно долго: с 1154 по 1189 годы. В этот период увеличились английские владения: Уэльс и часть Ирландии практически вошли в состав королевства. И даже Шотландия оказалась в частичной зависимости от английского короля. Об этом периоде вассальных отношений Англии и Шотландии в моей миниатюре
http://www.proza.ru/2017/02/28/1463.

Генрих, как и другие британские короли в XI–XII вв., я бы их назвала "пришлые", рассматривал островные владения как нечто второстепенное, и за время своего правления, 34 года, провёл в Англии только 14 лет.

Плантагенеты были близки с римским католичеством. Например, один из сыновей Генриха 11, Ричард по прозвищу "Львиное Сердце", был организатором очередного Крестового похода. Обобрав английскую знать и вытряхнув все закрома английского королевского дома, собрал войско и надолго отправился в поход.

Безусловно, в таких условиях среди подданных английского королевства вызревало недовольство домом Плантагенетов. Что и послужило поводом к войне с Францией, которую потомки назовут Столетней. Но мы ещё краем коснёмся этой темы, вассальных отношений между баронами.

Именно к этому времени произошёл и разрыв отношений церкви в Солсбери с властью. Власть, как известно, поддерживала местных феодалов. Новому королю были ближе французские бароны, была нужна своя церковь и свои служители.

Таким верным поборником католичества стал епископ Пур, в 1219 году руководивший переездом монашеского братства на равнину.

Как и многому в Туманном Альбионе, эту историю окружили "туманом" и придали ей загадочность. Существует легенда о том, как епископ Пур выбирал место для будущего храма. Якобы он велел пустить стрелу с высот Олд-Сарум и заметить место, куда она упала. Именно здесь и был выстроен Солсберийский кафедральный собор Святой Девы Марии.

Подтверждением моим домыслам может служить и тот факт, что строительство нового собора было спланировано заранее. Среди всех других соборов Англии новый Солсберийский собор выделялся своей целостностью, и замысла, и исполнения.

И по сей день он поражает своей утончённостью и является образцом ранней готики. Тогда как большинство соборов того периода строились долго, как попало, затем перестраивались из романского стиля в готику.

Построенный всего за 38 лет во времена правления Генриха 111 и Эдуарда 1, влияние на которых оказывали папа римский и континентальная власть, французские бароны,  которые были заинтересованы в разорении английских землевладельцев, собор поражал воображение своим украшением.

Это и понятно: город Солсбери, как прибрежный город, находящийся вблизи от Французского побережья и являющийся форпостом для монархов, имел огромное политическое значение. А его католический епископат являлся оплотом новой власти на юге Англии.

Потому, несмотря на почти военное положение в стране и начало гражданской Столетней войны, на строительство выделялись огромные деньги.

Вероятно, всё же, от недостаточности средств и спешки, первоначально собор был выстроен без шпиля и без колокольни. Шпиль, поражавший своей высотой 123 метра, был достроен только к 1320 году.

Это единственный уцелевший шпиль собора, выстроенный в Англии ранее 1400 года, и по сей день считается одним из самых высоких. Чрезвычайно высокий шпиль, который выглядит устойчивым, на самом деле является наименее укрепленным во всей Британии.

Удивительно, как храм до сих пор под своим весом не провалился, ведь стоит он в низине, среди некогда болотистой почвы. Но опустился за это время (750 лет) всего на два метра. Башню постоянно поддерживают, изобретая разные способы укрепления.

Фасады собора имеют 130 разнокалиберных ниш, каждая из которых украшена резьбой и статуями святых. Но во времена Реформации большинство из них разрушили и осквернили святыни фанаты-пуритане. До нашего времени с 14 века дошло только 7 подлинников, остальные восстановлены в середине 19 века.

Наша бывшая соотечественница из Лондона была права, когда в самом начале путешествия из Лондона с придыханием рассказывала о величии собора.

В первую очередь поражает местоположение собора. Он стоит не в самом городе, а в зелёной долине на живописном берегу Эйвон, в трёх километрах от старого центра города. И потому обзору ничто не мешает. На фоне окружающих его отдельно стоящих деревьев он смотрится настолько естественно и гармонично, будто стоит там вечно.

Сегодня собор является центром Солсберийского епископства. Правда, уже не католической, а англиканской церкви. И носит официальное название Кафедральная церковь Святой Девы Марии.

Несмотря на то, что папство не желало терять власть католической церкви в Англии, разделение всё же состоялось. Окончательное отделение англиканской от католической церкви произошло при Генрихе У111, и насаждалось порой огнём и мечом. Земли у многих монастырей отбирались, а имущество реквизировалось в пользу сторонников короля.

Но Солсберийский собор, построенный по инициативе Плантагенетов, предков Генриха У111, это не коснулось. Слишком значим был собор для всей Англии.

До сего момента в капелле Святой Девы Марии, украшенной витражными окнами работы 13-14 века (см. фото), хранится копия одного из четырёх экземпляров "Хартии вольности". Это своего рода первая средневековая декларация прав человека, датируемая 15 июня 1215 года.

Именно ею закончилась война короля Иоанна Безземельного с французскими баронами, в которой он потерпел поражение, а Англии это стоило потери Нормандии. Хартия была составлена самими землевладельцами в своих же интересах. За всю последующую историю  Великая хартия подтверждалась в качестве действующего документа не менее сорока раз, а в 17 веке ее стали считать символом верховенства права и демократии.

Известен на весь мир Солсберийский собор и своими часами, самыми старыми из ныне действующих в мире. Часы были установлены на колокольной башне в 1386 году, и, как и все часы того времени, не имеют обычного в нашем представлении циферблата. Они отбивали время каждый час, но и по сей день показывают точное время.

Колокольня стояла отдельно, на север от собора, но в конце 18 века была разобрана. Сейчас вместо колоколов используют орган, установленный в 1877 году.

Не могу не остановиться на окружённом со всех сторон террасой внутреннем дворике, где растут два старейших ливанских кедра. Не удивлюсь, если им тоже по 750 лет.  Терраса с арочными портиками открыта и воздушна. Но посещение дворика запрещено. Вероятно, именно по причине того, что кедры представляют для собора большую ценность.

Уезжали из Солсбери с чувством наполненности, внутреннего комфорта. Думаю, прежде всего это связано с осознанием величия и мощи веры человека. Веры, которая способна сохранить храмы в веках. Веры, которая выше всех других мирских интересов.


"Маленькая Англия" большого острова Уайт. Этюд 30. " - http://www.proza.ru/2018/01/23/1245