Польский след в средневековой Туле

Страницы Русской Истории
                Россия самозванцев имена
                Без надобы большой не вспоминает.
                Их безрассудства – страшная цена,
                Которую народ не принимает.
                СмутА  Средневековья не похожа
                На все другие – Страсти провиденьем:
                Безбожницы Маринки душу гложет
                И после казни ярое отмщенье.

                Е.Грислис."Марина Мнишек".


                а) определения и предыстория русской смуты

                Что такое "Смута" и когда возникло данное название в применении к России? Среди значений слова "смута", приводимых В.И. Далем, мы встречаем "восстанье, мятеж... общее неповиновение, раздор меж народом и властью". Смута - это проявления  в обществе стихийных бедствий, раздоров и гражданских войн. Смутное время, или Смута — период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный не только тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом, а и польской интервенцией. Принятый в дореволюционной историографии термин "Смутное время", относившийся к бурным событиям начала XVII в., был решительно отвергнут в советской науке как "дворянско-буржуазный" и не использовался. Этот период определялся как социальный конфликт, центральное место в котором занимали крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция.

                Смута XVII в. как ключевое событие русской истории ставится исследователями в один исторический ряд с призванием варягов, образованием Киевской Руси и Московского государства. Неудивительно, что она притягивала взоры знаменитых писателей, поэтов, художников, композиторов. Достаточно вспомнить пушкинского "Бориса Годунова", драматическую трилогию А.К. Толстого ("Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"), оперу М.И. Глинки "Жизнь за царя".

                Происхождение и причины этого явления определялись в разное время и по-разному.
                Современники событий, деятели церкви искали первопричины этих испытаний в духовной сфере. Согласно этой точке зрения, Смута – это кара за безбожную жизнь и одновременно мученический венец, давший народу возможность понять силу православной веры.

                В научной среде интерес к Смутному времени никогда не угасал. Не одно столетие историки бьются над разгадкой его причин и смысла. Первый русский историк В.Н. Татищев искал причины Смуты в "безумной распре знатных шляхетских родов" и законах Бориса Годунова, закрепостивших крестьян и холопов. По мнению Н.М. Карамзина, Смута была вызвана вмешательством иноземцев, "послаблением" царя Федора, "злодеяниями" Годунова и "развратом народа". Она — результат дисгармонии между традиционными идеями, принципами русской государственности и моральными устоями народа. Соловьев связывал Смуту с внутренними факторами: дурным состоянием нравственности, династическим кризисом и усилением антиобщественных сил в лице "воровских казаков". В.О. Ключевский определил ее как социальную рознь, порожденную неравномерным распределением государственных повинностей. Вслед за ним С.Ф. Платонов рассматривал Смуту как результат династического и социального кризисов, как политическую борьбу за власть между старой родовой аристократией и новой дворцовой знатью.
               
                В современной исторической литературе термин «Смута» используется достаточно широко, но в осмысление этих событий почти ничего нового, не привнесено если не считать попытку связать события начала XVII в. с идеей первого системного кризиса российского общества, по своему развитию похожего на гражданскую войну. Это был период Смутного времени в России, начавшегося в 1598 г. с воцарением Бориса Годунова и закончилось в 1613 г. с воцарением Михаила Романова. Как и у каждого исторического поворота у Смуты была своя непростая предыстория.

                Смутное время в средневековой России началось не на пустом месте, а было вызвано:
а)пресечением династии Рюриковичей;
б)экономическим ослаблением страны после правления Ивана Грозного.
в) вмешательством внешних и враждебных сил.
 
                Зарождение Смуты связано с угасанием династии Рюриковичей. Сын Ивана IV Федор (1584—1598) был неспособен к управлению государством. Он скончался бездетным, его младший брат, малолетний Дмитрий, умер при весьма загадочных обстоятельствах в Угличе в 1591 г. Династия потомков Ивана Калиты пресеклась. Вопрос о престолонаследии решался Земским собором, который избрал на царство шурина усопшего царя, боярина Бориса Годунова (1598—1605). Это был первый случай в истории Московского царства, до Годунова не избирался ни один царь, поэтому естественным представляется стремление нового царя всячески подчеркивать свою связь с прежней династией.

