Декабрь. Помо-д-оро

Евгения Савера
Эта маленькая история произошла в конце девяностых.
 
Мурманск, декабрь, полярная ночь.

Мы жили на ул. Тарана вдвоем с Ф.
 
Квартиру получил Юрий Николаевич, его папа, но поскольку он к тому времени уже развелся с З.И. постольку семейное жилье сложно перераспределилось. Купленная для сестры Ф. «однушка» была отдана Ю.Н., а «двушка» в пятиэтажке была предложена нам во временное проживание. Сестра Юля с З.И. оставались на старом месте.

Тянулась инфляция, все финансовые запасы были истрачены, а зарплата на день текущий являлась довольно скудной. Абсолютно уехали в какую-то неведомую даль разные хорошие планы – обзавестись детьми, купить что-нибудь в дом, поехать в отпуск. Жизнь повисла на одной ноте – неопределенно средней. К тому же «опять и снова» накатила полярная ночь.

В один из таких темных дней я случайно встретила Людмилу Ивановну, свою учительницу из ДХШ. Мы радостно пообщались. После этого (в другой день) я  сходила в «художку», находившуюся в те годы на Жилстрое и еще Л.И. назначила день визита к ней домой.
 
Я на самом деле очень обрадовалась, буквально прилетела к ее дому на ул. Книповича, воодушевленная на редкость.

Мы давно не виделись, поэтому проговорили очень долго, больше четырех часов. Смотрели старые ДХШатские работы, видеофильмы О. Лазарева, ее ученика. Л.И. всегда показывала его фильмы, но в какой год который – уже не скажу.

Долго говорили о Золотовских семинарах, его учениках и их необычных практиках. Л.И. была участницей, я тоже имела представление о них – преодолевать трудности девяностых психологически помогала духовность – общение, искусство, встречи, книги.

Я так загрузилась впечатлениями от разговора, что медленно выдвинулась к остановке около 12 ночи и опоздала на предпоследний автобус. Ждать полчаса следующую «10-ку» я не стала, а тихонечко пошла домой пешком, благо было совсем недалеко.

Дорога приятно запомнилась – тихий  город, светящиеся фонарики и окошки, неизменно похожие на семидесятые и восьмидесятые годы, времена детства. Блестящие звездочки на снегу, переливающиеся в лучах электричества. Ощущение было необычное – спокойное, уравновешенное. Ткань бытия приподнималась и за ней драгоценно сияли ее тайны. Хотелось, чтобы все у всех наладилось как по мановению волшебной палочки.

Домой я пришла в первом часу, но раньше, чем Ф. с работы. Я сняла пальто, сапоги, прошла на крошечную кухню с китайским постером над столиком, изображающим цветы и фрукты. И вдруг я увидела, что на соседней тумбочке в коричнево-зеленой керамической тарелке лежат красивые, гладкие, блестящие помидоры. Они были сложены горкой, и было их гораздо больше одного килограмма. Я очень обрадовалась.  «Юрий Николаевич принес!» - решила я. «Здорово!». Давно ничего такого себе не позволяли. Дорого, зима все-таки. Да и, вообще, хорошо, хоть есть основной запас продуктов – крупа, чай, сахар, макароны.
 
В дверях послышался звук повернувшегося ключа – пришел Ф. Он тоже снял куртку, ботинки, поставил рабочую сумку и прошел на кухню.
- О, Женька, молодец, помидоры купила! – воскликнул он, увидев красные спелые плоды.
 
«Помо-д-оро» - золотое яблоко в переводе.

- Это не я. Это Юрий Николаевич, наверно, – ответила я. Я  себе не позволяю выходить из закупочного графика.

Из нас всех вместе взятых только Ю.Н. мог себе позволить «дорогие» подарки.

- А, ладно, хорошо. А может, мама была? Завтра спрошу. Давай, что ли, съедим по одному.

Мы съели каждый по помидорчику.

Стационарного городского телефона в квартире пока не было, а до мобильных в те времена дело еще не дошло. На следующий день Ф. взял несколько штук и поехал в другой район угостить маму, Юлю и прояснить ситуацию.

Вечером он рассказал вот что: З.И. сильно вспылила, когда услышала, что помидоры мог принести Ю.Н. «Ничего мне от него не надо!!!» Хотела выбросить, но Ф. не дал, забрал обратно. Сама она накануне не приходила.

