Немного о себе и моих театрах

Ирина Лисовская
В 1979 году я окончила  ЛГИК-Ленинградский институт культуры, отделение клубной режиссуры и массовых представлений. Потом наш институт стал называться Санкт-Петербургский УНИВЕРСИТЕТ искусства и культуры, а  факультет - факультет  режиссуры и продюсерского мастерства.
 (Кстати, этот институт и факультет заочно закончил В.Леонтьев.)А потом ему вернули прежнее название, только "имени Крупской" сняли
 Инициатором открытия отделения клубной режиссуры и массовых представлений был ИОСИФ ДАВИДОВИЧ ТУМАНОВ. Это он был главным режиссёром открытия и закрытия Олимпийских Игр 1980 года в Москве. Куратором нашего  курса был поэт( не режиссёр) Юрий Красавин.. Наверное, поэтому почти никто с моего курса не стал работать по профессии. Я стала режиссёром драмтеатра. И ещё один парень с курса-режиссёром массовых представлений.
 Заведующий кафедрой был Вершковский.
До поступления в институт с 70 по71год я училась в театральной студии при Мурманском театре Северного флота. Её организовал ученик З. Корогодского М. Царёв.
 А двумя годами раньше М.Шмойлов и В. Веселов - тоже ученики Корогодского, приехавшие в Мурманск по распределению,- организовали во Дворце Культуры им. С.М.Кирова театр ПОЭЗИИ. Это было прекрасное время! Мы поставили спектакль "ОТКРОВЕНИЕ" по стихам советских поэтов- Вознесенского, Кедрова, Пастернака, Маяковского и др. Кстати, в этом спектакле принимал участие А.Малкин. Да, тот самый Анатолий Малкин, который сейчас работает на Центральном телевидении.

 Прозанимавшись в театре Поэзии и театральной студии, я поехала поступать в институт в мой любимый город Ленинград.
Я поступила в институт в 1975 году. В ту пору-в семидесятые годы- в институте продавались дешёвые(а это было очень важно для студентов) билеты во многие театры. Даже в БДТ. Тогда он был очень популярен, и билеты на спектакль было достать практически невозможно. Нам доставались билеты на галёрку или в лучшем случае, в бельэтаж. Но это было счастье -попасть в БДТ. Я пересмотрела все спектакли- "Три мешка сорной пшеницы" с Борисовым и Медведевым, "Мещане" с Лебедевым, Макаровой, Призван -Соколовой, "Цена" и "Жизнь господина де Мольера" с Юрским, "История лошади" с Волковым, Басилашвили, Шарко, Лебедевым, и другие.В те годы были очень популярны общественные показы спектакля перед премьерой. Так на "Историю лошади" нас пригласили на общественный показ.

По этим спектаклям и книгам Товстоногова я училась режиссёрскому мастерству. Я воспитывала свой вкус и чувство меры. По книгам Товстоногова "Профессия -режиссёр" училась разбору пьесы и работе с актёром. На "Таганке" мне удалось ещё раньше, в начале семидесятых, увидеть на сцене Высоцкого и Демидову в "Гамлете","А зори здесь тихие", "Мать" со Славиной. Но ближе мне был театр Товстоногова, а не Любимова.

После окончания института я решила поехать в Иркутск. Я так захотела сама, никто меня не заставлял. Очень хотелось посмотреть, где и в каких условиях жили декабристки. Увидела. Красотища! Ангара, Байкал! Чудо, что такое!..
В Иркутске я проработала два года (1979-1981) в КПУ(Культ-просвет училище) на кафедре режиссуры, где преподавала режиссуру и сценарное мастерство. Поставила я там три спектакля. У меня на курсе были только девушки. Но спектакли мы делали замечательные! Когда я уезжала из Иркутска, наша заведующая кафедрой говорила мне:" Если вернёшься, я тебе две ставки дам!" По тем временам это было щедрое предложение. Но я не вернулась...

