Вебсик. Кубит наизнанку. - Глава 5

Юрий Грум-Гржимайло
Начало четвёртой истории - http://www.proza.ru/2017/12/30/1029

Мне не спалось. Покрутившись немного на постели, я понял, что сон не идёт. Осторожно, чтобы не разбудить Владу, встал. Сразу проснулся и перевернулся на лапы только что сопевший у брюха Дебби Пусь. Он хотел было громко зевнуть, но я показал кулак. Пёс укоризненно посмотрел на меня и только тихо потянулся.
Я подошёл к арке, за которой спали малыши, послушал их сонное дыхание, вспомнил «пиратов» и улыбнулся. Сделав Пусе знак рукой, я вышел с ним из нашего сектора дома на круглую площадку центрального холла и направился к лестнице. Около выхода снаружи я сразу увидел худую, если не сказать тощую, фигуру в набедренной  повязке, стоящую на голове.
- Не мешай, - шепнул я Пусе, придерживая его за спинку. Пусь уже оценил удобство положения и был готов облизать лицо Патрика (это был он). Мы направились в противоположную сторону, где у Ханни был поставлен столик со скамейками, но Патрик прервал медитацию и окликнул нас сам. Усевшись «лотосом» на своём старинном плетёном коврике, он приласкал Пуся и показал мне место рядом с собой. В отличие от Патрика, я не считал позу «лотоса» удобной для беседы, но деваться было некуда. Усевшись и поймав равновесие, я закрыл глаза, предлагая шаману пообщаться мысленно. Но он заговорил голосом.
 - Во время выступления Вебсика меня преследовала навязчивая мысль, что планета сама была создателем сегмента, который хранился на дне моря. Она была настолько сильной, что я не успокоился, пока не проверил, - сказал Патрик. – Да, это так. И ты знаешь, кто её создал?
- Скорее всего, Связитель Тот, - ответил я.
Патрик открыл рот от удивления.
- Откуда тебе это известно?
Я рассказал шаману историю, сообщённую Вебсиком нам с Михом.
- Как жаль, что меня не было с вами, - вздохнул Патрик. – Записи нет?
Я покачал головой.
- Ты же знаешь, что в его апартаментах ничего не запишешь. А потом на нас было нападение охранного робота, предположительно, марсианского, на старой военной базе.
- Что вы там искали? – спросил Патрик.
- Мих искал место для проведения выездного заседания Союза Континентов. – ответил я. – Мы с Ханни ему помогали. Считалась, что база заброшена уже века полтора, а выяснилось, что на ней ещё что-то водится. Сейчас СБ готовит её зачистку.
- Ты можешь остановить? – вдруг спросил Патрик.
- Чего – остановить? – не понял я.
- Зачистку. Мне надо самому там побывать.
- Патрик, назови аргументы, и передадим их Ростиславу Петровичу. Операцию он готовит, насколько я знаю. 
- Я не могу с ходу назвать аргументы, - сразу сказал Патрик. – Я только ощущаю, что пока ничего там зачищать не нужно.
- Я тебе ещё вот о чем расскажу, - добавил я и поведал ему о «корне»  и трагическом случае с Руди. – Первые жертвы уже есть, к счастью пока без летальных исходов. Но радости мало. Мы сейчас покинули Соловей, сейчас живём в Загорном, в доме на горе.
Патрик крепко  задумался.
- Мне нужно вернуться вместе с вами, - наконец сказал он.
- А город на дне? -  спросил я.
- Подождёт. Закрой глаза, я передам тебе то, что сегодня видел сам.
Я закрыл глаза и ощутил, что Патрик берёт мою руку. Некоторое время я ничего не «видел», потом возник туман, который резко рассеялся и я узнал  то, о чём рассказывал Мих – широкую ровную плиту с прямоугольниками и пирамидами. Прямоугольники казались левитирующими над полированной поверхностью громадной плиты, а пирамиды – словно обращёнными вершинами внутрь её. Я заморгал глазами, пытаясь прогнать возможный оптический обман, но он не исчез.
- Не напрягайся, - сказал откуда-то голос Патрика, - расслабь свой ум и представь, что ты вступил в неведомое. Если ты видишь искажения, то это говорит о том, что твоё сознание готово к трансформации и восприятию «изнанки».
Как только он произнёс слово «изнанка», так у меня возникла чёткая ассоциация видимого с неким шрифтом. Сам не знаю, почему.
- Да, это шрифт, - сказал тот же голос Патрика. – На доске им написано рельефным письмом всего одно слово – имя создателя сегмента.
- Связителя Тота? – мысленно спросил я. – А шрифт – клинопись, как у шумеров?
- Не совсем клинопись, - пояснил голос. – Свет, падая на эту пластину, уносит с собой информацию об её создателе.
- Свет проникает в толщу воды? – усомнился я.
- Вывернись наизнанку, тогда поймёшь, о каком Свете речь, - прозвучало в ответ.
Изображение пропало. Я открыл глаза. Шаман с улыбкой смотрел на меня.
- Патрик, ты прямо как Вебсик, советуешь вывернуться наизнанку, - сказал я.
- Я ничего тебе не говорил, - ответил Патрик.
- Но это же был твой голос!
- Я молчал. С тобой говорил Город, - заявил Патрик, вставая с коврика. – Если ты слышал голос, то можешь с ним разговаривать.  Что он тебе сказал?
- Я ж тебе говорю: «Вывернись наизнанку». Напоминает «Алису»  Кэрролла. Зазеркалье.
Тут меня осенила мысль, и я ляпнул:
- Патрик, это же здорово! При телепортации сюда в Гуан попал ты, только «вывернутый наизнанку»!
- Моя изнанка тут бы всех распугала, - отшутился он. – А если серьёзно, чтобы сделать что-то новое, именно изнанка и нужна. Ты что, правда думаешь, что это планета сама предложила с ней создать Круг? – Патрик лукаво прищурился, взглянув на меня.
Я поскрёб затылок.
- А что же, если не она?
- А вот этот самый сегмент, связанный Тотом.  Я потому и понёсся к Городу, проверить догадку. Геокристалл – он, что мой камень родовой, лишь транслятор-фильтр-усилитель,  как и все кристаллы. Та же мозаика, обручи для мыслеречи…  - Патрик не окончил мысль и замолчал. Но и так было ясно, что он хотел сказать.
