Где же ваши деды, где же ваши бабки?

Нил Крас
                Фейсбукушки, бравы ребятушки,
                Где же ваши деды?
                Наши деды — нет, не краеведы,
                Вот где наши деды!

                Фейсбукушки, бравы ребятушки,
                Где же ваши бабки?
                Наши бабки — божии кульбабки,
                Вот где наши бабки!
                (кульбабка - одуванчик — укр. и рус.)

Кому нужен полный текст этой солдатской песни, обращайтесь по адресу: http://webkind.ru/text/56879388_26060507p981261748_.html, а мы займёмся более важным делом.

Два винницких сайта в последние годы обнародовали очень много нового об истории города. Это — сайты «Історія Вінниці» - сначала в «В контакте» (vk), потом - в Facebook (fb) и «Винничане» («Вінничани») - также в fb. Некоторые из опубликованных там материалов вызвали столь массовое участие в бурном обсуждении находки, что диву даёшься! Не всегда, правда, по письменным документам или фотографиям удавалось докопаться до истины, но были случаи, когда казалось бы безнадёжно утраченные знания о чём-то или о ком-то общими усилиями вытаскивались на свет божий.
Другие материалы, хоть и вызывали десятки откликов, так и остались неразгаданными. Слишком давно это было, свидетелей не осталось, и тому подобное. Что же, открытий всегда меньше, чем попыток их совершить. Но высказанные предположения, версии тоже имеют цену, так как указывают направления дальнейших поисков разгадки.
Наконец, поражает то, как мысль об одном порождает связанные с ней ассоциации — и при углублении в предмет обсуждения обнаруживается что-то иное, совсем далёкое от цели поиска, но не менее важное и интересное.

Здесь, однако, пойдёт речь о том, что должно быть известно ещё живущим винничанам, причём не только родителям родителей участников форумов или их  родителям, но и - самим участникам пожилого возраста, так как опубликованное, например, фото сделано относительно недавно, максимум половину столетия тому назад.

Среди участников — немало проживающих вне Винницы, но они винничанами, как правило, были. Если не они, то их предки. Одним словом, свидетелей (знатоков) вопроса есть ещё  д о с т а т о ч н о. Но почему-то никого углубление и расширение темы весьма часто не заинтересовывает, все остаются довольны достигнутым, хотя находятся ещё в пути, не осилив и половины дистанции до выяснения полной истории события или объекта. Как говорится, используется не весь потенциал возможностей.
А это — важно: без каких-то мелочей, из которых складывается цельная картина, истории развития города просто не понять, в чём все мы не раз убеждались.

Простой пример: названия улиц. Я повторяюсь, но в этом столько наглядности, что  спорить, вроде бы, и не о чём. Но сделали всё-таки шиворот-навыворот. В статье о бывшем садике Козицкого я писал: «Вот, будь моя воля, я бы поменял местами названия улиц, связанных с именами Артынова и Оводова. А то, что же получается? Несколько главных творений Гр. Гр. Артынова расположены на улице Оводова (перечислить? - каменные ступеньки к парому, водонапорная башня, дом Марьянчика, отель «Савой»), а улица архитектора Артынова упирается в … дом Н. В. Оводова. По ней, а не по, в будущем, «своей» улице ходил Городской голова на работу как в старое, так и в новое здание Городской Думы.» (http://www.proza.ru/2016/04/05/523 ). Дополню для ясности: красивый дом городского купца и мецената Авраама Ионовича Марьянчика — последний с левой стороны по пути с улицы Соборности в сторону теперешней Европейской площади. Да ещё — творческая мастерская Гр. Гр. Артынова располагалась также на нынешней улице Оводова. Возможно, городской Голова пару раз туда заходил, но не более.
Ладно, оставим эту тему с переименованиями, сто'ящими немалых денег. Возвратимся к «бесплатным» обсуждениям, которые почему-то не состоялись.

