Апология на Третью и Четвёртую книги Царств. Ч. 7

Николай Старовойтов
Ниневия (4 Цар.19: 36),
 историчность Сеннахирима (Синахериба) (4 Цар.18-19);
 взятие Лахиса (4 Цар.18:13-14)
 Существовала ли на самом деле Ниневия — великий город Ассирии, упомянутый в Библии? Ещё не так давно, в начале XIX века, некоторые критики Библии отказывались в это верить. Но в 1849 году сэр Остин Генри Лэйярд раскопал руины дворца царя Синахериба в Куюнджике, в городище, которое оказалось частью древней Ниневии. Поэтому критикам пришлось замолчать. Но этим руинам предстояло поведать миру ещё больше. На стенах хорошо сохранившейся комнаты помещался рельеф, изображавший взятие хорошо укреплённого города и захват пленных, которые проходили перед царем-завоевателем. Над изображением царя находится такая надпись: «Синахериб, повелитель мира, царь Ассирии, воссел на нимеду-троне и произвёл смотр трофеев, (добытых) в Лахисе (Ла-ки-су)» (ср. с 2 Пар.32:9) [120]. Этот рельеф и надпись, которые можно увидеть в Британском музее, соответствуют сообщению Библии, записанному в 4 Царств 18:13-14, о том, что Синахериб взял иудейский город Лахис. Подчёркивая важность находки, Лэйярд писал: «Кто мог подумать до этих открытий, что под грудой земли и отходов, отмечавших местонахождение Ниневии, мы найдём описание войн между Езекией [царем Иуды] и Синахерибом, составленное в то самое время, когда они произошли, самим Синахерибом и подтверждающее до мельчайших подробностей слова Библии?»[121] Изображение на рельефе передаёт ожесточённое и упорное сопротивление осаждённых: они бросают в атакующих стрелы, камни, горящие брёвна («зажигательные бомбы» того времени). Снаружи ассирийцы, вооружённые до зубов, атакуют с помощью осадных машин, заливают водой пламя от бревен, делают подкопы и т. д. Видны пленники, которых уводят из города, в то время как у стен «трупы висят на высоких столбах... люди посажены на кол». Кроме того, английский археолог Джеймс Л. Старкей, который раскопал стены крепости Лахиш, видел на стенах отчётливые «дыры и проломы, сделанные ассирийскими стенобитными орудиями»[122].
 Алан Миллард пишет: «При раскопках Лакиша археологи нашли гребень ассирийского шлема, наконечники стрел и камни для пращей. Здания 3-го археологического уровня разрушены в ходе военных действий, и многие учёные полагают, что именно эти руины - остатки города, завоёванного Синаххерибом. В таком случае огромный пологий вал из земли и камней рядом с городскими стенами - часть осадных сооружений. На него устанавливались стенобитные машины, как это изображается на фризе Синаххериба.»[123]
 После захвата Лахиша Сеннахирим пошел и против укреплённых городов Иудеи (в ассирийских текстах сообщается, что их было сорок шесть). Ввиду этой неизбежной опасности Езекия, как написано в Священном Писании, попросил Сеннахирима удалиться и обещал ему следующее: «что наложишь на меня, я внесу.» И Сеннахирим наложил на Езекию тяжелейшую дань: «триста талантов серебра и тридцать талантов золота» (4 Цар. 18: 14).