Я вдруг вспомнил отсутствие Романа на заседании Союза Континентов и спросил Патрика, не знает ли он что-либо  про Самоедкина.
- А тебе не говорили? – удивился шаман.
- Нет, - ответил я, чувствуя неладное. – Я видел только его видеосообщение про «мула» и пещеру.
- После пробы с «мулом» он решил продолжить опыт с массогабаритной копией того испытателя, который когда-то был в «монтоке». Его данные они раскопали. Оказалось, они почти точно соответствуют данным самого Романа. Он загорелся идеей настроить нового «мула» на себя и во время настройки произошёл случайный запуск, -  сообщил Патрик. – Он исчез и пока не вернулся. Это случилось пару дней назад. Они там держат оборудование включённым, но, сколько выдержит  примитивная установка, никто не знает.
Тоска сжала сердце. Я отвернулся от Патрика и запрокинул голову. Надо мной крупно, не мигая горели звёзды. Их хотелось потрогать, понюхать… Вон – туманность Ориона, вон, у самого горизонта  -  Полярная звезда… Какие пространства, какое время, когда всё тут, только поднять голову… Эх, Роман…
- Вы давно знакомы? – тихо спросил Патрик.
- С института, - глухо ответил я. – Почему нам сразу не сказали?
- Вебсик просил не говорить до его выступления. Я тоже узнал об этом пару часов назад. Хотел Роману  сообщить, что Город разрешил мне вход. На вызов ответил кто-то из его команды и сказал.
Нас прервал Пусь, который коротко гавкнул в сторону пилона с лифтом. Он осветился, выпуская полуодетого Миха с четырьмя «щенками». Они сразу направились к нам. В руке Мих держал коммуникатор.
- Вы уже получили? – спросил он.
- Что именно?
- Пришло сообщение от группы Романа, я, наверное, не до конца понимаю, что происходит, - сказал Мих, протягивая коммуникатор нам с Патриком. «При повторной попытке проведения эксперимента по технологии «монтока» исчез Самоедкин. Аппаратура отключилась», прочитали мы. Я взглянул на время передачи – только что пришло.
- Мих, во второй раз Роман отправил себя вместо «мула», больше нам ничего не известно, - сказал я. – Он исчез.
- Надо лететь туда и разбираться на месте, - решил Мих. – Вы летите? Владу и всех остальных предупредит Ханни, она в курсе уже. Я пошёл одеваться, вам тоже советую.
Через полчаса будет коптер.
В холле мы встретили Ханни, Юлю и Владу.
- Как думаешь, нам остаться здесь? – спросила меня Влада, когда я запихивал в рюкзак свой «походный набор на все случаи жизни».
- Думаю, что да, - ответил я. – Возможно, будет нужен Круг, быстро соберёмся.
Свою лепту в мои сборы внёс Пусь. Он обхватил лапами мою ногу и намертво вцепился зубами в штанину. Никакие уговоры не помогли – пришлось его взять с собой.
Мы были уже в воздухе, когда мне пришло сообщение от Вебсика: «Роман в капсуле. Вебсик». Почти сразу за ним раздался вызов от Хельги Яан, которая взволнованным голосом сообщила, что в башне Меера сама собой закрылась дверь капсулы времени, а когда открылась вновь, то на диване внутри стало видно неподвижную фигуру человека, голова запрокинута назад, и лицо опознать не могут. Вытащить её тоже не получится - диван сразу качнётся, и капсула придёт в движение, а гулять во времени никому не хотелось.  Хельга передала снимок.
- Это Роман, -  сразу узнали фигуру мы с Патриком.
- Уаа, - подтвердил Пусь из-под моей руки.
- Уаа – это когда его оттуда вытащим, - тихо сказал я псу, передавая новую информацию оставшимся в Гуане. – Сейчас ещё не «уаа».
- Точно, - кивнул Мих. – Совсем не «уаа».
Он уже ретранслировал сообщения Вебсика и Яан группе Романа и запросил экстренный стратосферный прыжок с ближайшего  к ним  «морского старта» до Загорного или санатория Космофлота. Но его тут опередили Ион и Зет – нас будет ждать в Монтоке дисколёт СБ с ними на борту.
Я почему-то думал, что Роман ставил свои эксперименты непосредственно на месте изысканий, и нам придётся спускаться в подводный купол, но оказалось не так. На большой морской платформе была смоделирована натурная обстановка «монтокского эксперимента»,  воссоздан рельеф, здания. Детальный макет. При посадке я всё успел охватить взглядом. Встречали нас две женщины в одинаковых болотного цвета комбинезонах, в одной из них я узнал Милу Ланову, подругу Романа, снова напомнившую мне Милену Кисс. Вторая дама была старше неё, с гладкими, зачёсанными назад и собранными сзади в «хвост» соломенными волосами, выразительными выпуклыми глазами  и «утиным» носом на строгом вытянутом лице. Это была заместитель Самоедкина и второй человек в экспедиции Сигма Легерт, доктор истории.
Нам быстро все показали и рассказали. Во время тонкой настройки нового «мула» за неимением клона, Роман не придумал ничего умнее, как самому сесть в кресло, установленное в генераторе прокалывающего поля, чем-то внешне напоминавшем обыкновенную металлическую бочку на колесиках, если бы не мощные полудуги над ней. Новый «мул» должен был имитировать поведение испытателя, управлявшего устройством посредством рычагов. Один рычаг являлся простейшим противосонным устройством – тахографом. Левая рука «пилота» должна была находиться на нём постоянно во время «движения» устройства.  Остатки кресла и рычажной системы управления исследователи обнаружили в мусоре, так что считалось, что эта часть «почти оригинальная». Моделирование процесса показало, что «пилот» на самом деле ничем не управлял, просто разрыв контакта его руки  с тахографом позволял остановить запуск системы на каком-то начальном отрезке. Для первого «мула» Роман вообще исключил такую возможность и напрочь забыл об этом. Это и привело к катастрофе – пошёл неуправляемый запуск. Глупо до обидного.
- Ваш дисколёт прибыл, - сказала Мила, заметив машину в окне зала, и вышла встретить прибывших. С нею отправились Мих и Патрик.
- Доктор Легерт, - спросил я, сидя в кресле и теребя ухо забравшегося ко мне на колени Пуся, - а чем вообще подтверждается идентичность проведённой реставрации? Насколько я читал, сведений о «монтокском эксперименте», тем более остатков оборудования почти не сохранилось?
