Итак это воспоминание относится к эпохе моего счастливого отрочества, тинейджерства , если угодно. Уже готовилась поступать в университет на филфак и по литературе училась прилежно, собрание сочинений Пушкина, имеющееся у нас дома ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ПУШКИНА в десяти томах (Издательства Академии наук ) прочла от корки до корки, в том числе письма и дневники, откуда и взялся в сочинении весь материал, включая реплики нашего великого классика. За содержание упомянутого сочинения доброжелательная учительница литературы поставила мне 5 с плюсом даже прочла его вслух в двух параллельных классах. И вот после такого прочтения встречаю одного своего соученика из параллельного класса,"Б", кажется , а он мне :А Я ЗНАЮ ОТКУДА ты все это сдула
Я с изумлением : Откуда?!
ОН с торжеством: А вот ты и прокололось, что не сама написала…
Я так обиделась, что и слов не нашла в ответ.
А вот и мое тогдашнее школьное сочинение:
«Тетрадь для сочинений ученицы 10 А класса
Средней 739 школы г. Москвы
Панкратовой Элеоноры»
Киносценарий « Встреча Пушкина с Муравьевой в салоне Волконской»
Москва. Тихие зимние сумерки, когда все вокруг совсем синее : и снег и небо и белые стволы берез. Сани стремительно проносятся по улице и останавливаются у подъезда особняка с колоннами . Уже зажжены фонари. Мимо дома проходят два господина в длинных накидках . По другую сторону улицы проходит нарядная купчиха в лисьем салопе , за руку ведет закутанную в платки девочку . Тут же на другой стороне останавливаются двое молодых людей в цилиндрах ( общий план ).
Один из них: Взгляни , Пушкин в Москве
Другой : Летит в салон Волконской
Первый : Что рано так ?
Другой :Спешит увидеть Муравьёву.
Оба уходят .
Пушкин входит в дом, поднимается по изящной ( переправлено учителем на роскошную-ЭП ) лестнице. Не взглянув в зеркало входит в гостиную. Комната – воплощение изящества и хорошего вкуса. На больших окнах – кремовые шторы , справа рояль , стоит несколько стульев . На встречу Пушкину идет Волконская ( общий план ) Здоровается с ним
Волконская: Я так рада
Пушкин- Я тоже ( улыбается )
Волконская: Ну, что в Михайловском ?
Пушкин- Да все то же , нас от родни, избави боже!( смотрит грустно)
Здоровается со всеми присутствующими. К Пушкину подходит Вяземский ( средний план )
Пушкин Ну как , любезный Пётр Андреевич, моя рукопись ?Не нашла ли цензура что-нибудь в моем «Арионе». Впрочем она слишком тупоумна ( наклоняется со смехом к Вяземскому , все ищет непристойностей в моих стихах. Вы помните, что не понравилось государю-императору в «графе Нулине»?Зачем его превосходительство появляется в халате. Оскорбление русскому дворянству! Слово «урыльник» Его величество изволило зачеркнуть, а наверху надписать «будильник»(саркастически ) Истинно джентельменское замечание! Куда уж нам до будильника!
Вяземский (тепло улыбаясь )Надеюсь сейчас будет все хорошо, придраться не к чему. А аллегории цензура по своей глупости не заметит. Оба смеются. В углу длинный англичанин в смокинге беседует с какой-то дамой.
Пушкин берет Вяземского за рукав.
Пушкин ( Вяземскому ):
Уж не тот ли это мистер Вright , что ругал Россию у во вторник Пущиных ?
Вяземский (скептически улыбаясь) :
Наверное , он. Я был у Карамзиных, так он княжне Борецкой весь вечер толковал об Англии своей , и главное о паровых кораблях и чугунных дорогах. Бедняжка, чуть не умерла со скуки.
Пушкин( с неприязнью) Противный господин. Я, конечно, презираю свое отечество с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет это чувство .
Подходит Волконская.
Волконская: О чём Вы говорите, господа?
Вяземский:О «графе Нулине».
Волконская( улыбаясь своей спокойной чарующей улыбкой )О это прелесть, такая милая вещица.
Пушкин: Надобно Вам заметить, что я отнюдь не собирался лишь переложить в стихи эту соблазнительную историю. Не приходит ли Вам в голову , что это может быть пародией на римскую историю, на историю вообще.
Волконская: Не понимаю?
Пушкин: Вы помните из римской истории, как Брут изгнал царей из Рима ? По воле случая . Я и подумал, что ежели бы Лукреция дала пощечину Тарквинию в ответ на его наглые приставания, ей не пришлось бы зарезаться. Публикола бы не взбесился( делает ударение ) , Брут не изгнал бы царей, и история и мир были бы не те!
Волконская: Я помню, как это у Шекспира:
Придет пора, когда злосчастный случай, все истребит рукой своей могучей. О случай, ты всегда родишь напасть...
Пушкин:Да, Да .С этим я не могу согласиться. Впрочем, довольно о «Нулине».Где же Александрина?
Волконская: Она в маленькой гостиной.
Входят в маленькой гостиную
На диване сидит Муравьева. Она окружена дамами. Все смотрят на нее с восхищением. С ней говорит седая дама в бежевом платье.
Дама в бежевом платье: Как это благородно, что вы едете. Ничего не лелея и зная, что за жизнь ждет Вас. Государь дал разрешение?
Муравьева:Да Государь вызвал меня к себе , он так отговаривал меня не ехать , но разрешение дал. Как бы местные губернаторы не чинили препятствий.
Вздыхает.
Подходят Пушкин и Волконская .
Из гостиной слышится музыка Глинки. Пушкин здоровается со всеми , наклоняется к Муравьевой и произносит : «Je dois parlez a vous tet -a-tet» Она кивает. Волконская
уводит дам . Муравьева задумчива , но ее глаза блестят . Слышен романс Глинки
Пушкин Я слышал, вы были у государя ?
Муравьева Да...
Пушкин Ну и что же он ? Мил и приветлив с женой и жесток с мужем ?
Муравьева Быть может. Он прав по - своему.
Пушкин расспрашивает Муравьеву об отъезде. Она рассеяна, почти не слушает его. Все мысли ее стремятся в Сибирь. Лицо Муравьевой крупным планом , кадр расплывается . Экран делится горизонтальной чертой на две равные части.
В верхней части экрана паркетные полы, мраморная лестница. Затем ковёр, длинный- длинный красный ковёр. По нему проходят изящные бальные туфельки, блестящие башмаки , гусарские сапоги со шпорами. В нижней части экрана дорога на каторгу , слегка утоптанный снег, множество следов, следы от саночных полозьев ,валяются обрывки цепей.
Вверху лица тех, кого навсегда покидает Александрина .
Усталое (учительская правка – не тот эпитет )укоризненное лицо отца , заплаканное лицо матери, восторженные лица подруг.
Внизу лица ссыльных, страшные бородатые лица уголовников , идущих на каторгу. Лица декабристов спокойны и непреклонны. Во весь экран показано лицо Муравьёва . Кадр расплывается. Снова маленькая гостиная в доме Волконской. Глаза Муравьёвой полны слез.
Пушкин. Это прекрасно то, что Вы делаете. Вот , передайте им . Отдает ей рукопись . Муравьёва кивает.
Пушкин встает, горячо целует ей руки и уходит.