 Вторжение Сеннахирима в Иудею (4 Цар.18: 13-37; 19: 13-37)
 Следует ли нам, однако, ожидать, что библейские и светские сообщения будут совпадать во всех деталях? Нет, согласно следующему замечанию израильского историка Моше Перлмана: «Подобные случаи идентичных „военных обзоров“ обеих сторон были редкостью на Ближнем Востоке в древние времена (и порой также и в наше время). Это случалось лишь при конфликтах между Израилем и кем-нибудь из его соседей и лишь тогда, когда поражение нёс Израиль. Когда Израиль одерживал победу, в хронике противника не появлялось никакого сообщения о неудаче»[124]. Поэтому не удивительно, что в ассирийских записях о походе в Израиль сына Саргона Сеннахирима (Синахериба) обнаруживается большой пропуск. В чём он заключается? Во дворце царя Сеннахирима были обнаружены настенные рельефы, изображающие его экспедицию в Израиль. Были также найдены и письменные описания похода. Например, на одной глиняной призме можно прочитать следующее: «Что касается Езекии, иудея, он не покорился моему игу; я осадил 46 из его укрепленных городов... Его самого я сделал узником в Иерусалиме, в его царской резиденции, подобно птице в клетке... Я ослабил его страну, но тем не менее повысил дань и подарки, которые (полагаются) мне (как его) владыке»[125]. Итак, версия Сеннахирима в отношении ассирийских побед совпадает с Библией. Но, как и можно было ожидать, он не упоминает того, что ему не удалось захватить Иерусалим, как и того факта, что он вынужден был возвратиться домой, потому что за одну ночь было убито 185000 его воинов (4 Цар. 18:13—19:36; Ис. 36:1—37:37).
 В упомянутой ассирийской надписи Сеннахирим заявляет, что Езекия заплатил ему такую дань: 300 талантов золота и 800 талантов серебра, отдал все свои сокровища, много женщин и девушек, музыкантов и музыкантш[126]. Это свидетельство хорошо совпадает с 4 Цар.18: 14-16, а различие в размере дани объясняется тем, что в целях престижа Сеннахирим стремился представить в надписи цифру побольше.
 Ни один из ассирийский царей не решился бы записать своё поражение, какое потерпела армия Сеннахирима у стен Иерусалима (4 Цар.19:35-36), а поэтому и Сеннахирим ничего не говорит о взятии Иерусалима. Факт этот подтверждает правдивость библейского рассказа о поражении армии Сеннахирима. Археология предоставила убедительные доказательства этого благодаря шестигранной глиняной призме (см. выше), которую нашёл на месте древней Ниневии английский консул в Басре Тэйлор. Эта призма, которую называют «цилиндром Тэйлора», датируется 686 г. до н.э. и содержит рассказ летописцев Сеннахирима о покорении сорока шести палестинских городов. Но когда они приступают к описанию похода Сеннахирима на Иерусалим, то избегают говорить о захвате Иерусалима и о пленении Езекии. Хотя этот текст полон хвастовства и самопревозношения Сеннахирима, однако когда речь заходит о Иерусалиме и Езекии, то это высокомерное повествование становится необыкновенно скудным и кратким! Там написано: «Что касается Езекии, то его я запер в Иерусалиме, в его царской резиденции, как птицу в клетке. Вокруг я сделал укрепления и окружил его, чтобы убивать тех, кто выходит из ворот города»[127]. Поскольку Сеннахириму не удалось захватить Иерусалим (как сообщает Ветхий Завет), он замалчивает о своём неожиданном, сокрушительном поражении. Когда абсолютные монархи и самодержцы, к которым относился и Сеннахирим, вели несправедливые захватнические войны, то старались не сообщать о собственных потерях. Поэтому и Сеннахирим просто говорит о том, что запер Езекию, «как птицу в клетке». На самом деле Езекия находился в полной безопасности в своей «клетке»! Кроме того, ассирийские летописцы не сообщают, почему Сеннахирим вернулся обратно в Ассирию[128], но Ветхий Завет позволяет нам понять, почему. Сеннахирим возвратился, потому что потерял под стенами Иерусалима сто восемьдесят пять тысяч воинов!
 Убийство Сеннахирима его сыновьями,
 воцарение Асардана (4 Цар.19: 37)
 Сравним сообщение о предательском убийстве Сеннахирима с информацией, которую предоставила недавняя находка. Библия говорит, что Сеннахирима убили два его сына, Адрамелех и Шарецер (4 Цар. 19: 36-37). Однако в сообщении, которое приписывается вавилонскому царю Набониду, а также в сообщении вавилонского жреца Бероса третьего столетия до н. э. в связи с убийством упоминается только один сын. Которое из сообщений правильное? Комментируя более позднюю находку фрагмента призмы, принадлежащей сыну и престолонаследнику Сеннахирима Асардану (Асархаддону), историк Филип Биберфельд писал: «Оказалось правильным только библейское сообщение. Оно было подтверждено надписью Асардана во всех подробностях и, что касается этого события вавилоно-ассирийской истории, оказалось более точным, чем сами вавилонские источники. Это является фактом исключительной важности для оценки даже современных событию источников, не находящихся в согласии с библейским преданием»[129].