                ***

15-го декабря 2017-го года «Історія Вінниці» (https://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia/ )  опубликовала фильм «Против воли отцов», созданный более, чем девяносто лет тому назад, в 1926-м году. Всё в нём интересно, хотя для современного зрителя — по иным причинам, чем для зрителя второй половины 20-х годов прошлого столетия. Тогда, к примеру, никто не увидел ничего особого в кадре, где прохожие изображены на фоне большого, красивого дома (фото 1.) по улице Козицкого (бывшей до того Театральной). До'ма, во дворе которого с давних (ещё с довоенных) лет расположен кинотеатр. (см. Обсуждение фильма там же, 17-18-го декабря 2017-го года).
Только архитектор Людмила Денисова, хорошо знающая городские строения, дополнила: «Будинок з гарним ганком по вул.М.Оводова. Був на той час трьохповерховий. Хлопці йдуть до воріт - зараз проїзд - прохід до кінотеатру "Родина".» И выложила для всех фотографию этого дома (без указания даты съёмки) — фото 2.

То, что дом был когда-то трёхэтажным, бросается в глаза сразу: простая кирпичная кладка стены и обрамление окон четвёртого этажа значительно отличается от фигурной кладки нижних этажей. Заметно также отсутствие балконов на втором и третьих этажах. Сняты были, наверное, из-за временем повреждённых, уже ненадёжных несущих балконы балок. Зато - всё ещё уравновешено: три балкона на четвёртом и один, оставленный (с новыми, вероятно, балками) по центру третьего этажа. [ В середине 50-х срочно поставили новые балки (рельсы) на нашем балконе третьего этажа дома Бродского, так как балкон на втором этаже рухнул; к счастью, это произошло ночью, когда никого не было на балконе и под ним. ] 

Что' ещё интересно? Если в то время (ближайшее, полагаю, после надстройки четвёртого этажа) балконы, обращённые на улицу Козицкого, ещё имели пристойный вид, то балконы, обращённые в проезд между домами, уже обросли пристройками «самостийной» дикой архитектуры.
Что произошло с фасадом позднее, видно на снимках, которые сделаны в 2015-м году. На фото 3., сделанном мною со стороны фасада, несколько наискосок к башне Артынова (частично видна и боковая сторона дома), на фото 4., выполненном моим бывшим одноклассником Юрием Варшицким одним днём ранее с оси, как бы исходящей от угла дома, так, что видны - под углом - и фасад, и особенно хорошо -  другая, обращённая в сторону торгового центра, сторона дома.

«Гарный ганок» (красивое крыльцо) в кинофильме попал лишь частично в кадр, на фотографиях почти весь прикрыт деревьями, хотя обнаруживается без особого труда. Дополнительно на кинокадре видно также … окно над крыльцом. Откуда же оно взялось?!

Мне пришлось обратиться к помощи Анатолия Штейнбаха — моего одноклассника в течение всех далёких десяти школьных лет (1945-1955), ныне проживающего в немецком городе Кассель. По специальности Анатолий — инженер-строитель, возводил, в частности Новосибирский Академгородок, но работал также и в строительных организациях Винницы. От него я многое узнал об особенностях сооружения знаменитой винницкой арки, о чём было уже сказано в соответствующей публикации.
Память у А. Штейнбаха — не хуже моей, и он к тому же все школьные и многие послеинститутские годы проживал как раз в обсуждаемом нами доме. Так что в этом случае первенство, безусловно, за ним: и почти всё написанное ниже — с его слов.

Во-первых, дом действительно был трёхэтажным, однако чердачный этаж (до надстройки) также использовался для жилья. Во-вторых, четвёртый этаж надстроили в 1965-1968 годы. А. Штейнбах хорошо помнит, что в это время дом был поставлен на капитальный ремонт, а всех жильцов - на период реконструкции - переселили. Помнит он и такую деталь: проект капитального ремонта дома был выполнен одним из винницких проектных институтов ( директор Панич ).

Если глянуть на фотографии, представленные в моей подборке «Было и прошло», то на нижней фотографии в разделе IV (http://www.proza.ru/2017/06/20/1421 ) и на самой верхней фотографии в разделе V ( http://www.proza.ru/2017/06/20/1451 ) надстроенная часть дома уже появилась (если сравнивать с более ранними фотографиями этой части города ). Я там написал предположительно о конце 60-х, что совпадает со временем, указываемым А. Штейнбахом. Но эти фотографии могут быть и более позднего времени: первой половины 70-х годов прошлого столетия.

