Старые дачи

Владимир Воропаев
«Величайший враг нашей души, враг больший, чем даже диавол, это мирской дух. Он сладко увлекает нас и навеки оставляет нас с горечью…»
Старец Паисий Святогорец

Степаныч

У пруда живёт сосед – Степаныч:
Балагур и рассказчик, и плут;
Кое-кто называл его Карлыч,
Говорят, его кличка за пруд.

Когда не было дамбы в Шишелах,
Здесь текла себе речка – Буян;
Камень ломали люди на скалах,
Себе, но чаще своим друзьям.

Когда же мода пошла на камень,
Повалил тут в Шишелы народ:
Бомжи, смуглые будто цыгане
И всякого рода – иной сброд.

Одним из первых в село прибился
Степаных, что ж, весёлый мужик;
Он охотно и много трудился –
Его принял сельчанин старик.

Прописал и доверил флигель свой;
Он помер – Степаныч хозяин,
Сам берёт бомжей к себе на постой,
Ведь теперь он стал будто барин.

Но как-то слушок прошёл по селу,
Что затопят теперь Шушаны;
Слух возрастал, принося всем беду:
Пакуйте жильцы чемоданы!

Строили дамбу, топили село,
И превратился Степаныч наш
В Карлыча, кстати, его пронесло! –
Флигель стоял высоко… гм,- Карлыч.

Заболел вот, недавно Степаныч –
У него иссякали силы,
Глаза потускнели... постарел хрыч,
Уже близок он от могилы.

Май, 2018

Ноэми

На даче цветёт барбарис,
Завязались крыжовник, смородина…
По тропинке спускаюсь вниз:
-Здравствуйте, Ноэми Соломоновна!

Мне нравится имя её –
Собственница давно некрасивая,
На заборе сушит бельё;
Не понять мне: Ноэми счастливая?

Всё хочу её расспросить:
Что да как, но всё, будто бы, занятый –
«Хорошо б на чай пригласить,
Да день сегодня ничем непамятный».

Позову по-свойски на днях:
Потолкуем с ней о жизни за чаем –
Умерла она второпях;
Бегу с мыслью вниз: «Ноэми, скучаю…»

Скучанье моё по душе –
Чувствую духом её полноценность;
Когда нахожусь в тишине,
Лишь тогда воспринимаю нетленность.

Декабрь 2017

Значение имени Ноеми – «приятная», «красивая».

Семёныч

Для всех людей он был – Семёныч,
А имя знала лишь родня;
И тихо жил, как бы шпионыч,
Перед обрывом – у плетня.

Весёлый дед, душой открытый;
Ухоженный, хоть жил один,
Но суетою не прибитый
И гладко выбрит - до седин.

-Привет, Семёныч! Жарко, жарко...
-С утра уже до тридцати!
Да мне воды речной не жалко!..
Я очень занят – ты прости.

Не многословен, но радушен –
Хороший в Боге господин,
Как человек, он простодушен:
Потомок, слухом,- дворянин.

Хотя я слухом не прельщаюсь –
Охотней верю лишь душе;
И в формуляры не вгрызаюсь,
Сам человек – он важен мне...

Январь, 2018

Митя

Иду, минуя Митину ограду –
Мне тягостно мимо ворот его идти:
Не чувствует душа моя отраду;
Здесь к остановке в город я на полпути.

О Мите по селу дурная слава,
Что он колдун, ведьмак, вредит скоту сельчан...
Кто говорит, что для него забава –
Пугать людей села, как будто невзначай.

С усмешкой на устах встречает Митя,
Как будто знает он, чего-то в жизни сей;
Он рассказал бы нам, но мы как дети
И рано нам ещё до эдаких вестей.

Однажды из ворот коз выпуская,
Меня остановил в своей манере он:
-Ну, что? – затворены ворота рая?!
Безмолвно Мите я адресовал поклон.

Прошествовать хотел скорее мимо,
Ведь Митя в болтовне забыл бы коз пасти!
Про рай не должно говорить игриво:
Кого способна наша болтовня спасти?!

Но про себя творил молитву: «Боже,
Помилуй Дмитрия по простоте его,
Хоть он и зол, но человече всё же –
Прости ему целительство и колдовство».

Все люди слабы – слаб в гордыне Митя,
А его властность – это маска для людей;
Но не хочу я быть в общенье гостем –
Пройду сегодня мимо, будто я злодей.

Январь, 2018

Утро на рыбалке

Люблю я с удочкой рыбачить поутру,
Когда всё тишиной в селе объято;
И солнца луч ещё не затевал игру:
Слои воды, пронизывая златом.

Такая тишина – спелее спелых груш!..
И соком истекает по гортани;
И полон мысли я и разных тихих чувств,-
И дух обуян светом ожиданий.

И воздуха хрусталь насыщен тишиной –
Он как бы проникает ко мне в душу;
Туман легонько проплывает над водой –
И вырывается душа наружу.