 Священное Писание говорит о конце царствования Сеннахирима кратко, объективно и безпристрастно. Клинописные таблички рассказывают об убийстве Сеннахирима также в общих чертах. Кэмпбел Томпсон нашёл на холме Куюнджик (в Ниневии) «призму» Асардана, на которой есть надпись: «После того, как мои братья потеряли рассудок и совершили то, что было грехом перед богами и людьми» и т. д... Сообщение о событии даётся очень сжато[130]. Кроме того, Асардан (или Асархаддон) пишет о тех неспокойных днях в Ниневии: «Коварная мысль руководила моими братьями (...). Они восстали. И, чтобы воспользоваться царской властью, убили Сенаххериба (Сеннахирима). Как лев, от ярости вознегодовала моя душа (...). Те, узурпаторы трона (...), скрылись в неизвестной стране». Я же пошел и «благополучно достиг Ниневии. Радостный, я воссел на престол отца моего (...). Я — Асархаддон (то есть Асардан), царь вселенной, царь Ассирии (...) сын Сеннахирима»[131]. Ассирийская надпись гласит, что «20 дня Тевефа (января) Сеннахирим был убит восставшими против него сыновьями. 18 дня Сивана (июня) его сын Асархаддон (Асардан) воцарился на престоле своего отца».
 Знамение по молитве Исаии (4 Цар.20: 8-11)
«В 4-й книге Царств,гл.20:8-11,мы читаем,что по просьбе царя Езекии Господь дал знамение через пророка Исаию,-тень на солнечных часах возвратилась назад на десять ступеней. «Десять ступеней» равняются как раз сорока минутам,эти то сорок минут и пополняют с точностью до минуты,таинственно наросшие в истории нашей планеты двадцать четыре часа,о которых говорит профессор Тоттен.»(Протоиерей Серафим Слободской,-подробнее см. выше «Апологию на книгу Иисуса Навина» - комментарий «Уникальные чудеса»[132]).
 Историчность Беродаха Баладана (4 Цар.20: 12)
 Архимандрит Никифор в конце XIX века пишет о нём: «Он называется также Меродах Валадан - имя значущее: Марс - Господь его (Исаии XXXIX,1) и встречается на клинообразных надписях на памятниках Вавилонских»[133].
 Туннель Езекии (4 Цар.20: 20)
 После упадка Самарии Иудея осознала опасность, угрожающую ей со стороны Ассирии. Царь Езекия лихорадочно укреплял стены Иерусалима и собирал оружие в арсенале. Он позаботился также о постоянном водоснабжении города. Старый канал иевусеев, по которому проникли в город войска Давида, пришёл в негодность и был, по всей вероятности, засыпан, так как представлял опасность для города. Библия сообщает, что Езекия велел пробить в скале новый канал, по которому вода из источника поступала прямо в Иерусалим, где её собирали в цистерну. Как это часто бывает, канал Езекии был обнаружен совершенно случайно. В 1800 году группа арабских мальчиков играла над прудом Силоэ. Один из них свалился в воду и, плывя к противоположному берегу, обнаружил в скале узкий проход. Это был канал в полкилометра длиной, который вёл кружным путем через известковую скалу к западной части города. Сначала казалось странным, что, несмотря на спешку, не прокладывали канал напрямик, что позволило бы сократить его почти на двести метров. Однако после тщательного изучения топографии местности оказалось, что нужно было обойти выдолбленные в скале гробницы Давида и Соломона. Только в 1880 году удалось получить неопровержимое доказательство, что это был в самом деле канал Езекии. Hесколько молодых немецких архитекторов отправились исследовать канал. Продвигаясь по колено в иле и воде, они с трудом добрались до середины. Вдруг один из них поскользнулся и, падая в воду, заметил на стене какую-то таинственную надпись. Узнав об открытии, в Иерусалим прибыл английский востоковед Арчибальд Сейс, чтобы снять копию с надписи. Работа была чрезвычайно тяжелой. Сейс просиживал целые часы в грязи и воде и со свечой в руке копировал букву за буквой. Hо надпись стоила этих усилий: она оказалась необыкновенно интересной. Текст содержал драматический рассказ о том, как рабочие долбили скалу с двух сторон и, приблизившись друг к другу на расстояние трёх локтей, услышали голоса друг друга. Когда они наконец проложили тоннель и вода впервые потекла из источника в город, их ликованию не было конца. Еврейский язык, на котором сделана надпись, безспорно принадлежит к эпохе Езекии.