Самое же интересное — в-третьих: это «крыльцо» до надстройки четвёртого этажа переходило в эркер до самого верха дома. По другому говоря, четвёртый этаж по всему дому достроили, а выступающие части второго и третьего этажей дома (над «крыльцом») убрали.  А там, повторяю, был эркер. Кто не знает, эркер - выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещенность и инсоляцию. Эркеры бывают различной формы: полукруглые, треугольные или многогранные. И строятся они  чаще всего в несколько этажей, иногда во всю высоту фасада (обычно кроме первого этажа). Эркер в интересующем нас доме был, со слов А. Штейнбаха, четырёхгранный (см. выступ над входом во двор). В нём находились небольшие жилые помещения, поэтому в кинокадре и видно окно над «крыльцом».

Это — принятое в Виннице «улучшение» внешнего вида красивых зданий удалением «архитектурных излишеств» (терминология хрущёвских времён). Вспомните, как сделали «обрезание» бывшему реальному училищу (зданию финансово-экономического института), напрочь убрав красивый портик с расположенным на его крыше балконом. Как ликвидировали великолепный дом Шехтмана на углу тогдашних улиц Ленина и 9-го января (напротив Областной библиотеки им. К. А. Тимирязева), перестроив его на манер бункера.
Надстройки-достройки же в ряде случаев старались делать всё-таки хоть с каким-то учётом прежнего вида здания (школа №2 , окружной суд у садика Козицкого, пр.).

Во что превратился дом, на фасад которого снова прилепили когда-то, в самом первом варианте, существовавшие балконы (в «расширенном», против прежних размеров, виде), как варварски «обустроили» все шесть балконов на фасадной стороне дома - можно убедиться на фотографиях, сделанных в июле 2015-го года, на которые я уже указывал выше. Там же - «творчество» обладателей балконов на боковых сторонах дома. Цветовую гамму фасада закрасили. Получился дом — красаве'ц! В самом - теперь - людном месте города…

Я не могу отсюда - издалека - объяснить варварство по отношению к этому (созданному не по чертежам  ли того же Гр. Гр. Артынова?) строению, но найти материалы, проливающие хоть какой-то свет на произошедшее с домом, можно. Варварство не «Против воли отцов» города, а по их указанию или, как минимум, с их партийно-советского согласия. Никого к архивным поискам не призываю, но рекомендую впредь даже такие «мелочи» выяснять «до упора».

                ***

Возвратимся ещё на полгода назад, в май 2017-го года. Опять же Людмила Денисова -  из весьма небольшой - по пальцам можно перечесть - «молодой гвардии», подпитывающей оба упомянутых винницких сайта, представила «Винничанам» загадочный снимок (фото 5.). Без указания даты съёмки, без какого-либо разъяснения. Я поначалу решил: это фото из серии «А что бы это могло быть?». Но никто не попытался  принять участие в «игре», разгадкой не заинтересовался, а Л. Денисова почему-то её не сообщила.

Я написал Игорю Чепугову мою версию изображённого, но тогда ещё не ведал, что кто-то посоветовал Президенту обрезать связи Украины с миром через mail.ru (с какой только целью и как это повысило обороноспособность страны?). Моё сообщение не достигло цели, объяснение не было опубликовано. И вот — я хранить «тайну» этих нескольких строений более не в силах.

Сначала — ответ на вопрос «Где это?». Сейчас сообщу координаты по сегодняшним ориентирам. Но так как я был последний раз на этом месте лет  ш е с т ь д е с я т  тому назад, расскажу сначала о тогдашнем пути туда.

Сразу после войны был сооружён понтонный мост с южного конца улицы Козицкого на Старый город. Этот мост имел одну быстро отсоединяемую секцию - для прохода корабликов без и с баржами на прицепе. Полностью мост разбирался только перед ледоходом (в марте-апреле) и тогда старогородцы могли попасть в центр города только через Замостье и центральный мост. Перед каждой из его опор - против течения - стояли «быки», защищавшие опоры от ударов льдинами.

