Кьеркегор о возвышении себя и унижении

Семенов Сергей Александрович
В книге "Или - или" Кьеркегор пишет следующее о возвышении себя и об унижении: "Уже некоторое время я задумываюсь над тем, что побудило меня отказаться от должности учителя (в бытность свою студентом Кьеркегор пробовал некоторое время преподавать латынь в своей прежней школе, Borgerdydsskole, в Копенгагене). Теперь мне кажется, что эта должность была как раз то, что мне было нужно. Сегодня меня озарило: причина как раз и состояла в том, что я вполне подходил для нее. Если бы я ее получил, мне уже нечего было бы приобрести, но я мог бы все потерять. Потому я почел за лучшее отказаться и искать счастья с труппой странствующих актеров: у меня нет театральных талантов, а значит, в будущем я могу только выиграть". Это размышление перекликается со следующей притчей из Евангелия от Луки (14:7-11):
 
   7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
  8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,
  9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
  10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,
  11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
 
  Если бы Кьеркегор получил должность учителя, то приобрести (или возвыситься) он уже не мог, но зато мог потерять ее (или унизиться). Вступление в труппу странствующих актеров Кьеркегор расценивал как унижение для себя, т.к. он не имел к этому ремеслу (или искусству) никаких способностей. Зато в будущем либо способности разовьются, либо он найдет что-то более соответствующее его наклонностям, т.е. в будущем он мог только выиграть.
 
  При выборе жизненного пути мы все привыкли считать, что необходимо выбирать себе занятие, соответствующее своим интересам и способностям. Поэтому такая мысль Кьеркегора нам кажется парадоксальной. Но сопоставление этой мысли с евангельской притчей снимает парадокс. Мы на время унижаем себя, чтобы потом возвыситься или занять место в жизни, соответствующее своим наклонностям и потребностям. Как пишет апостол Павел в послании к Евреям (11:35), "иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение". Перефразируя эти слова, можно сказать: выберем худшую долю, чтобы в будущем занять место в жизни, соответствующее нашим наклонностям и способностям.