 Камни с надписью были вынуты из стены и отосланы в Константинопольский музей, где они находятся до сегодняшнего дня.
 Туннель нигде не выходил на поверхность, и воздух поступал в него через специально пробитые вентиляционные колодцы. Высота потолка по всей длине подземного хода превышала человеческий рост.
 Со временем потолок резервуара обвалился. В новозаветную эпоху оставшийся без крыши резервуар обнесли аркадой и превратили в бассейн, известный как «купальня Силоам».
 Историчность Манассии и Аммона (4 Цар.20: 21; 21)
 Кандидат исторических наук пропагандист атеизма М.Рижский пишет: « Уход в 701 г. до н.э. полчищ ассирийцев из Иудеи, избавление Иерусалима от блокады и насильственная смерть Сенахериба ненадолго успокоили население Иудеи. При преемниках Сенахериба ассирийских царях Асархадоне и Ашурбанипале (680-626) Ассирия достигла вершины своего могущества. На некоторое время (с 671 по 655 г.) под властью Ассирии оказался даже Египет. Иудейским царям пришлось примириться с ролью скромных вассалов и данников ассирийских царей. В одной ассирийской надписи Манассия упоминается в связи с поставкой дани. Может быть, эта зависимость была одной из причин того, что при Манассии, процарствовавшем почти полвека (ср.4 Цар.21: 1 - Н.С.), и при его сыне Аммоне, который продержался на троне всего два года, иноземные культы, и в том числе ассирийские, получили самое широкое распространение в Иудее (ср. 4 Цар.21: 2-9 - Н.С.)»[134].
 Историчность Нехао (4 Цар.23: 29,33-35)
 Геродот (II,159) говорит о библейском фараоне Нехао, называя его сходным именем Некос. Об азиатских войнах Некоса он писал: «Со своей сухопутной армией он встретился с сирийцами у Магдалоса и разбил их, захватив после битвы большой сирийский город Кадитис».
 Выдающийся американский историк Иммануил Великовский в своей книге «Рамзес II и его время» доказал, что фараон Нехао - это Рамзес II (см. перевод на русск.яз.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1997).
 Согласование кажущегося противоречия между 4 Цар. и 2 Пар.
 Почему в 4 Цар.23: 29 сказано, что «пошёл фараон Нехао царь Египетский против царя Ассирийского на реку Евфрат, в то время как в параллельных главах 2 Пар.(36: 6,17 и др. места) содержится упоминание о «царе Халдейском»? В это время Навуходоносор (он же Хаттусилис) был ещё царём Ассирии, согласно его автобиографии (разд.8), но это был второй по значимости пост в империи. В автобиографии есть такой отрывок (разд.6) :«Случилось так, что мой брат [т.е. Нергил,царь Вавилонский - прим. Н.С.] начал войну с Египтом... И я повёл для моего брата армию и колесницы против земли египетской».
 Подобно египетским фараонам и еврейским царям, князья и цари Ассирии и Вавилонии имели не по одному имени; в Талмуде сообщается, что у Сеннахирима было восемь, а у Езекии семь имён: The Babylonian Talmud, Tractate Sanhedrin 94 a; Jerome of Isaiah 20:1 and 36:1. See Ginzberg, Legends,VI,370. Этот обычай сохранился до XIX в. в королевских домах Германии, а в Британском королевском доме вплоть до 1920-х гг. Из текста автобиографии Хаттусилиса можно узнать, что несколько личностей назывались различными именами на протяжении одного и того же текста. Для целей идентификации чрезвычайно удачно, что и Нергил (Нергилиссар) и Лабаш, его сын, упоминаются под теми же самыми именами в «хеттских» и вавилонских документах.