От моста на левом берегу Южного Буга отходили три дороги. Налево — по улице Глеба Успенского, прямо вверх — по улице Маяковского и направо немного вниз — вдоль левого берега Южного Буга (см. тут: https://www.youtube.com/watch?v=bqA_xvJhxoM, 1мин.10 сек.)  Последняя из этих дорог, по которой мы и пойдём, существовала только до запуска Сабаровской ГЭС на полную мощность. ГЭС была построена в 1934-м году, но после войны плотину надстроили, укрепили, поменяли турбины на немецкие, полученные как часть репараций от побеждённого противника за нанесенный им ущерб (об этом сообщил мне несколько лет тому назад Андрей Орленко). Включение ГЭС происходило прерывисто: электрические лампочки на Старом городе, который перевели на энергоснабжение из Сабарова, светили то весьма тускло, то совсем никак (других электроприборов, если не считать спиральные электроплитки, в домах тогда не было). Наконец, в начале 50-х всё наладилось — и уровень воды в Южном Буге значительно поднялся.

Затопило не только острова, но и часть берега. Дорога  (для гужевого транспорта) от моста и почти до улицы Бугский спуск ушла под воду. Вместо неё несколько выше, на крутом высоком берегу, протоптали узкую дорожку для пешеходов. Ещё выше была вторая, более широкая пешеходная дорожка до Бугского спуска, теперь она перекрыта владельцем этой территории. В самом начале этой дорожки, слева от неё, находился колодец, который использовался семьёй домика, построенного на пространстве между описанными дорожками, в метрах двадцати - двадцати пяти от улицы Маяковского. Электричество к этому дому, построенному ещё до войны, в первые послевоенные годы ещё не было проведено.

Далее - от прибрежной части улицы Бугский спуск (тот же киножурнал «Вінниця 1948 року / В місті над Бугом», в самом начале — 0:04) в сторону Сабарова - левый берег был широким в такой мере, что там не только имелась дорога, но были даже участки для коллективных огородов. В одно лето детская больница, которую возглавляла мама, получила там участок для сотрудников (участки ежегодно меняли, так как они отличались и качеством земли, и отдалённостью от города, и подъездами к ним). Это было в конце 40-х — и я был «мобилизован» для помощи в посадке картофеля и в сборе урожая.

Ещё дальше от реки находились скалы, в них — заброшенные каменоломни с озерцами, а над скалами — расстраивавшийся переулок Февральской революции. Дорога продолжалась до поворота налево наверх в сторону улицы 1905-го года (на другом берегу, несколько наискосок находится сейчас Свято - Троицкий скальный храм) и ещё немного далее (где в летнее время народ «пляжился»), после чего вода снова подступала вплотную к откосу и передвигаться можно было только по узкой пешеходной тропе, простиравшейся среди кустарника (она видна на фотографии).

Возвращаемся назад. По дороге наверх (см. фото), как было прежде сказано, можно было достичь улицы 1905-го года  и по ней — улицы Маяковского. Там, по правой стороне, находился Детский дом, в котором я бывал. А от берега по вьющейся правее крутой тропинке — ме'ста, где позднее был открыт детский санаторий.

Спускаемся обратно, вниз. Видны несколько строений, находящихся в довольно приличном, по всей вероятности — в рабочем состоянии. Одно из них — с трубой. Слева — надземная часть и вход, по всем признакам, в подземное хранилище. У берега — небольшой причал.

В известной всем телевизионной игре «Что? Где? Когда?» надо было ответить на один из этих вопросов, нам же — на все три.
Где — мы уже знаем? Когда — сейчас подумаем.
В моей памяти отложилась несколько иная картина, чем на фотографии: всё это было в определённой степени запущено. Плохо помнится (или совсем не помнится?) беленький домик справа, на фото - как будто только недавно выстроенный. Туманно — маленькое строение на заднем плане.
Я попытался выпытать подробности у трёх моих одноклассников. Увы, никто из них эти строения совсем-совсем не помнит, хотя один из них должен был проходить мимо них не раз и не два…

Выход из неведения могло бы подсказать расширение снимка влево (в сторону моста), потому что там находился небольшой хуторок: замысловатой конструкции (явно с пристройками разных лет) дом, дощатые хозяйственные сооружения (включая хлев), огороженный приусадебный участок, место выпаса (помню только коз и, если память не подводит, то и лошадку). По всей вероятности, там жили семьи работающих на этом секретном (по крайней мере, для нас нынешних) «предприятии». Правда, подозревать наличие там кабеля, пролегающего по дну реки для связи с располагавшейся на другом берегу сверхсекретной «ставкой Ворошилова», как-то не тянет. Хотя чем чёрт не шутит!