- Это не так, - улыбнулась она. Улыбка сразу изменила её облик, сделав мягким и приятным. -  Ничто не проходит бесследно, доктор Кивин. К тому же знакомый вам посол Вебсик проявлял большой интерес к работам Самоедкина и помогал нам. Изображения установленного оборудования сохранили стены, нам нужно было только научиться читать. Помните, как учёные в начале двадцать первого века прочитали письмена на папирусах, которыми обёртывали мумии? Специально подобранным освещением. Вебсик немного научил нас читать информационные слои, оставленные во времени. Вот, посмотрите, - она включила маленький голопроектор, и над столом возникло изображение комнаты и стоящего в центре устройства. Картинка была размытой, в серых тонах, чем-то напоминала рентгеновский снимок на старинной плёнке.               
- Мы не всё показываем из того, что увидели сами, доктор Кивин, - продолжила Легерт. – Я думаю, что понятно – у нас есть моральные барьеры и линии. Жестокость того времени порой описать трудно, понять – тем более. Они не останавливались ни перед чем, поверьте на слово.
- Охотно верю и знаю сам, доктор, - кивнул я. – Просто в связи со всем этим вопрос – насколько гуманной могла быть та установка? Не превращалась ли она для пилота… ммм… 
- …в камеру пыток? – помогла мне Легерт. – Да, мы себе не раз задавали этот вопрос. Однозначного ответа, к сожалению, мы не имеем.
Я задумался и перестал почёсывать лохматого друга, на что сразу получил напоминание лапой: чеши, мол. Но мысль уже пришла.
- Скажите, - вдруг попросил я Легерт, - нет ли у вас под рукой изображения той «марсианской» пещеры, которое принёс  первый «мул»?
- Есть, конечно, - она поискала в проекторе и вывела новое изображение. – Вот оно.
Я сразу понял, что возникшая интуитивная догадка верна. Проектор был слабоват для графических трансформаций, я провёл их мысленно и к приходу близнецов уже был убеждён в правильности своего вывода.
- Ион, Зет, можно вас на минутку? – попросил я, как только вновь прибывшие присоединились к нам. – Изображение знакомо?
Они молча кивнули.
- Мысленно попробуйте его «вывернуть наизнанку» и повернуть на 180 градусов, - сказал я. – Ничего не напоминает?
- Тоннель-пещера с биомассой под башнями Меера, - первым отозвался Зет. – Вид со стороны башни с капсулой времени.
- Точно, - подтвердил Ион. – Но, с другой стороны…
- С другой стороны, принесённый первым «мулом» снимок без всяких преобразований сильно напомнил Олегу Дегову одну из пещер Марса, - сказал я. – Так вопрос: где всё-таки побывал «мул» в первый раз?
Легерт с улыбкой показала мне большой палец.
- Замечательно, доктор, - сказала она. – Просто замечательно! У нас у всех было ощущение какой-то неправильности данного изображения, в том числе у доктора Самоедкина. Скажите, а проверить догадку можно?
Я посмотрел на близнецов.
- Снимки, сделанные ранее, у нас есть, - пояснил Ион, - но мы не уверены, что современное состояние там им соответствует. Там была катастрофа. Извините, но пора лететь. Мила летит с нами.
Я посмотрел на Сигму Легерт и понял её скрытое желание.
- Ещё одно место в салоне есть? – тихо спросил я Иона.
Он кивнул.
- Патрик решил остаться тут. Роман оставил какие-то записки, в которых надо разобраться – много математики. Так что его место свободно.
- Доктор Легерт, могу предложить лететь с нами, - сказал я.
- Буду очень признательна, - радостно улыбнулась она. – Пятнадцать минут на сборы и я готова.
- Мила, больше никто из команды Романа не может быть нам там полезен? – интересовался я.
- Пожалуй, пока нет, - подумав, ответила она. – Си обучалась у Вебсика и имела с ним контакт, у неё специальная настройка сканера для чтения слоёв. Они может помочь, если что… Юр, ещё  - маленькая просьба, не надо с Си так официально, а то вы с ней друг друга «докторите», а я при вас себя пациентом чувствую, - улыбнулась она.
- Ладно, предложу ей, - кивнул я.
Мила ушла за вещами, а мы направились к дисколёту. Пилот оказался мне знаком – с ним на Луну летали, он меня тоже узнал и потрепал Пуся, пропустив пса в салон «без проверки личности». Внутри я увидел Володю, Ханни и Владу, которой особенно обрадовался, будто расстался с ней не пару часов, а год  назад. Половину прохода занимала Дебби. Подождав, пока Пусь выплеснет на Владу и Дебби свои восторги, я занял кресло рядом.
- Мы решили, что дети и родители с Юлей пока побудут в Гуане, - сразу сообщила она. – А нам может быть полезен оператор маленького разведчика, специалист по биомассе и ханнериту, - сразу сообщила она. – Да, тебе привет от Михалины, ты ей понравился!
Я нахмурился, вспоминая, откуда мне знакомо это имя.
- Ну, вчера историки на наши раскопки прилетали - Михалина Снежик, вспомнил? Увидеться нам с ней не удалось, но мы теперь на связи, она славная девушка, - сказала Влада.
С другой стороны от меня заняла место Легерт.
- Доктор Кивин… - начала она.
- Давайте общаться дружески – на «ты» и по именам? – остановил её я. – Брудершафта тут нет, правда. Я – Юрий, рядом – моя супруга, Влада, с Пусем уже знакомы? Влада, это Сигма Легерт, коллега Романа.
- Просто Си, - улыбнулась она. – Спасибо, я тоже люблю так.
- Так вот, Си, о чём вопрос?
- Юрий,  когда вчера в Союзе Континентов выступал Вебсик, мы все ожидали, что он скажет про Романа. Почему он не сказал?
Я не успел ответить. Дисколёт взял резкий старт, и вдавила перегрузка.
Перегрузки были ощутимые. На высокой ноте под полом пели силовые генераторы. Кроме них полёт в атмосфере наполнял салон воем рассекаемого воздуха и ощутимой тряской. Зато меньше, чем через пару  часов, мы уже подлетали к санаторию Космофлота. Я беспокоился за Владу и ожидаемое потомство, но она уже обмотала себя стабилизирующим поясом и откинула спинку кресла, которое наполовину ушло  в противоперегрузочный кокон. Рядом с ней быстро устроился Пусь, сразу оценив получаемые выгоды. К тому же Пусь искренне полагал, что вылизывание хозяев помогает им справиться с любыми недугами. Иногда, действительно, помогает, ничего не скажу. Так она с ним и долетела без особых неудобств. Мы этого делать не стали, поскольку деактивация кокона занимает определённое время после посадки, а его не хотелось терять. Все выдержали, труднее всех пришлось Си.