                Смерть же царевича Дмитрия, который погиб в восемь лет в Угличе при весьма странных обстоятельствах,  всколыхнула все российское общество.   Есть много версий этого события: в одной сказано, что мальчик сам напоролся на нож, в другой – что это по приказу Годунова убили наследника. Через еще несколько лет, в 1598 году, умер и Федор, не оставив детей после себя. Так в могилу сошла великая династия Рюриковичей, основавшая когда-то Московское государство и наступил династический кризис.

                Первые годы царствования Годунова были спокойными и мирными. Но Смута уже зрела в умах людей. На Каширском посаде, как и по всей стране, люди шептались: «Годунов не настоящий царь, да к тому же на его руках кровь «природного» царевича Дмитрия». Все жили в ожидании неминуемого гнева Божьего, который должен был обязательно обрушиться на Русь.

                И ожидания оправдались. В результате мощного извержения вулкана в Перу в 1600 году, климат планеты претерпел серьезные изменения и в России случался неурожай. В итоге в 1601 году длительные дожди и весенне-летние заморозки помешали созреванию посевов, в 1602 году посевы побили летние морозы, а на следующий год и засевать поля было нечем. Крестьяне были недовольны своим положением: им запретили переходить в другие поместья, они были привязаны к земле. Крестьяне винили во всем правителя и периодически устраивали восстания, поддерживали Лжедмитриев.

                Бури Смутного времени начала XVII века произвели огромные опустошения в хозяйственном состоянии и нравственном настроении российского общества. Иностранцы, посетившие Московию в 1615 году, вскоре после воцарения Михаила Романова, описывают страшную картину опустелых или сожженных сел и деревень с заброшенными избами, которые были наполнены еще неубранными трупами! Как напишет летописец, родители пожирали своих детей, на рынках продавалось человеческое мясо, люди боялись останавливаться на постоялых дворах – пропадали. Тут же пополз слух, что это все из-за него, «царя Ирода».  Смрад вынуждал зимних путников ночевать на морозе. Люди, уцелевшие в Смуту, разбежались кто куда.  На всех дорогах, в том числе и на каширской, промышляли разбойничьи шайки, грабившие обозы с продовольствием, шедшие в Москву.  Как напишет знаменитый историк XIX века В.О. Ключевский: «Нужно было много продолжительных усилий, чтобы восстановить порядок, собрать разбежавшихся людей, усадить их на прежних местах, втолкнуть их в житейский обиход, из которого их вырвала Смута…». Не хватало только лидера, способного возглавить движение.  Но народ русский  не переставал верить в чудо, которое на самом деле обернулось лишь новой после голода, напастью для страны.


                б) в надежде на чудо

                Так вскоре появился и он - человек, объявивший себя чудесным образом спасшимся от смерти царевичем Дмитрием. Все это мешало воцариться какой-то одной новой династии и ухудшало без того ужасную ситуацию. Надо сказать, что Смутное время подарило российской истории великое множество самозванцев. И если какой-нибудь проходимец хотел повести за собой народ, то ему достаточно было просто намекнуть, что он не абы кто, а лицо царских кровей. Беглого  диакона Чудова монастыря Москвы Григория Отрепьева всерьёз почитали за чудом спасшегося сына Иоанна Грозного. В нашу историю он войдет как Лжедмитрий I.

                Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова, его "анкета" такова. Настоящее имя: Григорий Отрепьев. Выдавал себя за: царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, который погиб в Угличе в мае 1591 года. Прежнее занятие: Монах, дьяк Чудова монастыря, бежавший из него предположительно в 1601 году. Дата рождения: Неизвестна. Очевидно, вторая половина XVI Века. Итог: Вступил на престол под именем Дмитрия Ивановича. Правил в течение 11 месяцев. Конец. Был свергнут в результате заговора и сразу же убит. Дата смерти: 17 мая 1606 года.

                Экспедицию первого самозванца долгое время было принято изображать как авантюру, затеянную польским воеводой  Мнишеком, его ближайшими родственниками и союзниками по причине во-первых, жадности, отягощенной изрядными долгами, а  во-вторых, все той же фамильной гордыни, мечты о возвышении любой ценой. На самом же деле, это была попытка польского правительства и римской курии подчинить себе Русь. Историк Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию.

                И новоиспечённому "царевичу" в мутной воде нищеты и беспросветности сразу же нашлась подобная пара от благодетеля!   Марина Мнишек (род. ок.1588 г. в родовом замке в Ляшках Мурованных, ум. в 1614/15 году) - одна из самых ярких фигур русской Смуты начала XVII века. Дочь  магната явилась заложницей  интересов польской знати, католической церкви и собственных амбиций. Почти на десять лет политические авантюристы погрузили Россию в чудовищный обман. Жена двух самозванцев Лжедмитриев Марина  Мнишек несколько лет претендовала на российский престол, называя себя «московской царицей».

                Но самое удивительное в том, что она и "вправду" посчитала беглого монаха  Гришку Отрепьева русским царем, а не вассалом польского короля, о чем писала в своих дневниках.  Не исключено, что  Лжедмитрий был симпатичен будущей супруге.  «Остроумен и научений книжном доволен, дерзостен и велеречив вельми, конское ристалище любляше вельми, на враги свои ополчителен, смел вельми, храбрость имея и силу велию» — отмечалось в русских летописях о Лжедмитрии. Есть утверждение, что будущие супруги были симпатичны друг другу. И еще... за эти два года у них действительно вспыхнула взаимная и огромная любовь.

В преданьях лишь слыхала, что бывали
Такие души и такие грозы.
Но восхотела власти, что не знали
Ни до неё – ни позже женщин грезы.
Власть над Россией – темная гроза!
Не мед и сладость – горькое похмелье.
Но спесью колдовской души коса
Всей кровью вещевала о прельщенье
Расстриги беглого. В нем сатана
Все ж не простил венчального причастья.
И чашу пригубив сию до дна,
Марина не спаслась царицы счастьем. (Е.Г.)


                Расчет ставленницы вельможной Польши казался по-началу верным. Действительно, будучи талантливым авантюристом, Г.Отрепьев был весьма успешен при захвате власти, однако этих качеств ему оказалось недостаточно на российском престоле. Крайняя разнородность сил, на которые он опирался, и непродуманная политика Лжедмитрия, в конечном итоге, не только привели к полной потере им всякой социальной опоры, но и нарастанию недовольства  его правлением. А начинался путь к царской власти, как ни покажется это странным, в оружейной Туле.


                в) Тула - столица России?!
    

                Итак, в целях раздробления и завоевания Москвы Григория Отрепьева активно поддержали поляки и литовцы. И в качестве их иностранного агента под прикрытием Отрепьев в 1604 году пересёк русскую границу. В своей первой битве он был разбит, бежал и скрылся в Путивле, однако вскоре к нему присоединилось войско, ранее выставленное против него скончавшимся Борисом Годуновым.

                Как бы ни прискорбно было это признавать, но туляки присоединились к поддержке Лжедмитрия.   Н.М. Карамзин в 4-й главе 11-го тома своей «Истории государства Российского» сообщает о городе оружейников начала XVII века: «Тула имела вид шумной столицы, исполненной торжества и ликования: там собралося более ста тысяч людей воинских и чиновных, множество купцев и народа из всех ближних городов и селений». Историк рассказывает, кто прибыл в Тулу бить челом Лжедмитрию из знатных особ и властителей. Ими оказались князья Воротынские и Телятевские, думные мужи Мстиславский и Шуйские.