 В автобиографии этой кампании посвящено всего несколько строчек. Хаттусилис обещал описать свои войны на специальной табличке; она, однако, не была найдена, за исключением одного испорченного фрагмента, который признан изложением истории битвы Хаттусилиса в защиту своего брата Нергила против Рамзеса II при Кадеше - Кархамисе (см.Иер. 46). Для наших целей достаточно и краткого упоминания об этой военной кампании; полная её история была рассказана в книге Великовского «Рамзес II и его время», см. мою будущую Апологию на книгу пророка Иеремии.
 Смертельное ранение Иосии (4 Цар.23: 29)
 «Фрагмент фрески из фиванского храма, представленный в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке, изображает палестинского принца, смертельно раненного стрелой или копьём одного из египетских воинов, и армию этого принца, охваченную сильным страхом»[135] (ср.2 Пар.35: 23).
 Нехао против Иудеи (4 Цар.23: 29-35)
 Выдающийся американский историк Иммануил Великовский в своей книге «Рамзес II и его время» доказал, что фараон Нехао - это Рамзес II.
 «Сравнение военных хроник Рамзеса  II с библейскими хрониками не выявляет ни одного противоречия, напротив, выявляет многочисленные соответсствия.
 Согласно обоим источникам, война началась с похода фараона через Палестину в северную Сирию (4 Цар.23: 29; обелиск в Нар эль-Кельбе; обелиск Таниса).
 По пути через Палестину египетский царь встретил сопротивление и должен был прокладывать себе путь (2 Пар.35: 22 и далее; 4 Цар.23: 29; обелиск в Асване). Его лучники стреляли в мятежного царя (2 Пар.35: 23; египетская настенная надпись в Музее искусств Метрополитен из храма Рамзеса II). Фараон достиг севера Сирии и обосновался лагерем в Ривле в земле Емафской (4 Цар.23: 33; надпись второго года царствования Рамзеса II в Нар эль-Кельбе).
Из этого похода он привёл узников царского дома в Палестине (4 Цар.23: 34; 2 Пар.36: 4; обелиск Таниса); наложил дань на эту землю (2 Пар.36: 3; 4 Цар.23: 35; обелиск Таниса).
 В последующие годы фараон вернулся в Северную Сирию. Тогда он предпринял второй поход (4 Цар.23: 33 и далее; обелиск в Асване; официальные сообщения об этой битве)(...)»[136].
 О том, какие события этой войны последовали дальше, можно узнать из вышеназв. книги Великовского или из моей будущей Апологии на книгу пророка Иеремии.
 Ривла (4 Цар.23: 33; 25: 6,20,21)
 Есть в Сирии «Тель Неби-Менд, или Лаодикея у Леванона - искусственный холм в тридцати метрах высотой, длиной в километр, окружённый Оронтом (рекой, начинающейся в центральной Сирии и текущей на север - прим. Н.С.) и небольшими его притоками, как двумя сторонами треугольника. (...) Всего нескольких милях от Тель Неби-Менда располагается арабская деревня под названием Ривла, в настоящее время ближайший к этому холму населённый пункт. В деревне Ривла нет холма; однако принято считать, что эта деревня занимает место древней крепости, носившей это же название. Ривла, крепость «в земле Емафской», играла важную роль военной штаб-квартиры сначала фараона Нехао, а потом Навуходоносора. Здесь фараон держал Иоахаза, царя Иерусалима, в плену (4 Цар.23: 33); здесь Навуходоносор ослепил царя Седекию (4 Цар.25: 7; Иер.39: 7).
 Пезар после безрезультатного обследования Тель Неби-Менда обнаружил фрагмент стелы Сети Великого, отца Рамзеса II. Похоже, что именно Сети выстроил крепость Ривлу.
 Пезар умер вскоре после начала своей работы; если бы она была продолжена, обнаружились бы самые неожиданные находки. Под километровым слоем холма скрывается не Кадеш, а Ривла, военная штаб-квартира Сети и фараона Нехао, и вскоре после этого- Навуходоносора»[137].