- Это ещё щадящий полёт, - сказал после посадки Зет, помогая мне «достать» из кресла Владу.
Си достала из кармана флакон с лекарством, закапала свой нос и сидела, запрокинув голову на спинку кресла.
У выхода я  с благодарностью пожал руку пилоту.
- Мне приказано поступить в ваше распоряжение, доктор, - сказал он. – Приказ генерала. Какие будут инструкции?
- Мы ещё не знаем обстановки, - ответил я. – Спасибо за службу, отдохните пока в санатории. Советую заглянуть к Ричи, если вам удобно оставить машину.
Пилот молча кивнул. Си встала и вышла сама, только на выходной аппарели я её немного поддержал.
- Впервые на таком летела, - сказала она мне.
- Космическая техника, - ответил я. – Для Земли она, конечно, не совсем подходит. Но стратосферник – это как минимум шесть часов. У нас может их не быть.
Около коптера меня остановили Ион и Зет.
- Юр, -  спросил Ион, - насколько нужно всем вываливаться к башне Меера? Может с самого начала обсудить с Вебсиком? У нас нет никакого понимания, что могло произойти. Внутри капсулы мы с братом были, стоит чуть тронуть этот диван, как она закроется и понесётся неизвестно куда. Если Роман действительно там, то чем мы ему можем помочь?
Давай так – сделаем промежуточную остановку у башен, мы с братом и Мих с Ханни сойдём там, а вы полетите дальше домой и пойдёте к Вебсику?
Я согласился, понимая, что дров и так наломали больше, чем надо.
 «Промежуточная остановка» около башен Меера затянулась – всё-таки все решили «один раз увидеть, чем сто раз услышать». Непосредственно к башням Хельга Яан никого не допустила – для наблюдения был поставлен визор. На диване внутри капсулы все увидели тело в болотного цвета комбинезоне с запрокинутой на спинку головой. Я сразу выделил цвет ткани – так одевали в прошлом веке подразделения химзащиты. Дистанционные замеры показывали нормальную температуру тела и очень редкие вдохи.
Меня отозвала в сторону Мила.
- Юра, - взволнованно сказала она, - там не Роман.
Я посмотрел на неё, ожидая пояснения.
- У Романа на пальце было кольцо, с которым он не расставался, а у ЭТОГО – никакого кольца нет.
- Погоди-ка, - оживился я. – А какое кольцо, не помнишь?
- Помню. Тонкий ободок и камень - гексагон с маленькой пирамидкой.
- Сколько я знал Романа, он на руке никогда ничего не носил, кроме часов. Даже когда повальная мода была на всякие кольца в институте. 
- Это мой подарок был ему, полгода назад подарила, и он с ним не расставался, - пояснила Мила.
Я поманил пальцем Иона и Зета.
- Вот новая головоломка вам – кольца на руке не видно.
Выслушав меня и Милу братья ещё раз припали к визору, потом обратились к Яан.
- Кольцо? – переспросила она. – Есть кольцо, про камень не скажу, не рассмотрели. Оно там, на полу. За ножку закатилось, видно плохо. Так это его кольцо? Значит, с руки упало. Мы думали, это Милена Кисс или Мееры оставили.
Мила с сомнением покачала головой.
- Вы можете допустить, чтобы с таких распухших пальцев что-то могло упасть на пол? Вы посмотрите на его руки, - сказала она.
- Мила, - примирительно начал я. – как рабочую гипотезу допускаем, что это Роман и кольцо его, а там будем разбираться.
Зет с кем-то уже беседовал по коммуникатору. Через некоторое время он нам сообщил, что перед настройкой «мула» Роман снял кольцо и оставил его в ячейке для личных вещей. Оно там и лежит, как сообщили сотрудники из «монтока».
- Хельга, мы можем как-то очень аккуратно на штанге через люк всунуть в капсулу камеру, чтобы увидеть лицо? – спросил я.
Она покачала головой. Рискованно. Далеко-далеко у меня шевельнулась какая-то мысль. Я закрыл глаза, стараясь её приблизить и сделать ярче. Внезапно перед мысленным взором возникло бревно у воды, маленькое озеро, стоящие вокруг парнишки, а взор выхватил что-то маленькое, семенящее волосинками ножек по коре. «Микросхема»! – вспомнил я своё «знакомство» с Вебсиком. Связи между возникшим  видением и текущей задачей я не видел, но сам факт постарался зафиксировать. Просто так ничего не бывает.
- Может, маленьким разведчиком? – предложила Влада, рассматривая в визор внутренности капсулы. – Ой! Что это?
По выброшенному из люка капсулы трапу из травы резво бежала маленькая серая мышка.  Пусь гавкнул, и я еле успел его перехватить, чтобы он не бросился за ней. Но этого оказалось достаточно, чтобы мышка от испуга шмыгнула внутрь капсулы, ударившись о ножку дивана. Люк начал медленно закрываться у нас на глазах…
Зет среагировал быстрее всех. Выдернув из кармана что-то вроде диска со стволом он прицелился и выстрелил в закрывающийся люк, а потом резко рванул на себя невидимую нить. От рывка тело слетело с дивана на пол перед входом. Диван качнулся. Люк прекратил закрывание и через некоторое время сам вернулся в исходное положение. Я заметил, как из капсулы выскочила и скрылась в траве злополучная мышь.
- Кто тут развёл мышей?! – по инерции вопросил я, не успев толком осмыслить происшедшее за последнюю минуту.
- Уаа!! – вырывался у меня Пусь, намереваясь кинуться вдогонку за мышью.
- Цыц! – приструнил я его. – Хватит уж вмешательств фауны в этот бардак!
Пёс обиделся и затих. Ион и Зет вытащили на трап  «путешественника во времени». Это был не Роман. Лицо прибывшего вообще было нам не знакомо. Осмотрели комбинезон. На клапане левого кармана заметили вытертую и чуть заметную нашивку с буквами «МА» - Марсианская автономия. Странно было то, что буквы читались как бы с изнанки.  Но Вебсик чётко сообщил: «Роман в капсуле». Володя уже присел рядом и водил своим сканером.
