Сторожка

Виталий Бердышев
Вряд ли кто из заядлых грибников и любителей сбора ягод, посещающих ломовские края, не знает о ней. Она уже многие десятилетия служит основным ориентиром для многих из них, направляющихся в заветные, сравнительно дальние, лесные угодья. Я посещал те леса и в семидесятых, и в восьмидесятых и даже в начале двухтысячных. И видел весь процесс их роста, развития, а также безжалостного уничтожения в период "перестройки".

Леса были уже не молодые, хорошо ухоженные, прореженные просеками и небольшими вырубками. Все они были богаты грибами и ягодами. Там постоянно собирали лисички, периодически - подосиновики и белые, осенью - опята и волнушки. Из ягод - на просеках и вырубках брали землянику и малину. В светлых сосновых и смешанных лесах почти ежегодно прекрасно родилась черника. И это была основная ягода, которая привлекала сюда сборщиков. Всё перечисленное придавало этим лесам особую красоту и обаяние и побуждало любителей лесных похождений на новые и новые встречи.

Сторожка располагалась на краю Горшковского поля, примерно в километре от деревни. Со старшими обитателями ее я знаком не был. В начале 70-х мы познакомились лишь с двумя мальчиками, проживающими тут, - друзьями наших горшковских знакомых. Один из них, Саша, в последующие десятилетия не раз помогал мне добраться до Ломов, подвозя вместе с моей тяжеленной грибной и ягодный поклажей на своём тракторе. Две его дочери учились в Иванове - сначала в школе, потом в университете. Учились прекрасно. И вообще по деревням и в Ломах о них шла молва, как о самых красивых, обаятельных, и самых умных "творениях природы" данного района.

Однажды мне посчастливилось встретиться с ними, поутру на пути к Голякову. Конечно, это были они - стройные, очаровательные и обаятельные, шедшие к автобусной остановке. Непродолжительный разговор, возникший между нами, убедил меня в их серьезных знаниях и высокой культуре. Можно было только удивляться, как в условиях деревенской глуши, да еще в период развала и хаоса отечественной перестройки они смогли получить высокое образование, общую жизненную культуру, сохранить в душе принципы общечеловеческой морали и нравственности, передавшееся, по-видимому, через поколения посредством некоего тайного генетического кода, присущего именно нашему, русскому человеку.
С обитателями сторожки в общем-то я встречался в походах от случая к случаю. Настоящими, истинными моими друзьями стали проживающие там собаки. Правда, самая первая, встретившаяся мне в сторожке дворняга, чуть было не отхватила у меня полноги - спасла сумка, в которую та вцепилась, выдрав из неё целый клок кожи. Но вскоре она оттуда исчезла. Появившиеся потом собаки с добротой и уважением относились ко мне и периодически сопровождали в моих походах.

Вначале это был чёрный колли, несколько раз ходивший со мной за Пежу, и даже провожавший потом до самого Голякова. Мне казалось, что он готов был сопровождать меня и дальше (пока не иссякнут все мои съестные запасы). Но, как назло, на пути его однажды возникла голяковская коза - со страшными рогами и густой бородой, и с самым серьезным видом уставилась в его направлении. Преодолеть подобное препятствие мой "Чёрный" так и не решился, справедливо посчитав, что сохранность его боков и шубы важнее возможного угощения.

Потом там появились две другие собаки: Джек (серый колли) и дворняжка Каштанка. Они быстро завязали со мной знакомство (как я не пытался спрятаться от них в густом ельнике) и в последующем почти каждый раз провожали меня в моих лесных странствиях. Однажды, за Пежей, чуть не загнали вдвоём зайца. Дважды проносились по кругу за ним рядом со мной. Но косоглазому удалось спрятаться. Видимо, хитрее и тренированней оказался - лесная жизнь всему научит... В последний мой визит через сторожку, уже в двухтысячных, Каштанки я не видел, а Джек был уже настолько стар и слаб, что даже не вылез из будки мне навстречу.
Сейчас сторожка продолжает оставаться на своем месте и жить своей особенной, лесной жизнью. А всё-таки хочется заглянуть туда, как бывало в иные годы. Познакомиться с ее новыми, возможно, юными обитателями, вспомнить прошлое, запечатлеть ещё один виток круговорота нашей бесконечной, и вместе с тем такой короткой жизни...


Приглашаем всех желающих посетить группу "Красота и здоровье" в Одноклассниках, которую ведет В.В. Бердышев. В группе регулярно выставляются видео с концертов В. Бердышева с солистами Э.Софроновой и В. Павловым, рассказы с фотографиями автора, репортажи с творческих встреч Виталия Бердышева с учениками школ, читателями библиотек, ветеранами в музеях города.