 Иоахаз-узник (4 Цар.23: 34)
 После того, как умер Иосия, народ Иерусалима возвёл на трон Иудеи его сына Иоахаза. Но вскоре после этого «низложил его царь Египетский» и «отвёл его в Египет» (2 Пар.36:3,4, ср. 4 Цар.23: 34).
 «На обелиске Рамзеса II [см.выше Историчность Нехао - Н.С.] сообщается о «доставке князей Ретену (Палестины) как живых узников». Слово «князья» передано на обелиске с помощью иероглифа, размер которого не соответствует остальной надписи, что подчёркивает их царский статус»[138].
 Дань Иоакима Нехао (4 Цар.23: 35)
 Наложив «на землю пени сто талантов серебра и талант золота» (4 Цар.23: 33), фараон посадил на трон, освободившийся после его брата, Иоакима.
 4 Цар.23: 35: «И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона(...)»
 «Надпись на обелиске в Танисе гласит, что Рамзес II [см. выше Историчность Нехао - Н.С.] «ограбил вожлей азиатских в их земле»[139].
 В обмен на дань фараон защищал Иудею. «Они сидят в тени его меча, и они не боятся ни одной страны»,- писал Рамзес II на стеле в Асване [140].
 Историчность Навуходоносора (4 Цар.24: 1,4,10-17; 25: 1-22)
 «Навуходоносор, имя которого упоминается в Библии более девяноста раз, был могущественным царём великой империи. Некоторые греческие авторы также писали о нём. Он возвёл грандиозные здания, некоторые из которых обнаружены при раскопках. Его молитвы и настенные надписи прочитаны археологами, и «если на полях Ирака вы найдёте кирпич с клинописными значками, то скорее всего на нём имя Навуходоносора»»[141].
 В Библейском словаре Шафа говорится, что «в Берлинском музее есть чёрная камея, на которой изображена голова Навуходоносора, высеченная по его указу с надписью: "Сделана по приказу Навуходоносора, царя Вавилонского, при его жизни в честь своего покровителя Меродаха (Мардука)"» Там же изображена репродукция камеи [142].
 Падение Иерусалима
(4 Цар.24: 8-16)
 Свидетельства археологов, подтверждающие ужасающие события падения Иерусалима, впечатляющи и многочисленны. Мы попытаемся изложить их наиболее кратко.
 Когда во время царствования Седекии приближалось падение Иерусалима, великий пророк Иеремия с пламенной верой возвестил пророчество, которое ему открыл Бог. Он сказал: «И возвратятся халдее и повоюют град сей, и возмут его и пожгут его огнем. Яко тако ренет Господь: не прельщайте душ своих, глаголюще: отходяще отидут от нас халдее: яко не отидут. И аще побиете всю силу халдеев воюющих на вы, и встанут нецыи язвени, кийждо на месте своем, сии востанут и пожгут град сей огнем» (Иер. 37: 8-10). Смысл этого предсказания великого пророка был достаточно ясным: падение и гибель Иерусалима были предрешены Богом. Всякое сопротивление было обречено на неудачу, поэтому не нужно было безцельно проливать кровь!