- Это вообще не понятно что, - сказал он, поднимаясь на ноги. – Это не биологический объект. Камень.
- Может, мумия? – спросила Хельга. – Или муляж?
- Муляж бы сканер показал сразу, он имеет особую спектрограмму, не перепутаешь, - задумчиво ответил Володя. – И муляж, что ни говори, а биологическое образование. Вопрос для знатоков: что может быть не человеком, не муляжом, не клоном?.. Я не могу идентифицировать. Структура устойчивая, никаких признаков распада.
Мила и Си чего-то обсуждали в стороне от нас. Убедившись, что Пусь не намерен никуда бежать, я отпустил его и подошёл к ним. Пёс поплёлся следом.
- Скучать, как говорится, не будем, - сказал я. – Думаю, что Романа надо искать или в Монтоке, или, в самом деле, на Марсе, откуда, вероятно,  прибыл этот персонаж, - я кивнул в сторону трапа. – Возможно, что это результат масс-габаритной телепортации. Обменный фонд, так сказать.
- Юрий, про Монток мы как раз с Милой и говорили, - ответила мне Сигма Легерт.  – И про кольцо. Если Роман его снял, то он мог остаться без защиты.
- Си, сразу предупреждаю, что мистику не люблю, - заметил я. – Что известно про это кольцо? Когда оно появилось у Романа, я уже знаю – Мила рассказала.
Си и Мила, дополняя друг друга, рассказали мне про коренное население, некогда жившее в Монтоке. Это была группа племён делавэрских индейцев. Выращивали маис, ловили рыбу, охотились. Политика переселенцев на вытеснение и уничтожение коренного населения привела к тому, что уже в 19 веке индейцев Монтока перестали считать племенем – так их осталось мало. Знаменитый исследователь индейской культуры Джон Эллиот пришёл к выводу, что индейцы Монтока имели в древности связи с израильскими племенами. Племя Монток пользовалось особым уважением среди других племён. Они действительно жили на особой земле – в этом месте соединяются и пересекаются несколько мощных энергетических линий Земли, или как их иногда называют, лей-линий. Я вспомнил, что у меня в библиотеке была книга, в которой тоже про это говорилось. Роман загорелся найти следы племени Монток в двадцать третьем веке – и нашёл их! После затопления они вынуждены были переселиться, но ежегодно собирались на «Ритуальный огонь» – сбор-медитацию потомков славного племени, проводимую на плавучей платформе над затонувшим Монтоком. Так Роман их и встретил. Употребив всё своё обаяние, он вскоре стал «другом племени» и с восторгом рассказывал Миле услышанные им предания глубокой старины. Одно из преданий гласило, что в древности израильтяне были «перенесены» на землю Монтока, и что две «святых земли» связаны друг с другом. Однажды, Роман пришёл в большом волнении и рассказал Миле, что встретил у «монтокцев» ту самую мозаику, о которой «говорил Кивин». А через некоторое время сама Мила случайно нашла в одной из гаванских  «лавок древностей» это кольцо, выкупила и подарила любимому. Он с ним не расставался. Показывал ли Роман кольцо «монтокцам», и  было ли оно вообще с ними связано, Мила не знала. Но Роман это кольцо носил только камнем внутрь.
- Мила, а «легенда» к тому кольцу была? – поинтересовался я.
Все подлинные старинные предметы, которые распространялись на Земле через единую торговую сеть антиквариата  «Лавка древностей» имели «легенды» - краткие или достаточно подробные истории их происхождения. Подлинники имели ИНП – «Индивидуальный номер подлинника» и заносились в особый Общеземельный реестр антиквариата.  Копии или подделки ИНП не имели, но тоже сопровождались «легендами» по оригиналам или прототипам.
- Было что-то в футлярчике, я не обратила внимание, меня форма камня привлекла, - призналась Мила. – Может, в вещах Романа найдётся, которые в Гаване остались.         
- Итак, вы возвращаетесь в Монток? – подытожил я.
- Да, - кивнули они.
- Хорошо, - согласился я. – Наверно, с вами кто-то из братьев Петерсов полетит…
- Юра, а можно мы… - Си замялась и умоляюще посмотрела на меня. – Ну, не на дисколёте, а на чём-нибудь спокойном и тихом?
Я только развёл руками. Как дамам будет угодно. Оглянувшись, я поискал взглядом Иона. Он сидел на корточках около трапа и внимательно рассматривал и снимал на регистратор голову незнакомца. Когда я подошёл, то Петерс уже закончил своё занятие.
- Посмотри, - сказал он, показывая мне на ухо лежащей перед ним головы.
Я присмотрелся, но ничего не заметил.
- Точки, - пояснил Ион. – Следы, как от микроэлектродов. И на голове есть, вот, смотри!
- Вижу. – кивнул я. – Похоже на сканер разума. Личность установить не удалось? – поинтересовался я, переводя разговор на другую тему.
- Пока нет, - кратко ответил Ион. – Сейчас из санатория за ним прилетят, заберут, его и нас.
Я рассказал о кольце и желании Милы и Си. Ион помрачнел.
- Бестолково как-то, - сказал он. – Зачем тогда они сюда ехали? Эта, Легерт, вроде обрадовалась, когда её взяли. А с кольцом – вообще примитив. Сказка для маленьких. Не верю, что-то. Самоедкин был серьёзный парень, чтобы такими глупостями не заниматься.
Тоже мне наплели  – «Ритуальный огонь», -  хмыкнул Ион. – Тебе ничего не показалось странным?
Я посмотрел на офицера. Ион спокойно выдержал мой взгляд и пояснил.
- То, что Легерт с трудом перенесла перелёт на дисколёте и тряску, лично мне даёт подозрение, что она – носитель марсианских чипов.
С этими словами Ион порылся в нагрудном кармане и достал плоскую маленькую пластинку.
- Таскаю, вот, с Марса, даже не думал, что здесь пригодится. Юр, сможешь незаметно поднести её к затылку Легерт? Она ничего не ощутит, но если есть чип, то пластинка запишет его код, и мы будем знать точно. Тогда кому-то из нас с братом придётся лететь с ними, разбираться на месте.
