Будни и праздники теплой весны

Валерий Ефимов
Главные даты апреля и мая

7 апреля - Благовещенье.

По Евангелию в этот день прилетел архангел к Деве Марии и возвестил ей "благую весть": у нее родится сын Божий Иисус Христос. В народе этот день известен как праздник освобождения птиц. Люди, спасая некоторые виды птиц от зимних холодов, содержали их дома, в клетках, и теперь отпускали на волю.Птицы разлетались, неся действительную благую весть: пришла весна!
В городах, например в Москве, был такой обычай. Люди шли на базар, покупали птиц, становились в шеренгу и по команде подбрасывали птичек вверх: у кого полетит быстрее и выше, тот, считалось, будет весь год счастливым. Но еще больше радовались, если пернатый друг, взлетев, долго кружил над головой отпустившего его человека. Отсюда и поговорка: "Летай дольше - счастья больше".
В народе говорили, что в этот день "девка косу не плетет, мужик бабу ..."
Улицы сел и городов украшались яркими лентами и искусственными цветами.
Дети сравнивали скворечники друг друга, определяли у кого ни выше всех. Устраивали торговлю: меняли два маленьких скворечника на один большой; два обыкновенных - на один резной, раскрашенный.
С днем Благовещенья связано много примет: день-то ведь раньше приходился на период равноденствия. Поэтому в природе от этого дня многое зависело.

Приметы Благовещенья:

Каково Благовещенье, такова и Светлая неделя (то есть Пасха).
Весна до Благовещенья - много морозов впереди.
Мокрое Благовещенье - грибное лето.
На Благовещенье мороз - урожай на грузди.
На Благовещенье гроза - к теплому лету.
Благовещенье без ласточек - теплая весна.
Благовещенье - птиц на волю отпущенье.
У А. С. Пушкина есть стихи, написанные им в южной ссылке:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.


18 апреля - день святого Федула.

Этот святой прославился тем, что помогал животным: излечивал их от болезней, подкармливал, спасал от холода в своей келье.
Этот день часто совпадает по времени с Вербным воскресеньем, когда пробуждалась вербочка - первое весеннее деревце. Верили, что вербные ветки в доме отгоняют злых духов от человека и от животных, передают  им свою силушку. Всей семьей ходили в лес вербу рвать. Ветки рвали, но дерево не губили, берегли. Говорили: "Из пятидесяти веток можно сорвать только одну, из сорока девяти - ни одной".
В этот день дети играли в вербохлест. Эта игра как вариант догоняшек или пятнашек. В народе к ней относились по-особенному, так как считали, что она может иметь серьезные последствия для каждого, по кому ударяют вербой.
Игра проводилась под песенку:
Верба, верба,
Вербохлест,
Бьет до слез.
Верба синя
Бьет несильно.
Верба красна
Бьет напрасно.
Верба бела
Бьет за дело.
Вербохлест
Бьет  до слез!

Сюжет игры прост: нужно догнать убегающего и ударить, точнее - исхлестать его пучком из вербовых веток . Каждому из игроков хочется, чтобы верба даровала  ему счастье, здоровье, но голящий бьет крепко, а ветки растения еще голые, их удары болезненны, поэтому не так-то хочется, чтобы его догнали. В народе говорили: "Вербохлест - бей до слез!". А у нас, в станице Магнитной, еще и добавляли: "Бей до слез, до синеньких яичек!"... )))
Вербное воскресенье отмечалось ровно за неделю до Пасхи.

Начало апреля - начало мая - в этих границах, в разные годы по-разному, Могла быть Пасха - великий праздник христиан, который отмечался целую неделю, начиная со Светлого Воскресенья - дня, когда, по Евангелию, Христос ожил, воскрес после распятия. Народ не забывал и свой обычай - отмечать в это время праздник воскрешения природы, называемый Красной горкой. Он проводился на возвышенном месте, раньше всего освободившемся  от снега, где появлялась зеленая трава и цветы. Поэтому это и была Красная горка, то есть красивая горка. Молодые водили хороводы, играли, катались на качелях.
Последующая неделя за Пасхой называлась Фоминой, а во вторник на Фоминой неделе назывался Радоницей- день поминания родителей, всех умерших родственников. В эти дни надо было вспомнить родителей, привести в порядок могилки, оставить на них угощение, сказать  об умерших доброе слово.