Мишка - наводчик

Василий Овчинников
    Конец девяностых.
Мы, недавно покинув "остров Крым", заново обживаемся на моей "исторической родине".
    Времена смутные. С работой тяжело. Да и зарплату постоянно задерживают.
Приходится налегать на дары природы. Почти каждый выходной августа рано утром я сажусь на пригородный поезд и еду в Псковские леса.
   
     Год выдался нечерничный. Собирая грибы, ищу место побогаче,
чтобы скребком-комбайном хотя бы ведёрко ягод набрать.
По новым местам хожу, без толку. И грибов мало, и черники нет.

     Глянул, перед глазами свежая, ещё паром исходящая огромная куча Мишкина.
Аккуратно оглянулся - хозяина нет, видно, почуяв меня, отошёл от греха.

     Это у меня далеко не первая встреча с хозяином. Первая была уже давно и много волнительнее.
     Вспоминаю, как в конце семидесятых рисовали на Серебряном озере нашу первую карту для спортивного ориентирования с Саней Холмовым. Идём по узенькой визирке. Следы свежие поперёк. Саша удивляется, размер-то, за пятидесятый.  Смотрю, каблука нет… - Мишка, - говорю, - Да, ну! - Отошёл немного в сторону. Саня вдруг застолбенел.
-    Смотри, смотри, - шепчет. Три шага, и я снова на визирке. Впереди, шагах в десяти, огромная плюшевая туша. И на её фоне, треугольник из черных точек - два глаза и нос. Прикидываю, даже если бы в руках ружьё с жаканом, то попасть в этот непрерывно двигающийся треугольник проблемно. А мимо - только раздразнишь, обозлишь.
     Саня, теперь он немного в стороне: - Что делать-то будем? - Не знаю.
-    Бежим? – Догонит… – Потихоньку стаскиваю с плеча рюкзак. Развязываю. Достаю завёрнутую в газету пайку. Мишка, похоже, не собирается нас драть. Если пойдёт к нам, я ему пайку и брошу. Разворачиваю свёрток, на мгновение опускаю взгляд, а медведя на просеке уже и нет. Ушёл, отказавшись от подарка. Пайку и сами съедим. Идём вперёд. На визирке неслабый камень, вывернутый медвежьей лапой. По обеим сторонам непроходимый еловый подрост. Как же он ушёл? Ни одна веточка не шевельнулась. Предательская дрожь в коленках долго не проходила.
Рабочий день завершили досрочно.

     Но и сейчас, не скажу, чтобы не впечатлило. В лесу надо быть всегда внимательным и аккуратным.
     Успокоившись, кучу поближе рассмотрел - семена ягод мелкие.
Я пустой до сих пор. Где же он так нажрался? Пошёл вперёд, то есть назад по следу Мишкиному.

     Метров через сто канава старая мелиоративная, переправился. За ней вырубка открылась, тоже старая, сплошь голубичником заросшая. Зрелые кусты усыпаны крупными ягодами.

     Вот так, благодаря Мишке,
за три поездки я в тот год шесть вёдер голубики из леса вывез.



Фото из интернета.