Янус

Юрий Юровский
Двуликий бог Января

    Двуликий бог. В пантеоне древнегреческих богов особое место занимает Янус. Это скорее не бог, а целое философское понятие. Как известно, греки считали философию царицей наук, и она нашла свое отражение и в божественных началах. Наиболее простое объяснение смыслу Януса, которое можно найти в словарях, звучит примерно так:

   «Янус изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое лицо бородатого старца обращено в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» – производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек.» (Википедия).

   В более широком понимании Янус символизирует двойственность. Та же «дверь», может представляет собой и вход и выход. Если существует «начало», то должен быть и «конец». В переносном смысле двойственность представляется не только двуличием и лицемерием. Ведь можно считать, что это и одновременно представленные в человеке «добро» и «зло». Ведь они, как правило, уживаются в человеке в виде отрицательных и положительных черт характера. Так, например, у многих людей наряду с жестокостью, проявляется крайняя сентиментальность. Хотя сама по себе сентиментальность не является положительной чертой, но уж, во всяком случае, не отрицательной. Скажем, палач и садист может искренне любить свою семью или животных. Да и в обычном человеке может одновременно уживаться и ангел, и демон. Вопрос лишь в том, кто из них доминирует. Порой трудно однозначно сказать, чего в человеке больше: доброты или злобы и ненависти. Говоря поэтическим языком, вряд ли можно определить:

                Что больше в пламени заката,
                Огня иль приближенья тьмы….

   Мифологический Янус имел и свои атрибуты. Первым из них был ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата (как и у апостола Петра). В качестве оружия привратника ему служил посох, для того, чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).

   В философском понимании Янус может символизировать дуализм. Так, в философском определении (Философский словарь) говорится следующее: «Дуализм (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу, двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала.

               Термин «Дуализм» был введён немецким философом X. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Одним из наиболее крупных представителей дуалистических взглядов был Декарт, разделивший бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю). Проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке (психофизическую проблему) Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.

   С господином Декартом я могу согласиться лишь частично. Может быть, какие-то из этих процессов и не зависят друг от друга. Но уж перенесенные мною инфаркт и инсульт (материя), явно были на нервной почве (дух), то есть имело место зависимость материи от духа. Но этот факт никак не умаляет в моих глазах величие Декарта, как ученого. Ведь, помимо философии, сей муж успешно занимался математикой. И хотя бы только за одно то, что им изобретена система координат, получившая его имя, Декарту уже при жизни можно было поставить памятник. Ведь система идеально простая. А, как известно, придумать что-либо простое наиболее сложно. И вот с этой коварной двойственностью Януса нельзя не согласиться.

   Остается открытым вопрос, кому из древних греков пришла в голову идея создать двуликого бога? А ведь это тоже был гений! Как жаль, что человечеству неизвестно его имя. И как долго еще нам придется возвращаться к структуре древнегреческих мифов и восхищаться умом и изобретательностью их создателей?