Январь, 2018

Пал Палыч

А вот, Пал Палыч, мой сосед –
У нас с ним рядом огороды;
Рыбачим вместе много лет –
С терпеньем ловим все невзгоды.

Мосточки рядом на реке
И тишину легко мы делим:
Рыбак Пал Палыч – на крючке
Частенько карпик зажирелый.

Жена его так карасей
В фольге изжарит на огнище –
Готов ловить их без снастей,
И с ароматом пепелище.

Да по рюмашке и по две
Приправим чачей ужин рыбный;
Всегда аджика на столе
И хлеб пахучий аппетитный.

А здесь умелица моя
Лицом в румянец не ударит:
Простая радость бытия,
Что Бог нам с радостию дарит.

Январь, 2018

Макар Лукич

Лукич – директор (бывший) метзавода,
В былом – совдеповский специалист;
Сейчас во власти целиком природы:
Теперь душой и сердцем реалист.

Политика ему не интересна,
Хозяйственные склоки в стороне –
Забыл давно Лукич удобства в креслах:
Он отслужил своё своей стране.

Когда-то я в его мансарде шумной
Писал на стенах триптихи окон:
Природа сфер в таинственности лунной,
Цветы, камин и ласковый огонь.

Давно утихли посиделки-пьянки –
Все отошли в далёкие края,
Давно забылись рубища, их ранки,-
Он весь теперь в покое бытия.

Бывает, зазывает меня в гости –
Приятно ему тихо говорить;
Молитв спокойно о себе попросит –
Для покаяния чуть-чуть пожить.

Макар Лукич – это пример редчайший,
Чтобы вот так: от шума в тишину!..
И взор в глазах я вижу настоящий,
В душе его я слышу глубину.

Январь, 2018

Борис  Альбертович

Он в житейском размахе
Был хитёр и умен;
Пребывал часто в страхе
Хоть, считался, учен.

Что же здесь удивляться? –
Можно знать много дел
И при этом бояться –
Это многих удел...

Вот, затеи с землею,-
Он ведь с детства не знал,
Что посыпать золою...
Он крестьян презирал!

Называл  их "сельхозник" –
Сам ведь был городской!
Ждал от них только козней
Да плутни колдовской.

Как на пенсию вышел,
В руки к сельским попал,
Ведь жена была с Шишел –
Страшный, жалкий финал!

Как весна начиналась,
Так, "давай в огород!"
И вся пытка кончалась,
Как был снят корнеплод.

Но привык; потихоньку
Огородником стал,
И за Соней вдогонку
Все копал, поливал...

Жизнь играет судьбою –
Сам не знаешь: кто ты?
Птицей был городскою –
Мужиком стал простым.

Февраль, 2018

Актёр  Игорь  Тень

У нас в Шишелах жил актёр –
Давно на пенсии, конечно,-
В ДК работал, как простой дублёр,
Но слыл актёром в свете млечном.

Всегда причёсан (в парике) –
Никто не знал, был ли он лысый,
Хоть и возился в парнике –
(Растил он бледные нарциссы).

Цветов породу как назвать,
Чтобы прославить своё имя?
Пока не знал, как величать:
То ли «Кротость», то ли «Гордыня».

Но чаще занят был актёр,
В себе рождая чудный облик:
Сам был гримёр и режиссёр,-
Давал и реплику и отклик.

Из мелких фраз ролей и чувств,
Возможно, он слагал свой образ…
Он в мире жил больших искусств,
Забыв себя в себе и возраст.

Февраль, 2018

Никонорыч

Никонорыч жил на отшибе –
Развалились былые дома:
Кто уехал, умер… Бог видит,
Всем ведь своя слепая судьба.

А он доживать имел силы!
Дом остался ещё от отца;
Уж давно схоронил Людмилу –
Памятует её у крыльца.

Память с чем крылечко связала?
Видимы в нём былые года,-
Что-то, знать, глубинное знала…
Впрочем, прошедшее – ерунда.

Он всё чаще скользил душою,-
Дух сознаньем парил в Небесах;
Учился владеть тишиною –
Преображался заметно прах.

Апрель 2018

Петрович

Не представляю Петровича без дачи,
А участок без него;
Люди говорят: -Там надобно ишачить!
Но Петровичу легко.

Любое дело в радость: на земле, в дому:
-Нет, не устал... Ну, малость...
Так отзовётся на вопрос он к вечеру:
-Работа мне вся в радость.

Завод, казалось бы, все силы вытащил –
С металлом укатили…
Петрович говорит: -Ну да, он высушил:
Заводик мы любили.

Славно говорить с мужчиной – слов лишних нет,
Ведь все они по делу,
А на прощанье: -С Богом! – скажет он вослед;
Что ж: чтит Петрович веру.

Сентябрь, 2018