Строительство газопровода Сияние Севера

Валентина Банарь
Картинка с интернета

Ничто на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастье.
Сенека.

Победив ледяные метели,
Мы живем, как большая семья,-
На таежной седой параллели
Всех республик сошлись сыновья.

И бессильная бесится вьюга,
Бьет мороза свинец нам в лицо…
Наш Вуктыл – это наша заслуга,
Как Магнитка – заслуга отцов!

Нас судьба разбросает по свету
И немало еще создадим,
Но тоску о вуктыльских рассветах,
Как о юности, мы сохраним.

Нас навеки тайга породнила
Пусть не все попадем мы в гранит,
Согласитесь, Строитель Вуктыла! –
Это все-таки гордо звучит!

Коми. 1969г
 М. Тукалевский

Мы прибыли по приглашению на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку - строительства газопровода «Сияние Севера», истоком которого являлся Вуктыл. Вслед за геологами и геофизиками сюда пришли буровики и строители, чтобы создать магистральный газопровод Вуктыл-Ухта - Торжок. Он явился частью системы газопровода Северные районы Тюменской области - Ухта - Центр страны.

 Строительство газопровода « Сияние Севера  проходило в сложнейших условиях. Нитки огромных труб прокладывались в полном бездорожье по тайге и болотам. Уникальная многониточная газовая магистраль «Сияние Севера», протяжённостью 5400 километров, или почти седьмая часть экватора, была введена в строй в сжатые сроки. Вуктыльский газ горит в котельных предприятий и в квартирах  Москвы, Ленинграда, Череповца. От вуктыльского газа вспыхнуло пламя вечного огня в Минске...

Вуктыльский газ идёт по ниткам трубопроводов за границу, выручая для нашей страны такие нужные ей средства для выживания.
         
         Итак, прибыли мы 15 июля 1968 года в Вуктыл. Для проживания нам выделили половинку вагончика, показавшегося  нам тёплым и даже комфортным. Муж был принят на девятый участок треста «Ухтастрой», управляющим которого был С. Б. Янушевский, вначале бульдозеристом, а затем его перевели машинистом трубоукладчика. Меня назначили на девятый участок бухгалтером.

 Начальником этого участка был Кирюшкин Иван Семёнович. Он был превосходным руководителем. Очень бережно относился к рабочим. Знал всех не только по фамилии, но и по именам. Знал трудности каждого рабочего, по  возможности во всём помогал. Все рабочие отвечали ему беззаветным своим трудом.

Мне понравилась  рабочая атмосфера в поселке.  В основном, все прибыли по комсомольским путёвкам и по приглашению. Это была молодёжь от двадцати лет  до тридцати. Работали на этой стройке  также условно осуждённые и условно освобождённые, которые вышли из стен тюрьмы  за хорошее поведение.

 Но эти ребята также работали с огоньком, хотя задавали тон  всё же комсомольцы. Как я заметила, молодёжь была разных национальностей, но все работали дружно и слаженно. В основном, жили в вагончиках, всё это мне напомнило целину. Кирилл в работе был безотказным, поэтому с первой минуты заслуженно пользовался уважением.

     Головное предприятие «Ухтастрой» находилось в городе Ухте, поэтому деньги на зарплату рабочим и  на другие расходы нам, бухгалтерам и кассирам, приходилось перевозить с Ухты, в основном,  без должной охраны. Обычно нас сопровождали двое рабочих, иногда мой муж, безо всякого оружия, не было даже газового пистолета. Перевозили  мы по 250-300 тысяч рублей. (Для того периода - это были огромные деньги).Перевозили, в основном, на вертолётах.

У нас было в то время два участка: восьмой и девятый. На восьмом участке бухгалтером работала Валентина Яковлевна Несина-Овчинникова, на девятом я и мой кассир Лида Кондрашова. Лида  Кондрашова была аккуратная в работе, но в то же время «себе на уме». Характер у неё спокойный, по натуре - медлительная. С ней работать было хорошо. Правда, она мне сразу не сказала, что она уже бухгалтер со стажем; а я по простоте душевной её начала обучать азам бухгалтерского учёта, хотя сама ещё опыта в работе не имела. Лида, по всей видимости, не хотела брать на себя ответственность.

     Нужно отдать должное нашему бесстрашию - без должного сопровождения возить огромные суммы денег. Перевозили мы их в чемоданах, в основном, летали на вертолётах МИ- 6, МИ-8 и изредка на самолётах АН-2.Но после того как мы выдавали на основном участке часть денег, нужно было остальные разносить по объектам. Большинство строителей работало на СП-2. Идти нужно было через тайгу, более 15 километров по трубе - тысчёвке. Идти по тысчёвке было неудобно, но другого пути не было: кругом топь и болота. Но самое неприятное в этот момент - это мошка, кажется, что зелёная масса неотступно сжимает тебя со всех сторон: сверху, снизу, с боков и никакие крема не помогают.  Так что, таёжные леса при своём великолепии - совершенно особенный мир. 

      С нами  шёл в свободное от основной работы время кто-нибудь из наших мужей: Кирилл или же Анатолий Кондрашов. Но, как говорится, Бог миловал: за весь период доставки денег таким образом,  нас никто не убил и не ограбил, хотя в тридцати километрах от нас было поселение заключённых.
      
         Работать нашим мужьям было чрезвычайно трудно. Нередко трактора утопали в болотах, иногда там и оставались. Жизнь и здоровье рабочих в начале стройки ценили больше, нежели технику. И молодёжь старалась трудиться, не жалея себя, но и зарплату получали высокую. Работала молодёжь безотказно, по 15-17 часов в сутки, нужно было во время сдавать объекты. Работать непосредственно на трассах было чрезмерно трудно, как машинистам трубоукладчиков,  сварщикам,  так и водителям большегрузных машин, на которых подвозили трубы.
      Природа этого таёжного края покоряла своим богатством. В лесу -грибной ряд, ближе к речкам - заросли смородины, черёмухи.  На гарях - малинники, на болотах клюква; в борах - брусника, в густых ельниках - черничные поля. Какую хочешь ягоду бери, вёдрами, а грибы - корзинами. Для любителей охоты - рябчики, утки, куропатки и другие птицы. Безусловно, щедра на дары Вуктыльская  тайга, хотя в ней много злого комарья, изматывающего человека в жаркие дни.  Как работали наши мужья в такую погоду на открытом трубоукладчике, трудно себе представить, я бы не выдержала. В целом, жизнь здесь нам нравилась, трудились мы самоотверженно.
В начале 1969 года вновь прибыли комсомольцы с разных концов Союза. Среди них прибыл из Ленинграда и водитель Матвей Тукалевский, который впоследствии стал вуктыльским  бардом, создав много прекрасных песен.

     Его первая лирическая песня   «ВУКТЫЛЬСКИЕ КЕДРЫ», написанная о грусти и любви автора к своей жене, временно оставшейся с детьми  в Ленинграде, сразу как-то стала популярной. Она быстро разошлась по вагончикам и баракам. Её все запели и  признали негласным вуктыльским гимном.

       Вообще, создавалось мнение, что в Вуктыл приехали самые лучшие, самые талантливые, самые трудолюбивые юноши и девушки из всего Союза.
 Это было счастливейшее время для молодёжи того периода –  первооткрывателей вуктыльского месторождения, строителей газопроводов и самого города. Каждый с гордостью сознавал, что он причастен к великой «Стройке века» и к  строительству нового города – города газовиков. И хоть трудно было нам поверить, что на этих, казалось бы,  непроходимых болотах мы сможем построить наш город, мы его построили!
Наш красавец Вуктыл!