Немного о сарказме М. Ю. Лермонтова

Павел Патлусов
       НЕМНОГО  О САРКАЗМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Странно, но много раз перечитывая «Герой нашего времени» Лермонтова, я постоянно открываю для себя что – то новое. На этот раз обратил внимание на то, почему царь Николай 1 особенно оценил в произведении главу: Максим Максимыч.  Вспоминая школьные годы, мне этот персонаж явно казался неприятным по сравнению с Печориным. Почему? Видимо скучная повседневная скука, без ярких приключений не привлекает молодые души юношей. Но, по большому счёту Максим Максимыч – это устоявшийся тип державника, патриота. Именно эту особенность человека, война наиболее приятна была для царя.
     Всем своим поведением Печорин показывает пренебрежение к такому типу людей… И тут даже не ирония, а тяжёлый сарказм, я бы назвал: ядовитый сарказм. Почему так? Печорин – это человек, который неспособен принадлежать идее, любви и даже самому себе. Им руководит СВОБОДА, но и она,  как категория личности для него НИЧТО, хотя он её ценит выше,  чем любую привязанность и преданность. Будь то государство, женщина, семья, друзья. Всё НИЧТО, но есть только действие без определённой цели, лишь бы был азарт. В этом проявляется его отношение к Бэлле, княгине Лиговской.
     Если он с ядовитым сарказмом, который у него внутри Души, относится к державным людям, то его отношение к их  противоположностям ещё хуже. Здесь мы невольно выходим на Грушницкого. Его эпатаж в солдатской шинели смешон, но это и определённый протест против воинственного царизма. Такие поступки нам теперь известны, ибо активисты многих политических, экологических, женских движений поступают подобным образом.  Напомним читателю, что Печорин характеризовал Грушницкого, как храброго человека, но тут же отметил: его храбрость была не русская; в бой он летел с закрытыми глазами. Так кем же мог быть Грушницкий?
    Произведение написано в 1838-1839 годах. Польской восстание было в 1830-1831 годах. Руководителями Польского восстания были: Высоцкий, Хлопицкий, Потоцкий, Краковецкий, Скржинецкий, Дембинский. И вот Грушницкий… Явно он имеет польские корни. Мы знаем, что Пушкин и Лермонтов поддержали подавление Польского восстания. Вот откуда  явная неприязнь Печорина к Грушницкому. А Грушницкому было всего 21 год. Не пожалел Печорин его молодости…
И конечно Печорин не герой, а лишь  ядовитый сарказм поэта. Вот именно эта черту произведения  почему – то читатель не отмечает при прочтении. 
И ещё одно интересное замечание по произведению. Печорин не любил слишком простых, прямолинейных людей, то есть абсолютно для него понятных. А вот если у человека двойная натура, тайна, то он проявлял интерес. Вспомним хотя бы «Тамань». где были люди с двойной жизнью. Или ещё Вера в «Княжне Мери», которая вела секретную жизнь, о которой не знал муж. Именно она, а не Мери была интересна для главного персонажа произведения. Если говорить в целом, то в мировой литературе нет художественного произведения, которым можно подтвердить в качестве примера философский трактат Макса Штирнера "Единственный". Читайте, господа, классическую литературу!