Это пророчество Иеремии, пророчество истинное, поскольку оно было по указанию Бога, некоторые военачальники передали царю Седекии. Эти люди обвинили пророка в предательстве национальных интересов и назвали Иеремию человеком, который своим пророчеством расслабляет руце мужей воюющих (Иер. 38: 4), то есть связывает руки воинам и таким образом не даёт им с воодушевлением воевать до конца. Во время раскопок в Телль-эд-Дувейре, который отождествляют с древним Лахишем, Джеймс Лесли Старкей нашёл в 1935 г. восемнадцать глиняных табличек, которые содержали различные военные донесения. Они были написаны каким-то офицером и предназначались старшему офицеру, находившемуся в Лахише. Археолог Олбрайт заметил, что в одном из этих сообщений (номер 6) офицер жалуется, что придворные высокие военные чины отдают приказы, которые «расслабляют руки» (то есть связывают руки) народа. Военный, написавший это «письмо из Лахиша», употребил выражение «расслабляют руки», чтобы описать действия придворных высокопоставленных военных чинов, тогда как военачальники, о которых пишет книга пророка Иеремии (йер. 38, 4), употребляли то же самое выражение, когда характеризовали пророчество Иеремии о предстоящем падении Иерусалима. Оказывается, царские офицеры виноваты в том самом, в чём они пытались обвинить богодухновенного пророка![143] В «черепках из Лахиша» (как были названы находки Старкея), датируемых временем Иеремии и составленных очевидцами событий, упоминаются также многие имена, которые мы встречаем в Священном Писании. Хотя невозможно выяснить, относятся ли эти имена к тем самым личностям, которые имеются в виду в Ветхом Завете, но показательно, что, по крайней мере, три имени из вышеупомянутых черепков представлены в богодухновенном тексте только в книге Иеремии. Это следующие имена: Гамария (Иер. 36, 10; 29, 3), Иезония (Иер. 35, 3) и Нирия (Иер. 36, 4). Встречаются также имена Матфании и Иеремии, но они относятся к другой эпохе, не к эпохе пророка Иеремии. Имя Иеремия в черепках не обязательно относится к пророку. Но как бы то ни было, факт остается фактом, приходит к выводу археолог Фри, в руках археологов имеются военные донесения, написанные и отправленные в то время, когда в Иудее жил пророк Иеремия. В этих посланиях содержатся имена, которые упоминает пророк[144]. Кроме того, Хауперт замечает: не следует удивляться тому, что до последнего времени у нас не было археологических находок, в которых бы непосредственно упоминались события из Священного Писания — таких находок, как «черепки из Лахиша». Эти тексты являются существенным «дополнением к книге пророка Иеремии» Ветхого Завета[145].
 Ветхий Завет сообщает, что во времена Иеремии, когда вавилоняне наступали и захватывали один иудейский город за другим (примерно в 589-586 гг. до н.э.), два города, Лахиш и Азика, продолжали сопротивляться. Их крепости оставались все еще неприступными (Иер. 34, 7). Поразительное доказательство этого факта дают нам опять же «черепки из Лахиша». «Письмо» (или «черепок» номер 4), написанное офицером одного форпоста своему начальнику — командующему крепостью Лахиша Яошу (Ya'osh), гласит: «Пусть Яхве даст услышать моему господину добрые вести (...). Внимание наше обращено к постам сигнальщиков города Лахиша, согласно тем опознавательным знакам, которые дал нам мой господин, так как мы не можем видеть сигналы из Азики»[146]. Из этого письма становятся ясными три факта: а) что кольцо блокады Иудеи войсками Навуходоносора сжималось все больше и больше; б) что Лахиш и Азика находились в тесном контакте друг с другом (эти два факта в полной мере соответствуют тому, что сказано в Ветхом Завете); в) что Азика пала.
 После падения Азики Навуходоносор направился к Лахишу. Были две яростные атаки против Лахиша, последняя была особенно ожесточенной. Вавилоняне нападали с отлично организованным войском и специальными поджигательными приспособлениями. Так, огромное огненное кольцо сжималось день за днем вокруг стен Лахиша, пока гигантский пламень, который охватил город, не заставил камни трескаться, и стены обрушились! Среди пожарища и развалин Лахиша и были найдены так называемые «черепки из Лахиша». Эти тексты, написанные во время невыносимого натиска вавилонян, свидетельствуют об огромном напряжении, которое испытывали осаждённые. Кроме того, «черепки» свидетельствуют о том, что срочные донесения и приказы давались и передавались световыми сигналами. Подтверждают они и то, что была послана военная миссия[147] в Египет, как сообщает Ветхий Завет (Иер. 26: 20-23), свидетельствуют и об инспекции стражи и общей активизации военной деятельности. Всё говорит о нервном напряжении, волнении и страхе, которые преобладали в те дни до захвата и падения Иерусалима.
 До недавнего времени мы располагали лишь минимальными археологическими данными об этих событиях. Но в результате раскопок, предпринятых доктором Кэтлин Кеньон, была получена важная информация. Осадные машины и тараны сделали свое дело так, как это описывает Ветхий Завет. Таков итог раскопок Кеньон[148].
 Трёхлетнее восстание в Палестине (4 Цар.24: 1)
 «По египетским источникам, Палестина подняла восстание против Египта на восьмом или девятом году царствования Рамзеса II. Эти года последовали за поражением египтян в Кадеше-Кархемише, что соответствует периоду с пятого по восьмой год царствования Иоакима. Об этих годах упоминалось в 4-й книге Царств 24:1: «Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него»»[149].