                Более того, Тула стала столицей изменнической, самопровозглашённой государственной структуры, которая пыталась мимикрировать под настоящее государство в ходе организованной извне, за границей, кампании, направленной на дестабилизацию и раскол России. С  июня 1605 года Тула – столица России.

                Выбор Тулы был определён, с одной стороны, близостью к Москве, а с другой – никем и никогда не завоёванной (до сих пор) крепостью – кремлём, выстроенным за век до этого. «Царский» поезд въехал в Тулу 1 июня 1605 года. Именно в этот день Лжедмитрий и объявил Тулу новой столицей российского государства. Краевед И.Ф. Афремов сообщает: «Рязанцы, туляне, алексинцы и каширцы были во главе измены, и самозванец-царь поздравил их первыми своими телохранителями… Тула тогда послала бить челом государю своему Дмитрию Иоанновичу, за что Гришка Отрепьев объявил её своей столицей». 

                Прибывшие в оружейную столицу московские вельможи передали Лжедмитрию государственную печать, ключи от казни и символы царской власти. Санкцию псевдогосударственную закрепила и Церковь: архиепископ Рязанский Игнатий, прибывший специально для провозглашения многолетия самозванцу, привёл туляков к присяге Лжедмитрию в качестве столичных жителей.

                Тула послужила основным форпостом, подготовившим для Лжедмитрия триумфальный, но краткий путь в Москву. Он послал в первопрестольную Наума Плещеева и Гаврилу Пушкина с требованием низложить Фёдора Годунова, взошедшего на престол после смерти отца. После «зачистки» Москвы князьями Василием Голицыным и Василием Рубец-Масальским, которые вместе с дьяком Богданом Сутуповым и боярином Петром Басмановым низложили не признавшего самозванца патриарха Иова, Лжедмитрий сам отправился в первопрестольную. И Москва, как и Тула, поддалась его обещаниям.  Случилось это 15 июня 1605 года, так что Тула оставалась формальной столицей российского государства под властью самозваного агента 15 дней. Впрочем, и слава Богу, что так недолго!
               

               
                г) бесславный путь самозванцев

                После такого небывалого тульского приёма Лжедмитрий решил тут же «завоёвывать» Москву и, заручившись поддержкой папы Римского, а также польских магнатов, он пошёл походом на настоящую столицу государства российского. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий I вошел в Москву, где был провозглашен царем. Укрепившись в Москве, Лжедмитрий ещё целый год ухитрялся выступать в роли законного самодержца.

                В течении этого года на исторической авансцене и появляется  его законная супруга или "царица". Обручение молодого  "царя" с Мариной состоялось ещё в ноябре 1605 года, а 3 мая 1606 года она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву.  Через пять дней молодые обвенчались и Марина была  коронована, как царица, получив имя Мария Юрьевна. Но процарствовать в Москве ей пришлось ровно неделю. Кстати, на её счету все же было одно полезное дельце: Марина Мнишек впервые привезла в Россию вилку. На свадебном пиру в Кремле Марина с вилкой шокировала русское боярство и духовенство. Но лишь к XVIII веку вилка вошла в русский быт и то лишь как привелегия для богатых: за обедом для каждого гостя клали на стол ложки и хлеб, а нож и вилку — только для почетных гостей.

                "Царь" Дмитрий был все еще популярен среди москвичей, но их раздражали иноземцы, прибывшие в столицу в свите Мнишеков. Свита эта, по разным данным, составляла от 1269 до 3619 человек. Правление нового царя сопровождалось разгулом и бесчинством польской шляхты. Это страшно покоробило москвичей всех сословий, которые стали догадываться о злых, хамских и воровских намерениях  непрошеных гостей. Возникшим недовольством решили воспользоваться мятежные бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. Когда подлог раскрыли и с врагов были сняты "маски", вспыхнуло настоящее народное восстание.

