Обратная перспектива мифологии
Душа человека, войдя в этот мир, мучительно стремится вспомнить начало вхождения и то, что ему предшествовало. Мифологические предания как формы памяти обнаруживают по мере развития некую обратную перспективу: чем выше духовная культура человечества, тем более проникает его духовный взор вглубь миротворческих начал. Ибо память и сознание выражают степень воплощённости души человека. Мировая культура – это следы вхождения в мир духа человечества. На каждом этапе культура отражает определённую степень погружения вечной души в плоть. Таким образом, по мере роста духовной культуры, человечество обретает память о начале земного пути и о том, что совершалось в доземной вечности.
На заре человечества смутное сознание людей с трудом ориентируется в реальности. Вышедшие на историческую арену души пытаются осознать себя, понять окружающий мир и стремятся вспомнить события, приведшие в этот мир, предшествующие началу мира и определившие это начало. Наиболее ранние попытки заглянуть в прапрошлое захватывают недавние космические события. Архаические мифы вскрывают поздние этапы космогенеза, когда душа человека ещё разлита по космической плоти и является её движущим началом. Затем мифологии описывают ступени зоогенеза – происхождения живой природы, когда душа человека пробивается через животный и растительный мир. И только частично мифы касаются антропогенеза – обретения душой человеческого телесного облика.
Это процесс прорастания из земли («В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1.1) вечных первообразов. На начальных этапах воплощения человек ещё не ощущает себя вполне жителем земли, не установились границы между тем и этим мирами, стерты грани между жизнью и смертью. Душа древнего человека не ощущает себя выделенной из природного лона, ибо она впервые и только частию выделилась в собственной телесности. Одновременно некоторые сферы души странствуют в различных природных явлениях и животных формах. Смерть не воспринимается как полный обрыв жизни, ибо душа не укоренена в этом мире и с лёгкостью его покидает, перетекает из одного эона[1] в другой.
В древнейших мифах предки продолжают участвовать в судьбе живых, живущие же постоянно апеллируют к загробному миру. Человечество ещё не осознало собственный временной эон. Не выделял себя человек и в пространстве. Анимизм[2] первобытного сознания выражает не запуганность древнего человека природными стихиями и не ощущение их чуждости, скорее напротив, анимистическое сознание отражает родственность природы человеку, невыделенность человеческого существа из окружающего мира. Космос наполнен соприродными человеку духами, которые являются своего рода плотскими тенями души, – это пройденные им и оставленные формы воплощения. Древнейший человек мог пугаться собственной космической тени и не осознавать этого явления вполне, но он явно чувствовал соприродность себе всех существ и предметов.
Первоначальной религиозностью человечества был повсеместно распространенный культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы. Это свидетельствует о первой попытке древнейшего человека вспомнить миротворческий путь, пройденный его душой. Взор архаического человека загипнотизирован тайной космического лона, из которого только-только выделилось человеческое существо.
Есть предположение о том, что первичной формой религии был некий древнейший монотеизм (единобожие), который затем утрачивается в истории, вера в Единого Творца сменяется верой в женское божество – Праматерь всего сущего. Скорее всего, такого рода представления являются воспоминанием событий, частию выходящих за пределы истории. Бог-Творец был сполна открыт душе только в небесном предстоянии до начала мироздания, – это действительно началополагающий монотеизм, но не как историческая религия, а как доисторическое, доземное восприятие Бога вечной душой. После погружения души в земную плоть и её поглощения земной материей духовное сознание и образ Творца замутняются, земное богопознание начинается с языческих форм, среди которых культ Богини-Праматери был основополагающим. Человеческая история и представляет собой стремление вернуться к истинному богопознанию, но уже в лоне мира сего.
Таким образом, древнейшие мифы отражают ограниченность архаического сознания, погружённого в природную плоть. Далее вглубь антропогонии и теогонии[3] проникают более поздние, более культурные мифологические традиции. По мере того как человек осознаёт себя, своё место и роль в мире, в его сознании прорастают зёрна древнейшей памяти, проясняются и наполняются смыслом первообразы архаических мифов. С приближением времени Откровения Богочеловека в мифах раскрываются всё более древние и глубинные их тайны.
[1] Эо;н – от др.-греч. «век, эпоха, вечность»
[2] Анимизм – представление о всеобщей одушевленности, о духах природы, предметов, явлений, существ.
[3] Антропогония – происхождение, сотворение человека, первочеловека.
Теогония – буквально Богопроисхождение, в данном случае творческие процессы внутри Божественной природы, предшествовавшие и определившие сотворение человека.