Во мне всё протестовало, но пластинку пришлось взять. Опасения Иона подтвердились. На Легерт обнаружился чип. Близнецы посоветовались и решили не поднимать шум, понаблюдать. По их мнению, Сигма могла получить этот чип и случайно, когда в юности занималась историей Внеземелья и бывала в поселениях рудников пояса астероидов. В её дальнейшей жизни он мог никак себя не проявлять. Может, просто лишнее доказательство, что автономия готовила подчинение землян. Вскоре все они улетели в санаторий Космофлота, откуда их мог забрать модуль рейсового стратосферника.
Домой в Загорный мы прилетели глубокой ночью. Старый дом, конечно, был счастлив – светился всеми окнами и дорожками, но мы настолько устали от всего, что только попили в столовой «того самого чая» из местных трав с домашними пирожками и разбрелись по спальням. Даже Пусь «не излучал» желаний, а сразу потопал в спальню и затих там. Влада заснула сразу, как только коснулась головой подушки, я немного поворочался, но тоже быстро «провалился» в  сон.
Моё утреннее пробуждение было медленным, словно выход из анабиоза. Кстати, двадцать третий век уже, про анабиоз все уши фантасты прожужжали, а его как не было, так и нет. Бедных собак и макак, конечно, замораживали, сохраняли годами, но разморозить ещё никому не удалось. Так что проспать в холодке долгое межзвёздное путешествие – мечта пока несбыточная. Вот «мееровская» капсула времени – более реальная штука. Зашёл, прикинул, сколько надо просидеть в ней на диванчике, просидел – и вышел в своё будущее. Главное – усидеть на диванчике. Эх, и зачем вставать нужно?..
В голову лезли мысли о Романе. Они навязчиво крутились вокруг того, что он исчез. А что значит – «исчез»?  Перестать быть видимым – ещё не факт исчезновения. Если я за угол зайду, и меня видеть перестанут, я что – исчезну? Взрыва там никакого не было, машина работала, так что просто так его сто килограммов исчезнуть не могли.  Честно скажу, в параллельные миры и переходы в них я не очень верил. Хотя бы потому, что биологический объект при переходе мог не сохраниться или попасть в неприемлемые для себя условия, в пустоту, например. Из воздуха - в параллельный вакуум. Но что-то упорно не отпускало, в «исчезновении» Романа, как я понял, была зацепка.   
Я открыл один глаз.  Окна спальни затемнены, но ясно, что день уже  бушует.  Посмотрел на пол – Пуся не было. Или ушёл гулять, или лопает в столовой. Глаз сам собой  закрылся, но зашевелилась и прильнула ко мне Влада.
- Тебе нравится имя Анна? – услышал я её шёпот.
- Зеркальное имя, - почти беззвучно отозвался я. – Наизнанку не вывернуть.
- Далась тебе эта изнанка…
Влада дотянулась губами до моей щеки и зашептала прямо в ухо:
- Одну из девочек назовём Анной, хорошо?
- Какую – первую или вторую? – улыбнулся я.
- Да ну тебя… просто – одну… Юр! – она принялась гладить пальцем мой нос. – Скажи, ты ощущаешь, что Роман – жив?
- Уаа! – возвестил о себе вернувшийся откуда-то Пусь.
- Нам надо попасть сегодня на закартинное море, - объявил я, - а мы никак не можем проснуться и банально встать с постели.
- А в дом Вебсика ты не хочешь пойти? – спросила Влада.
- Сперва - на море.  Интуиция говорит, что там скорее получим информацию. Пусь, где моя вторая  тапочка?
Пока пёс искал и извлекал тапочку, я чмокнул Владу и сел на кровати, спустив ноги на пол.
- Доброе утро, дом! Растемни окна! – попросил я.
- Доброе утро, - отозвался голос дома.- Исполнено.
- Дом, Вебсик доступен?
- Да, - кратко сообщил дом.
- Я хочу спросить Вебсика! Здравствуй, Вебсик!
- Я рад вам, - прозвучало в ответ несколько другим тембром голоса. Вебсик откликнулся! Это меня обнадёжило, и я решил не тянуть.
- Вебсик,  можно ли уточнить информацию, связанную с Самоедкиным? Я не могу связать его исчезновение с каким-то перемещением во времени и пространстве. Но мы вчера получили объект, возникший в капсуле, построенной Меерами. Мы можем его связать с исчезновением Самоедкина?
- Можем, - лаконично согласился Вебсик. У меня возникло ощущение, что моему незримому собеседнику интересно, к каким выводам я приду сам. Ну, ладно.
- Вебсик, изображение «марсианской пещеры», переданное первым «мулом» - это вывернутое наизнанку подземелье сгоревшей башни?
- Да, правильно, - прозвучало в ответ.
Слов нет, прямо детская игра в «холодно-горячо»…
- Почему оно вывернуто?
- Одностороннее кольцо, - сообщил Вебсик. – Переход наизнанку.
- Зачем?
Вебсик пояснил. Кое-что я и без него знал. Сознание не является бистабильным элементом, принимающим только значения «1» или «0». Если бы оно было бистабильно, то была бы потеря информации. Как аналогию можно взять пиксель,  элемент изображения. Если он бистабилен, то он может быть лишь черным или белым, – даже не полутоновым. Если пиксель, соответствует кубиту, то он  может иметь любой цвет, оттенки  и несёт намного больше информации, чем черно-белый. Кубит сохраняет в себе несравненно больше информации, чем один классический бит. Сознание «кубитно». Но Вебсик полагал, что у сознания человека есть некая «изнанка», находящаяся вне пространственно-временных координат. Это не подсознание, это что-то иное. Но именно благодаря своей «изнанке» сознание может быть «вне времени» и знать одновременно настоящее, прошлое и будущее.
Ещё в двадцатом веке теоретики квантовой физики показали, что существует квантовое единство и источник всех реальностей. Нам в институте читали курсы основ квантовой теории, квантовой философии, в них я тогда не углублялся, полагая, что по роду моих исторических занятий сталкиваться с этим вряд ли придётся. Моё знакомство с квантовой теорией ограничилось тем, что я получил внятное разъяснение причин всякой «экстрасенсорики» и «мистики». В спорах с Патриком мне кое-что пришлось освежить в голове, я пытался ему доказать, что его «телепортация» - это квантовый процесс, не имеющий к физическому переносу бренной тушки с места на место никакого отношения. Если Патрик и все мы существуем одновременно «везде», то можем появиться в любой точке этого «везде», ничего чудесного и необъяснимого я не видел. Но Патрик «упёрся» в систему своих уравнений, и пока сам к такому выводу не пришёл. Впрочем, мои призывы имели воздействие – я видел у него на столе кристалл с записью «Справочника квантового теоретика». Что такое «изнанка» в трактовке Вебсика, я так и не понял, но спросил:
- Вебсик, называемая тобой «изнанка» имеет энерго-информационную сущность?