                Согласно хроникам, самозванец решил не дожидаться расправы, сам выпрыгнул из окна дворца и разбился. Впрочем, толпе такой мирной кончины показалось мало. Дворяне Иван Воейков и Григорий Волуев расстреляли тело Лжедмитрия. Затем народные массы надругались над ним, останки сожгли, смешали прах с порохом и выстрелили им в сторону Польши, откуда самозванец и явился. Кто к нам с изменой придёт, тот с порохом и уйдёт! Так, через 9 дней после венчания Лжедмитрий 1 был зверски убит разъяренной толпой.  Царем России официально Лжедмитрий был с 1 июня 1605 по 17 мая 1606 года.
               
                А что же Марина Мнишек, которая - по подписанному в в Самборе еще 25 мая 1604 года свадебному контракту - должна была получить в личное владение Новгород и Псков, а ее батюшке был обещан миллион польских злотых?   После смерти мужа к Марине пришли к ней московские люди от бояр и сказали: "Муж твой, Гришка Отрепьев, вор, изменник и прелестник, обманул нас всех, назвавшись Димитрием, а ты знала его в Польше и вышла за него замуж, тебе ведомо было, что он вор, а не прямой царевич. За это отдай все..." Марину, обобранную дочиста, отослали к отцу, а на другой день прислали ей, как будто на посмеяние, пустые сундуки.

                Коронованная, как царица, Марина вынуждена была бежать в Ярославль.  Но на этом, как известно, лжедело вовсе не кончилось, а только начиналось. После зверского убийства первого Лжедмитрия, гордыня не позволила ей остановится и она надела русскую корону, не соразмеряя себя с той ношей, которую на себя взвалила. С приходом в качестве её мужа Тушинского вора она окончательно запуталась в собственном самомнении.          

Лжедмитрий был изрублен на куски.
Дерьмом и серой вылетел из пушки.
Ты ж доиграла роль «его» подружки –
Второй Лжедмитрий Польше был «с руки»!(Е.Г.)


                В 1607 г. объявился новый самозванец — Лжедмитрий II, за которым стояли Ватикан и польские шляхтичи (дворянство).  Различные документы и различные авторы называют разные имена. Ничего не узнав о происхождении самозванца, правительство Шуйского дало ему клички «вор» и «царёк». Самозванец хорошо знал русскую грамоту и весь церковный круг, говорил и писал по-польски, а также владел еврейским языком.После лютой смерти Отрепьева по настоянию отца она действительно согласилась на "подмену" и 5 сентября 1608 года тайно венчалась с "тушинским вором" - Лжедмитрием 2.

Едва успев стать «гришкиной» вдовою,
Марина протрезвела. Но возник
Вор тушинский с шляхетскою братвою…
Царица спасена: воскрес жених! (Е.Г.)

                Летом 1608 г. к Москве подошли войска Лжедмитрия, ему не удалось быстро взять столицу, и самозванец отступил в Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор». Что же касается  положения Марины Мнишек только как заложницы польской знати, то это не совсем так. В "тушинском лагере" под Москвой она жила до февраля 1610 года. По низвержении Шуйского ведёт открыто борьбу за власть - переговоры с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы, а когда москвичи в 1610 году присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно - последовал её гордый отказ. Но политические торги рано или поздно заканчиваются и наступает неизбежная расплата за содеянное.

Недолго потешалась Лжемарина:
Казнила Русь его и их младенца сына.
Отчаявшись, что больше не вольна…-
Вниз головой о камни из окна! (Е.Г.)