- Странно, - сказал Ф. – Надо отцу позвонить. А может это ты купила, и не признаешься? Да, ладно, купила и хорошо…

- С чего бы мне скрывать? Если бы я купила – я бы так и сказала. Да ты сам видишь, сколько денег на продукты осталось. А еще проезд. Странно! Может ты сам перед работой купил, а меня разыгрываешь?

- Не-е! Я, что, больной? Зачем мне перед работой помидоры покупать? Очень дорого! Да и надо же вернуться, потом опять выйти…

Мы съели еще по два помидорчика.

На следующий день Ф. позвонил Ю.Н. и к общему недоумению Юрий Николаевич сказал, что ключ от квартиры он давно отдал, сразу после ремонта и никаких помидор он не покупал, а купила, скорее всего, Зоя Ивановна, у которой ключ есть.

И тут мы забеспокоились. Дело даже не в помидорах, а в ключе. Выносить у нас кроме компьютера было нечего, но лишиться компьютера Ф., естественно, не хотел. Путем разных рассуждений решили, что посторонний вряд ли стал бы одаривать нас таким способом, значит, кто-то из своих. Тогда кто? Поведение З.И. было весьма раздраженным, она категорически заявила, что не приходила к нам, хотя ключ у нее был. Юля тоже не приходила. Она вообще к нам не приходила, т.к. жила своей жизнью, а ключа у нее, естественно, не было. Взять исподтишка ключ у Зои Ивановны, принести помидоры, а потом отказываться от содеянного? Довольно глупо и мотив не понятен.

- Женька, признавайся, ты купила!

И тут я почувствовала все оттенки возмущения и даже обиды потому, что не верят. Вот оно, как, значит! Чувствуешь себя идиотом, а главное – доказать невозможно. Ну не криминалистов же звать! Придите, пожалуйста, возьмите отпечатки пальцев с этих овощей…

- Материализация, или как угодно, а я не покупала. Не на что… Я думаю, Ю.Н. пошутил, он мог.

- Да не-ет! Он бы сказал! Зачем скрывать? Да и приболел он сейчас. И что за странные такие шутки?

На оставшиеся помидоры мы посмотрели подозрительно. Но они по-прежнему были яркими, качественными, красивыми. Нам ничего не оставалось, как только их съесть и несколько штук унести в гости. В гостях мы рассказывали все с подробностями, как я ходила к Людмиле Ивановне после долгого перерыва, как мы чудесно поговорили, как я пришла домой и обнаружила помидоры. И все подозрения в итоге пали на меня. Но я их не покупала. И Людмила Ивановна мне их не дарила. Разговаривали мы об искусстве, очень далеко от рыночной тематики.

Так мы правды и не дознались.

К сожалению, при всех моих симпатиях к мистическому, я не могу стопроцентно утверждать, что это мистика.  Хотя великий Саи-Баба, названный в Индии наместником Бога на земле,  материализовал пепел-вибхути и разные другие предметы, но где был в тот момент Саи-баба и где были мы, совершенно непоследователи, проживающие в обычном городе, на обычной улице.

Вот не припомню, заходила ли у Людмилы Ивановны речь о Саи-бабе. Конечно, я очень хотела бы приписать данное явление к чему-то надреальному.

Про помидоры в декабре, в конце девяностых мы вспоминали потом не раз. В таком ключе: Признавайся, это ты купил(купила)?  Да нет, же, с чего бы это?! И каждый говорил одинаково. И каждый недоверчиво и раздраженно пожимал плечами, мол, как так его можно обвинить в таком глупом действии?

Может их материализовала Людмила Ивановна?  Подсознательно… Б.Золотов при жизни наверняка бы порадовался такому рассказу, еще бы схохмил и рассказал бы сам другие необъяснимые случаи.

Происшествие запомнилось таинственным и  предновогодним, хотя до Нового года еще было недели три.

К большому сожалению, больше подобных подарков не материализовалось. Спугнули «портал» недоверием!  Иногда, заходя на кухню, окидывали взором все полки – вдруг там появилось еще что полезное? Нет, не появилось…

Но, вспомнить случай  было все-таки  приятно.