Нет срока давности у памяти...

Николай Старорусский
                Пять лет тому иль сорок назову, -
                Нет срока давности у памяти моей:
                Событья милые я вижу наяву
                Все сразу вдруг…
 

                Кто имеет право писать воспоминания? – 
                Всякий. Ибо никто не обязан их читать.
                (Олег Стрижак.  Мальчик)



Уходя на срочную службу в армию, сын  оставил мне задание: к его возвращению написать книгу воспоминаний о своей жизни, пусть пока в электронном виде.  И хотя у меня уже есть немало кратких записок о прошлом времени,  я два месяца медлил, не решив для себя, как строить мост: вдоль или поперек.

Но вот свершилось  значительное событие: сын принял присягу.  Это новое состояние наступило как раз в первый день настоящего (юлианского) Нового года.  Теперь уже как-то стыдно откладывать начало…

В чем видится  главная сложность и неопределенность работы?   Я не могу представить свою историю как цепочку последовательно упорядоченных  фактов и событий,  не  могу локализовать жизнь в пространстве и времени.   Вот,  скажем,  думаю о сыне в армии и одновременно вижу, как чуть больше века назад его дед, мой отец, такой же новобранец, отправляется на передовую Первой мировой.

Или вот прохожу мимо аптеки,  и вспоминаю: она – одна из трех в Городе, которая может быть в знаменитом стихотворении Блока; и с каждой из них связано событие в моей жизни… И, конечно, мне близок  и понятен герой «Белых ночей» Достоевского,  вспоминающий, как он вспоминал нечто, проходя мимо того же дома… 

Есть опасность, что такие мои  воспоминания закрутятся в вихрь, спираль… Но - приказ не обсуждается, а исполняется… Попытаюсь и я  наметить «главную последовательность»; за ответвлениями историй придется, вероятно, отсылать читателя к ранее написанному.   

                ___________

Самое тяжелое время блокады родители жили и работали в Ленинграде – пока были силы… Похоронили совсем маленькую мою сестренку - воспаление легких, лютая зима. .  С 1942-го служили на Дороге жизни.  Когда необходимость в ней отпала, Военно-восстановительное управление Ленфронта перешло к тоже тяжелым, но более радостным работам.  Родители перемещались по Ленинградской области в ремонтном поезде, в своем купе: Будогощь, Любань, Мга… Места самых страшных боев.  На всех станциях надо было восстанавливать техническое хозяйство . Отец, инженер. служил механиком, мать – просто рабочей.

С этого купе, с этого поезда и берет начало моя личная история.  Сохранившиеся бумаги позволяют предположить, а внутреннее чувство почти убеждает, что я – именно Мгинский ленинградец.  Быть может, потому и у моих детей совсем особое отношение к Мгинской дуге, с которой еще не ушла война.*

В положенное время мать уволили, и она вернулась в еще затемненный, но уже неопасный Ленинград. Вскоре Морской порт отозвал и отца. Я родился за два с небольшим месяца до конца войны, в роддоме на Канонерской улице. Интересно, что у матери  в детстве был адрес: Канонерский остров, дом 1.  Там служил техником ее отец, мой дед.


           Двойною жизнью мы сейчас живем:
           в кольце, во мраке, в голоде, в печали
           мы дышим завтрашним, свободным, щедрым днем,
           мы этот день уже завоевали.
                (Ольга Берггольц)

Тот день настал, и фронт ушел далёко,
войны оставив прежнюю печать:
патруль ночной торжественно и строго
в роддом сопровождал отца и мать.

Пути заветные мы позже повторяли -
мать возвращалась словно  в каждый час –
блокадный магазин в  таинственном подвале,
"Путьрем", убежище – о каждом свой рассказ.

Лишь путь один пешком не покорился…
Но знаю непосильный тот  маршрут:
чрез город весь, - мороз январский злился –
сестренку старшую на Волково везут.

С тех пор я время как тройное вижу:
прошедшее мерцает сквозь ТЕПЕРЬ;
из дня грядущего мне слышится  всё ближе
неясный шум надежды и потерь.


_________

*- http://www.proza.ru/2015/09/13/1642