Итак, когда же сделан снимок? До войны — слишком «по-послевоенному» выглядит беленький домик. Но, с другой стороны — «довоенная» пустота вокруг. Тут мне необходима помощь: может быть, кто-то вступит в «игру»?

И, наконец, ещё одна нелёгкая задача: дать ответ на вопрос «Что?».
В игре «Где? Что? Когда?» при полной неясности принимались к обсуждению даже самые нелепые версии ответов. Поступим так же и мы.
Дом с трубой, значит там находилась какая-то машина, а труба — для выхлопных газов. Именно машина, так как печи для обогревания такая труба не нужна, а маленькая дымовая труба на крыше имеется. Другое дело — для генератора электроэнергии, тем более — видны электрические (?) столбы: первый у предполагаемого мною подземелья, второй — левее, на горке.

Но скорее эти столбы - для линии электроснабжения, а не - отвода электрической энергии. Но какая машина (какие машины) находится (находятся) тогда внутри? Сперва была мысль о том, что там — камнедробилки (https://www.youtube.com/watch?v=1KVyl_7cePE), учитывая близлежащие каменоломни, причал — для переноса щебня на грузовые баржи. Но тогда где же сваленные для дробления большие куски гранита, где горы накапливающегося мелкого камня? Да и находятся камнедробилки, учитывая возникающие при дроблении камня густые облака пыли, как правило, вне помещений, просто под навесами (https://www.youtube.com/watch?v=uXEQO7lwzOM) . Вытяжная (принудительная) вентиляция рабочего помещения с выбросом каменной пыли через уже отмеченную нами высокую, сложенную из кирпича трубу — не для тех времён социалистической индустрии.

От белого домика (лодочного гаража, ангара?) к воде проложено что-то похожее на приспособление (наклонный помост - эллинг) для спуска на воду и, наоборот, волочения лодок из воды и перетаскивания их в ангар. По виду - послевоенная конструкция, наверное, 60-70-х годов.
Плоскодонки на воде — это для переезда на противоположный берег, для рыбной ловли.

Так может быть запечатлённое на фотографии всё-таки как-то связано со «ставкой Ворошилова» на противоположном берегу. Может быть на фото — вспомогательные сооружения? Куда, к примеру, вывозили породу, оказывающуюся «лишней» при оборудовании ставки?

Я тут расфантазировался, а ответ, не исключено — прост. И его кто-то даст без особого труда, как бы походя. Не удивлюсь, если это будет сама Людмила Михайловна. В её ухоженном старогородском саду в середине мая —  столько неотложных дел, что не до расшифровки этой для нас во многом непонятной фотографии было …

P. S. Не забудьте, на всякий случай, показать фотографию своим прародителям:
«Скажи-ка, деда (баба),
                ведь не даром
                на фото - домик
                с гаражом-ангаром ... ?».

P. S.

Через несколько дней после публикации этой статьи на сайте "Історія Вінниці" появилось следующее разъяснение: "Виктор-юрий Кланцатый  спасательная станция на ст. городе. башенка а не труба для наблюдения. справа ангар для 2 катеров. в здании помещение для водолазного обор. акваланги старые УКРАИНА и тяжелое 3болтовое а также дежурка и пр. справа пляж. наверху пионерлагерь. дорога наверх через яр выходит на ул.Маяковского. наверху Нагорная чуть правее 3 ГБЦ. ДА бессменым начальником спас.станции был Дармограй водолазом Бреусов Петруха." (Явные опечатки я исправил, но сам текст не корригировал.)
Никто из многих тысяч участников этой страницы в фейсбуке не удосужился сходить на "место событий", узнать, что там было ранее, сделать фотоснимок...

см. также: http://proza.ru/2023/05/03/1033