В 1981 году я приехала в свой родной город Мурманск, где взяла на себя руководство НМДТ. Тогда, в восьмидесятых, в народных театрах работали режиссёры из драматических театров, профессионалы! "Народный Театр"-было почётным званием. И руководить им было очень престижно! 
Группа "стариков" привыкла работать один месяц в году, когда приходил режиссёр из мурманской Драмы и ставил спектакль в режиме нон- стоп,то есть каждый день. Для этого артистов Народного Театра отпускали с работы на целый месяц! Вот такие были порядки и времена.
Так вот группа старожилов театра меня не приняла. Ну, что я могу? В театре профессиональном не работаю!  И тогда  я решила набрать молодёжную группу. Я обучала молодых людей основам актёрского мастерства, преподаватель  вокала учила молодых любителей пению, балетмейстер- танцу. В общем, всё по программе института, только без  общеобразовательных предметов.  Мы поставили много спектаклей. Первым  был спектакль по рассказам Шукшина "Мой зять украл машину дров". Потом-"Дульсинея Тобосская" Володина, Гладкова. В общем-то именно с этого спектакля и начался  наш  молодёжный театр.

 "Дульсинея" была снята полностью и показана по Мурманскому телевидению! Это была победа и признание! Признание молодого коллектива!  Не каждый спектакль удостаивался такой чести! Мы стали знамениты! И с того времени наш театр не сходил с экранов телевидения.

Помню, как я набирала актёров. Подали объявление в газету о наборе молодёжи в Народный Музыкально-Драматический театр-это полное название театра.
И в назначенное время вбегает в зал Марина Ящук. Внешность актрисы, стройная, открытая,живая, эмоциональная, органичная, непосредственная, красивая! Я попросила её сделать несколько этюдов. Она сделала! Я не могла поверить своему счастью! На неё же можно ставить спектакли!
Так и вышло. Марина стала играть во всех спектаклях главные роли. А в 1989 году за роль Милли в спектакле по пьесе А.Фугарда "Здесь живут люди" получила звание- Лучшей Актрисы Года среди всех актрис театров Мурманска и Мурманской области-и профессиональных и театров- студий. А я -Лучший Режиссёр Года. Эти награды были даны нам  Союзом Театральных Деятелей! Потом в театр пришли А.Секурцев,Н. Фруцкая, Пигалова Н., И.Галич,В.Носков, Е.Попова,  Е. Янковская,  Л.Силюк,А.Евграфов, В.Севостьянова, Е.Соколова,Е.Русаков,И.Пестерева, О.Стыров,Н.Бай,Р.Лабурский,   С.Расюк, Ю.Линкевич, И.Бапаркина,Е.Ковыршина, Перцева, С.Король и.др. Из них получились замечательные актёры! В настоящее время почти  у всех -творческие профессии. О своих актёрах  я расскажу в следующем эссе.
Мы ставили и Чехова "Рассказы" и "Свадьбу", и Зощенко тоже "Свадьбу", и "Левшу" Рацера и Константинова, и даже оперу Колкера "Жар-птица", "Пеппи Длинныйчулок", "Человек, который мечтал летать" по рассказам Жванецкого, Горина, Альтова и др. Я даже умудрилась стать режиссёром нашего главного Мурманского праздника "День Рыбака" в 1989 году, где принимал участие  и весь наш театр.

 В 1987 году мы поставили пьесу А.Гельмана "Скамейка". О, это был этапный , замечательный спектакль! С этого спектакля начался Театр-Студия "Актёр". "Скамейка" получила много призов и званий на фестивалях и театральных конкурсах! Марина Ящук  получила диплом за лучшую женскую роль.
И мы решили стать самостоятельными. Мы хотели ставить спектакли и  зарабатывать деньги,  и ни от кого не зависеть. И нам это удалось!
В конце 1989 года   из Дворца Культуры мы ушли в подвал! Но это был НАШ ПОДВАЛ. Наш ТЕАТР.
 Это был настоящий театр со своим репертуаром, штатным расписанием, спектаклями, печатями и трудовыми книжками. Мы поставили спектакль по произведениям А.Ахматовой, М.Цветаевой, Л. Гумелёву, Тютчеву- "Наваждение". "Наш цирк" с молодой порослью театра, детский спектакль "Кошкин дом", множество концертных программ, принимали участие в Рождественских гуляньях, Дне Молодёжи и т.д.

