Слышал звон или А наш чем хуже!? Из Цикла

Евгений Прокопов
Позвонил знакомый, предложил «срубить шабашку».
- Деньги большие. Очень большие. Не телефонный разговор. Срочно приезжай!
Поехал я. Дело не шуточное, чувствую. Размечтался, как тратить буду свои комиссионные.
Приехал, выслушал знакомца.
Коротко суть дела: у него в Кемерово умер дальний родственник; прямых наследников нет, так что он единственный,- хоть и в официальном порядке – наследник третьей очереди. Через полгода права наследования, кое- что из имущества, дача, квартира, машина. Умерший был чиновник среднего звена, в 90-е годы имел отношение к угольным делам. Мимо рта ложку не проносил, похоже.
-  Деньги к деньгам,- порадовался я за приятеля.- А зачем меня позвал?
- Погоди, не горячись. Слушай. Остались у покойного с десяток картин.
- Он что, коллекционером был?
- Нет, подарки старых лет, когда  угольными переделами рулил. Мода такая была – картины дарить.
- И что?- заинтересовался я.
- А вот что, смотри список, я там второпях набросал.
Я стал читать вслух фамилии, всё хорошие сибирские художники.
- Да это всё ерунда! Смотри сюда: Ротко! Он миллионы долларов стоит.
- Ну! Это тот?
- А то! Дядьку моего в то время угольная мафия не знала, как задобрить по-крупному. Официально он взятки не брал.
Поможешь мне продать, получишь десять процентов. За полгода надо успеть найти покупателя.
- А сам что же не продаёшь?
- Нужно без шума в местных кругах, да и в Москве побогаче публика. К тому же возможен тёмный след в истории происхождения. А московские артдилеры требуют полную историю быта.
- Историю бытования,- поправил я. – А фотографии сделал?
- Когда!? На всё про всё полчаса было. Закрыть всё, опечатать. Машину перегнать.
- Помнишь, что нарисовано хоть, какой размер полотна?
-Мазня какая-то, очень яркая! А размер,- вот, примерно такой,- он развёл руками, как счастливый рыболов. – Меньше, чем на миллион долларов, я не согласен.
Пообещал я заняться предварительной разведкой взяв с Наследника обещание сгонять в Кузбасс сделать фотографии, или, что надёжнее, привезти означенного Ротко в Новосибирск.
 Возвращался я домой пешком, и на свежем воздухе пришла мне отрезвляющая мысль, что вряд ли я разбогатею в этот раз.
Мафия, хоть и почти всесильна, но не настолько же! Откуда Ротко здесь?
Наверняка, это не американский Ротко Марк, картины которого бьют ценовые рекорды на аукционах, а наш родной сибиряк  Ротко Николай, чья выставка была и у нас несколько лет назад.

Персональная выставка  одного из крупнейших современных художников Сибири, член-корреспондента Российской Академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации Николая Алексеевича Ротко было  незабываемым событием в культурной жизни Новосибирска. Оригинальность творческой манеры поразила многих. Буйство цвета и многообразие красок произведений художника из Новокузнецка волновали воображение и пробуждали яркие воспоминания.

Многие искусствоведы считают, что картины его подобны музыке, где каждый мазок на полотне являет собой ноту, и  его живопись исходит из души, из чувства, а не является холодной цветовой задачей, поэтому он часто пишет, не задумываясь, полагаясь только на глаз и руку. И когда всё идет как бы само собой, тогда и рождаются новые сочетания в определенном цветовом ладу, на который настроен художник. Выразительный напористый цвет полотен Ротко абсолютно естественен. Цвет для него - средство передачи красоты и многообразия мира, в цвете, сочном и звучном, угадывается та эмоциональная напряженность, которая в дальнейшем определила его индивидуальный почерк.

  Огромный выбор впечатлений, полученных в жизни, художник переносит на холст, сочиняет и выстраивает различные версии, создаёт загадочные сюжеты. Обладая богатой фантазией, Ротко прибегает к неожиданным приёмам построения образов, где реальный мир соотносится с миром своей мечты или воспоминаний.  Он пишет работы, используя приёмы совмещенного и фрагментарного видения композиционных ритмов, сходства и несходства объектов.

  В его творчестве оказались синтезированы многие пластические достижения ХХ века. В своих большеформатных картинах, спектр которых - от фигуративных до абстрактных, Ротко передает духовную проблематику путем выразительных возможностей цвета и образа. Мощь колористических сочетаний в его полотнах безусловно покоряет зрителя.
 В последние годы имя Николая Ротко для Сибири стало знаковым.
 Почему-то я был уверен, что мой знакомец стал владельцем картины именитого сибиряка.
 
 А имя Марка Ро;тко (1903 -1970) — американского художника, ведущего представителя абстрактного экспрессионизма, одного из создателей живописи цветового поля чаще всего ассоциируется с абстрактной живописью цветового поля, проделал в искусстве долгий путь, в котором нашлось место и фигуративной живописи, и технике ташизма, и чистому сюрреализму. Свои самые знаменитые работы – мультиформы и абстракции – художник отказывался объяснять и пресекал всякие попытки интерпретации: суть искусства – само искусство, вещественное проявление мироощущения художника, утверждал Ротко, которому с помощью одного лишь цвета удалось вызвать у зрителей и потрясение, и надежду, но чаще боль, страх и чувство одиночества.

Экспрессивные полотна Марка Ротко обладают мистической особенностью – по словам многих зрителей, картины, когда наблюдаешь их с близкого расстояния (а именно на этом настаивал сам художник), вызывают сильные эмоции – обостренное чувство одиночества или страха, вплоть до того, что стоя перед ними, особо чувствительные люди могут расплакаться. Отражение трагической стороны жизни склонны видеть в творчестве Ротко и искусствоведы – будь то ранние работы или прославившие художника мультиформы. "Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства… Мне не интересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций — трагедии, экстаза, отчаяния", — писал Ротко.




В свете его жизненной и творческой философии, обличавшей повсеместную коммерциализацию искусства, неоднозначно и даже анекдотично выглядят и сегодняшние ценовые рекорды ("Оранжевое, красное, желтое" в 2012 году ушла с торгов за $86,9 млн), которые картины художника вновь и вновь устанавливают на аукционах.
 Победа Ротко или его поражение такая посмертная эскалация-взлёт цен?
 Как бы то ни было, главный смысл и цель, которые он закладывал в свои полотна — апелляция к основным человеческим эмоциям:

"Тот факт, что многие люди вдруг теряют себя и могут разразиться рыданиями перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с их основными человеческими эмоциями… Люди, плачущие перед моими полотнами, переживают тот же религиозный трепет, что переживал я, когда рисовал их. А если вас тронули только колористические отношения, то вы упустили самое главное", — заметил   Марк Ротко незадолго до своей кончины.

P.S.
Привёз мне наследник вскоре фотографии  полученных  картин. Конечно-же, подпись была Н.Ротко, правда латинскими буквами.
Не получилось в этот раз обогатиться ни мне, ни знакомцу моему, который, посмотрев у меня в Интернете фотографии работ американца, в сердцах воскликнул:
- А наш чем хуже?!
- Ничем не хуже,- согласился я.