- Именно! – сразу ответил Вебсик.
Мне показалось, что он даже обрадовался моей «понятливости».
- Именно! – повторил он. – Человек исчезает, а это – остаётся.   
Я уже немного пожалел, что начал этот разговор. Он явно уводил от поисков Романа в дебри философии. Найдём друга, потом вместе пофилософствуем.
- Вебсик, - жалобно протянул я, - помоги Романа найти…
- А я что делаю? – удивился Вебсик.
От такого ответа я почувствовал себя односторонним дураком, круглым, как то кольцо, которое проникают насквозь и выворачиваются наизнанку… Стоп! Выворачиваются наизнанку? Проникают и выворачиваются? Не потому ли тот вчерашний тип вывернутый какой-то?
- Сообразил? – поинтересовался Вебсик. – Найти можно то, что потерялось. Роман разве потерялся?
- Если его нет в машине, и он не вернулся, то что ещё это может быть? – осторожно спросил я.
- Вышел и задержался возвращаться,  - лаконично ответил Вебсик.
Влада выслушала этот довод, хмыкнула, сочувственно погладила мою бедную голову, накинула халат и ушла в бассейн. Пусь уже давно принёс мне тапочку и сидел, ожидая новой игры. Я взял тапочку и кинул её в сторону трюмо. Пёс обрадованно понёсся доставать.
- Как он мог выйти-то? – простонал я. – Это пивка попить выйти можно и задержаться. Он просто мула настраивал…
- Вот и настроил, - ответил Вебсик. – Ты его сам вчера видел.
Я просто онемел от такого заявления.
- Эт-то был мул?!  – заикаясь, спросил я, не узнавая собственного голоса.
- Уаа! – подтвердил Пусь. Вебсик промолчал.
- У того типа на одежде была нашивка Марсианской Автономии, Роман не мог сделать мула марсианином, - загорячился я.
- Нет информации, - спокойно ответил Вебсик. – Вероятность события большая. Роман мог представить мула марсианином, если отправлял его на Марс.
Я согласился, что я – лопух. Они там в самом деле считали, что побывали на Марсе. Логично отправить того, кто не вызовет подозрений, это азбучная истина. Хорошо, пусть мул был «марсианином», но его же не было в кресле. В кресле был Роман. И он настраивал мула, как самого себя… Я застонал.  Что Ромка натворил!...
- Сообразил? – снова поинтересовался Вебсик.
Я кивнул головой. Увы, сообразил.  Роман мне рассказывал, что в монтоке были случаи материализации мысленных образов, даже чудовище какое-то материализовали, там и бункер для него был… Что, он материализовал мула?.. А сам?..
Я взял коммуникатор и связался с сотрудниками монтокской группы.
- Хорошо, доктор Кивин, мы запустим установку и обеспечим её бесперебойную работу, - прозвучало в ответ на моё сообщение. С Патриком мне тогда поговорить не удалось, о чём я потом жалел. Возможно, что его информация могла бы внести коррективы в последующие события, но что уж гадать? 
Меня друзья выслушали не перебивая. Дом был настолько рад нашему возвращению, что автоповар выдал на завтрак большой поднос с фигурной выпечкой, я уже утащил с него совершенно бесподобную ватрушку и во время рассказа отщипывал от неё кусочки.
- Так вот, - подытожил я, - «персонаж» в капсуле времени – это мысленное творение Романа. У нас оно могло очутиться, как я думаю, только в том случае, если его образ был передан на биомассу, и она его слепила. Как она его всунула в капсулу – я не знаю. Передать образ, в принципе, можно через геокристалл, в Монтоке, где стоит та бочка с катушками, центр пересечения энергетических линий, или лей-линий. У нас тут тоже это наблюдается, надо подробно с геофизиками потолковать. При наличии фантазии, можно что-то и с капсулой объяснить, но пока правдоподобного объяснения я не вижу. У меня всё, я принимаюсь за ватрушку.
- А где сам Роман, как ты думаешь? – спросил Володя.
- Я думаю, что он в Монтоке, только в процессе информационно-энергетического взаимодействия с геокристаллом его субъективное время изменилось. Для геокристалла наши сотни и тысячи лет – это мгновения. Остаётся только надеяться, что мы придумаем способ остановить это взаимодействие, и тогда Роман опять материализуется в той бочке. Кстати, я уже связался с ними и просил её не отключать ни при каких обстоятельствах.
- Правильно, - кивнул Мих.
- Вчерашний «персонаж», - сказал Володя, принимаясь за поданный ему десерт в вазочке, - явно имел признаки кристаллического происхождения. То, что рассказал нам Юра, в какой-то мере объясняет эту странность. Способ его попадания в капсулу времени может быть очень простым – через корень. Там, вроде, перед диваном на полу какой-то круглый люк есть. И как раз, если он оттуда «вырос», то и на диван он так мог свалиться, запустив капсулу. Вот кто её остановил – не понятно.
- Корень мог и остановить, - сказал я. – Надо поискать следы корня там. Он запах мог оставить. Мы вчера не принюхивались особо.
- Юр, - спросила меня Ханни, - а Роман пользовался в Монтоке ханнеритом?
- Не думаю, - посмотрел я на неё. – А почему вдруг ты это предположила?
- Им нужно было усиление воздействия… Ни Мила, ни Си не помнили, чтобы были какие-то специальные приборы.
- Они и не могли помнить, а Си – это вообще носительница марсианского чипа, - выдал я «военную тайну».
- Как?!
- А вот так. Хотя… Эти марсианские чипы именно для усиления и служили вроде? – Я задумался, вспоминая метки от чипа на голове вчерашнего «персонажа».   – У того на голове были метки, как от сканера разума. Ребята, а не мог ли Роман сам этот чип надеть для достижения результата? И на Си, как свою помощницу?
- Мог, - раздался из холла голос Иона. Через пару минут он уже подсаживался к столу. -  Зет мне сообщил, что Сигма Легерт официально подтвердила подготовку эксперимента с мулом и марсианскими чипами, ради которого они с Романом их надели. Это такие же «паутинки», которые носили Иржи и Елена Лель.