                д) тайна проклятья Марины Мнишек


                Марина Мнишек была заложницей интересов польской знати, католической церкви и собственных амбиций. Почти на десять лет они погрузили Россию в чудовищный обман. Но ход истории неумолим и она карает безжалостно неправедных, ибо у лжи короткие ноги.  Чего ей недоставало, чтобы править такой страной? Конечно же, государственного ума и широты кругозора. Женщина с большими амбициями и заурядным умом, готовая на все ради богатства и почестей Не было суждено ей понять и политическую обстановку, а также свое окружение.  Восемь лет кружила "лжецарица" голову нашей бедной стране.

               Думаю, она с огромным удовольствием играла эту роль, причем таким, что умрет в 26 лет, потеряв перед этим все. Бог шельму метит! Хотя Марина и упрямо сражалась с судьбой, стать ей правительницей государства российского ей было не дано. Судьба не оставила ей других шансов, как шанс ко спасению себя и трехлетнего сына, которого она неустанно прочила в цари. Она не пожелала вернуться с сыном в Польшу богатой и знаменитой, а предпочла пленение и смерть, не переставаяв бесовской гордыне твердить: кого Бог одарил своим блеском, тот никогда не может его лишиться. И в этом была вся истина псевдоцарицы Марины Мнишек!

               Любое лирико-драматическое и историческое произведение содержит сакральное воплощение авторского видения. Думаю, Марина  Мнишек несла в себе 2 тайны - обольщения и проклятия. Фигура мистическая определенно, на всех портретах от её лица веет чем-то сладострастно жутким. Неслучайно и её появление в этой смуте.  Я стремилась показать в этом произведении не только политику или гордыню. Была и страсть любви вельможной панны, которая,по преданию, даже прокляла весь род Романовых, стоящих у нее на пути. Бывает и такое... ослепление властью.               

Кружит воронье над Маринкиной башней,
Рычит ураган и воинствуют грозы,
То Гришки Отрепьева поздние шашни,
Полячки влиятельной месть и угрозы –
Романовых дому на двадцать колен!
За то, что предали на гибельный тлен
Избранников царской любви – не в законе!
Стоял на коленях пред Нежностью воин
И не было в сердце расстриги отчизны…
Лишь очи вельможные, полные тризны! (Е.Г.)

                И для своей баллады "Марина Мнишек" я не случайно взяла эпиграфом строки из стихотворения Марины Цветаевой: "Пред самозванческим указом Нежности - Что наши доблести и родословные!" Ведь самозванцы "по определению"  не только жили и вместе шли к власти, но и любили. И в этих строках гениального Поэта, я, сочиняя это произведение, увидела невольное заступничество, попирающее не только политические интересы, но даже здравый смысл. Но мой окончательный поиск причин того, что случилось последовавший за тем вердикт был более, чем определённым: вся "деятельность" Лжедмитриев и Марины стали последствием польской агрессии против России.

Какую цель преследовала ты,
Что нежно возлюбив, толкала к смерти?
То Польши неизбывные черты
Ненасытимой гордости. О, верьте!(Е.Г.)


*       *       *
 
                Польская интервенция начала 17 века. Действия экспансионистских правящих кругов Речи Посполитой были направленны на расчленение России и ликвидацию её государственной самостоятельности. Избрание на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года Михаила Фёдоровича Романова вкупе с деятельностью по созданию народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским положили конец польской интервенции и смутному времени в России.
                Марина Мнишек, её любовь и непомерные амбиции сыграли роковую роль в судьбе человека, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия. И всё же, если на минуту отрешиться от намерений властолюбивой Польши, хочется выкрикнуть: а если бы это был и впрямь спасшийся церевич и под именем монаха Отрепьева прятавшийся в монастыре? Пусть нет, но... а если это и на самом деле была любовь до ослепления?! Но, увы, история пишет свои письмена и ход её неумолим!

                Е.Грислис. 12.01.18



------------------------

В эссе использованы фрагменты из баллады Елены Грислис "Марина Мнишек", написанной                в июле 2009 года. http://www.stihi.ru/2012/06/12/186