 Царь Иехония в изгнании (4 Цар.25: 27-30)
 Три важнейших факта, которые приводятся в богодухновенном тексте Ветхого Завета - 1) имена Елиакима и Иоахима; 2) выдача ежедневного содержания изганному Иоахиму вавилонским царём в Вавилоне; 3) нападение и захват Иерусалима Навуходоносором и смена Иоахима (Иехонии) Седекией - подтверждены археологией даже в мельчайших деталях[150].

Источники и примечания автора:
[120] Ancient Near Eastern Texts. Edited by James B.Pritchard, 1974, p.288.
[121] Sir Austen Henry Layard. Nineveh and Babylon. 1882,pp.51,52.
[122] Keller W. (Вернер Келлер) «Библия как история» (греч.), афинское изд. 1968 г., стр.355,356.
[123] «Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество, 1996, стр.54.
[124] Моше Перлман, Digging Up the Bible, 1980, p.85.
[125] Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Edited by James B.Pritchard, 1969,p.284,285.
[126] Galling K. Textbuch zur Geschichte Israels. T;bingen, 1950, S.57-58.
[127] Pritchard J.B. The Ancient Near East. Vol.I. Princeton, 1973, p.200.
[128] Price I.M. The Monuments and the Old Testament. Philadelphia: Judson Press, 17th ed.,1985,p.324.
[129] Biberfeld Filip, Universal Jewish History, 1948, Vol.1, p.27.
[130] Short A.R. Archaeology Gives Evidence. IVF,L.,1966, p.39.
[131] Keller W. (Вернер Келлер) «Библия как история» (греч.), афинское изд. 1968 г., стр.362.
[132] Во второй половине Части 2 и первой половине Части 3.
[133] «Библейская энциклопедия» (автор - архимандрит Никифор), издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 (репринтное воспроизведение московск. издания 1891 года: «Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия», стр.89,90.
[134] Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: «Политиздат»,1987, стр.154,155.
[135] Великовский И.«Рамзес II и его время» Ростов н/Д,1997, стр.16 со ссылкой на: H.E.Winlock, Excavations at Deir el Bahari, 1911-1931 (New York, 1942),p.12 and Plate 69.
[136] Там же, стр.69 с сокращениями.
[137] Там же, стр.23. Pezard, Qadesh,pp.19-21, Plate XXVIII.
[138] Великовский И. Ук.изд.,стр.28.
[139] Там же, стр.18 со ссылкой на: Kemv, Revue de philologie et d'archeologie ;gyptiennes et coptes, V (1935). Plate 66 and p.113.
[140] Там же, стр.19.
[141] Там же, стр.11 со ссылкой на: C.J.Gadd, The Fall of Nineveh (London, 1923).
[142] Там же, стр.73 со сссылкой (стр.50) на: Faulkner in The Cambridge Ancient History. II,2 (1975),p.228.
[143] Pritchard J.B. Op.cit. Vol. I,p.214.
[144] Free J.B. Archaeology and Bible History. Wheaton-Illinois,1954,p.223.
[145] Haupert R.S. Lachish-Frontier Fortress of Judah//Biblical Archaeologist. Vol.I.N4,Dec.,1938,p.31,32.
[146] Pritchard J.B. Op.cit.,p.213.
[147] Этот текст находится на черепке N3.См.: Pritchard J.B. Op.cit.,p.213.
[148] Kenyon K. Jerusalem, Excavsting 3.000 Years of History. L.,1967,p.78-104.
[149] Великовский И., ук. изд.(,-точная ссылка утеряна,: этой моей рукописи уже очень много лет...).
[150] 1) Albright W.F. The Archaeology of Palestine and the Bible. N.Y.,Revell,1935,p.125. Free J.P. Op.cit.,p.221. 2) Pritcard J.B. Op.cit.,vol.I.,p.205. Albright W.F. The Biblical Period. Blackwell, Oxford, 1950,p.47. 3) Wiseman D.J. Chronicles of Chaldean Kings. L.,1956,p.73.