- Если это так, - сказала Влада, - то она должна слышать Романа, как Иржи и Елена слышали друг друга.
- Она и слышит, - сказал Ион и достал кристалл с записью. – Пришлось психологов вызывать, от этого рехнуться можно.
В полном молчании мы прослушали трехминутную запись. От звуков, голосов и стенаний у меня поползли мурашки по спине. Жуткое что-то.
Ион со слов Зета рассказал, что Сигма «услышала» эти голоса случайно, когда, готовя повторный запуск монтокского устройства, зачем-то всунула голову внутри зоны «пилота». До этого она просто не понимала назначение «паутинки»,  и та ничем ей не мешала. Даже, вспомнила Си, когда «паутинку» надел Роман, то особенного ничего не произошло. Си просто забыла, что она у неё на голове. Мила же отрицала, что Роман что-либо вообще носил, сообщил Ион. Я подумал, что,  зная Романа достаточно долго, тоже бы так сказал. Но в данном случае, думаю, интерес к достижению результата у него взял верх над привычками.
- Погоди, - попросил я. – Когда она всунула голову, то устройство уже работало?
- Нет, - ответил Ион. – Зет говорит, что внутри него что-то сохраняется, независимо от того, включено оно или нет.
- А не может ли это «что-то» быть Романом? – спросил Володя.
Я видел, что мы все подумали одинаково.
- Гости! – неожиданно оповестил дом.
Пусь с лаем выбежал из столовой. Я поднялся за ним, гадая, кто бы это мог быть. В посёлке друзей у нас было много, там же жила Наташа Петерс, мама Иона и Зета, но все они знали, что мы улетели на Кубу. Может, увидели свет в окнах дома, хотя снизу его сразу не заметишь – на окнах у нас поляризация? У силовой ограды было четверо молодых людей, явно поднявшихся к нам  по серпантину. Двое  уже сидели на корточках и трепали выскочившего к ним Пуся. Значит, свои, подумал я, но издалека не признал. Когда я подошёл ближе, то один из них повернулся ко мне и широко улыбнулся.
- Борис! – радостно узнал я
Неуклюжий пухлый мальчишка-всезнайка превратился в ладного красивого молодого человека.
- Ну, молодцы, ну, молодцы! – повторял я, обнимая всех по очереди. От Штефена Роберта я знал, что его сын Эдик всё-таки, после долгих колебаний, пошёл по стопам отца, учился на горного инженера. Сашу Стасина у нас я видел чаще всех – с нашим Сашей они были большими друзьями, а вот на выбор им профессии, к большому огорчению его отца-геолога Станислава Стасина, повлиял Гай Маринкин – малый стал «пищевиком». Правда, Гай тоже был огорчён – Саша специализировался на синтепище.  Про  Арона я знал меньше всех.
- Я в спорттехнологи пошёл, Юрий, - сообщил он на мой вопрос. – С профессором Тазьминым работаю. И учусь в Институте Спорта.
Я подтолкнул всех к дому. Пусь уже унёсся сообщать новость, видимо, преуспел – из дверей уже выбежали Влада и Ион. Мы с Борисом немного отстали.
- Ты всё-таки стал астронавигатором? – спросил я его, пережидая  бурную встречу друзей детства у входа в дом.
- Не совсем, - улыбнулся юноша. – Это всегда успеется. Я твою профессию выбрал на профотборе – информационного технолога. Сейчас последний курс Института Информатики заканчиваю.
- Ну, у меня первая профессия была  – история техники,  - напомнил ему я. – Технологом я потом стал. Но твой выбор правилен – будешь с Вебсиком работать.
- Правда?! – совсем по-детски обрадовался Борис. – Я даже не мечтал о таком.
Я вдруг вспомнил о наших реалиях и погрустнел. Но тут же подумал, что судьба не просто так Бориса прислала.
- Боря, - серьёзно сказал я, - нам нужна будет твоя помощь. Ты же член Круга. Вот и поработаешь с Вебсиком. Вон его дом-цветок, бывал там? У нас беда – в Монтоке пропал Роман Самоедкин. Нужен свежий взгляд на всё.
Борис на мгновение закрыл глаза и совсем как когда-то в детстве пожевал губами.
- Ясно, - сказал он, сведя в голове какую-то известную ему информацию. -  Решил запустить монтокский феномен?
- Угу, - кивнул я. – Детали потом обрисую. Задача как раз для твоей головы.
Борис застенчиво улыбнулся.
- А мы на озере собрались, у пенька с бревном, - сказал он. -  Вспомнили, как Вебсик рыбу ловил, про тараканов Миха...
- Миха тоже сейчас увидишь, - сказал я, подталкивая его к арке столовой.
На кухне, как понимаю, спешно готовилась новая порция выпечки – от запаха слюнки текли.
- Натуральные продукты, - потянув воздух носом сказал  Саша Стасин, несколько огорчённый тем, что закадычного друга-тёзку  сегодня не встретит.
- Пальчики оближешь! – рассмеялась Влада. – Садись, давай!
Оживление, вызванное приходом гостей, улеглось быстро. Улучив минуту, когда все насытились и были готовы «ринуться в бой», я предложил сходить всем посмотреть на прибывшего к нам «персонажа» и на месте провести мозговой штурм, что же с ним делать. Никаких предложений на сей счёт я не имел, кроме того, как опустить его обратно в биомассу и сказать ей «спасибо». Меня никто не поддержал, даже Пусь.
За столом я тихо пересказал Борису основные моменты сложившейся ситуации. Он слушал спокойно, не перебивая и ничего не спрашивая. Когда я кончил, то Борис некоторое время посидел с закрытыми глазами, а потом поинтересовался:
- Гравиграмму во время эксперимента у Романа делали?
Я не знал. Борис полагал, что при «проколе» пространства-времени, если такое там было, могли возникать и оставлять след-вектор гравитационные искажения. Если этого нет, то «прокол» мог быть информационно-энергетическим, без переноса масс. Я не успел ему ответить – на стене появилось послание Вебсика: «Я рад вам! Жду. Большой Круг. Вебсик». Судя по восторженному взгляду Бориса, я понял, что он больше всего ждал такой встречи.


Продолжение: http://www.proza.ru/2018/01/17/1391