В 1990 СТД отправило меня повышать квалификацию  в лабораторию Л.Додина. Потом мы ездили с театром на гастроли в Норвегию и по городам России-Псков, Архангельск, собирались поехать в Санкт- Петербург...Но случилось ГКЧП... И все наши планы рухнули. Этот театр просуществовал до 1992 года...

С 1992 года я начала работать в Доме детского и юношеского творчества им. А.Бредова в Мурманске. И опять я  создала театр. На этот раз детско-юношеский музыкальный театр "ФАНТАЗИЯ", а потом  и вокальный ансамбль "ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ". Мы пели на английском и французском, немецком и норвежском языках. По просьбе Норвежского консульства в Мурманске мы поставили спектакль по пьесе норвежского автора- Т.О.Брингсверда "Виновник торжества" в год празднования миллениума. Театр "ФАНТАЗИЯ" -трижды областной и городской лауреат театральных конкурсов. С детским коллективом мы поставили тоже много интересных спектаклей. Открылись мы спектаклем по стихам детских поэтов "Кошка, которая искала..." Потом были
"ДРУЖНЫЙ КЛАСС" по рассказам ГОЛЯВКИНА,
“ДВА КЛЁНА” - ШВАРЦА.
“БЛЮМА” – по пьесе А. БРУШТЕЙН "ГОЛУБОЕ и РОЗОВОЕ"
"РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ" (Гоголь "Женитьба", Шварц "Золушка"...)
"СЕДЬМОЙ "Ю" ИГРАЕТ СКАЗКУ" И ДРУГИЕ СПЕКТАКЛИ...
  Театр "Фантазия"  просуществовал до 2002 года.

Мне повезло и с этим театром. Ко мне пришли великолепные детки 3-4 класса и занимались в театре до 10 класса. Это и Игорь Дулов, талантливый ребёнок,  Наташа Лебедева, обладательница прелестного голоса, Аня Чиркова, Оксана Грунтовая, Ирина Суворова, Оля Лапина, Наташа Пономарёва, и др. 
И как прекрасно и приятно, что многие  актёры театра "Актёр"- Лариса Силюк, Вика Севостьянова, Слава Король, Сергей Расюк, Наташа Пигалова не забывают меня.   И детки  театра "Фантазия", которым сейчас  уже больше 20 лет, у которых свои семьи, тоже  помнят меня, не забывают, помнят театр. Это греет душу. Значит, я не зря прожила свою жизнь.
В 2002 году я простилась и  с этим театром. 

И вновь создала новый театр- "ТЕАТР ИРИНЫ ЛИСОВСКОЙ". В моём репертуаре были моно спектакли. Я играла на гитаре, пела и читала. Первый спектакль -"Вы столь забывчивы сколь незабвенны..." по стихам А.Ахматовой, М.Цветаевой, романсам русских композиторов и песням на стихи этих поэтов. Несколько песен написала я сама. Спектакль по стихам Б.Окуджавы и его песням. Спектакль по стихам М.Лермонтова и А.Пушкина и т.д.

В 2006 году я поступила в Псковскую филармонию. Меня приняли на должность- "артист-инструменталист". Я выступала в детских садах и перед взрослой публикой. У меня был спектакль для деток "МУХА -ЦОКОТУХА", с моими песенками, которые я пела под гитару. На конкурсе чтецов, который проходил во Пскове, я завоевала ГРАН-ПРИ, прочитав поэму С.Есенина "РУСЬ СОВЕТСКАЯ".

А в 2011 году я возвратилась в свой родной город Мурманск.  В 2015 году я переехала в Московскую область, город Серпухов, где живу и по сию пору.
Занимаюсь ли я театром? Нет. Правда, творчеством занимаюсь, но другого рода. Я  рисую шерстью и занимаюсь валянием игрушек, вяжу, как многие бабушки...  И это доставляет мне огромное удовольствие и наслаждение!  Иногда пою.
 Почему я перестала заниматься театром? Как это не странно прозвучит, я больше не люблю театр. Современный театр. Он мне чужд. В нем больше нет ЖИЗНИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА. Мне больно, что так случилось. И ходить в театр я  больше не могу.
Но продолжаю любить балет, музыку. До сих пор мечтаю танцевать... Дело за малым- партнёра найти. Но мечты сбываются, так что всё ещё впереди!

11.01.2018

Ирина Лисовская. Серпухов.