Как Япония и Германия встали с колен...

Геннадий Гаврилов
Возможно, будущие историки увидят предзнаменования катастрофы СССР и в  небольшом землетрясении в Москве 1977года, и в небывалом  смерче в Ивановской области 1984 года. Стихийные бедствия,  действительно, будто, предупреждали о приближение чего-то ещё более трагического. А вместе с катастрофами на земле, в море и в воздухе они напомнили слова библейского пророка: «О, Господи!... Ты поражаешь их, а они не чувствуют; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления…».
Катастрофы  уже без всякой мистики и не менее грозно, чем природные стихии, свидетельствовали о том, что в стране происходит что-то необычное и выходящее за рамки обычной статистики техногенных аварий и несчастных случаев.
Среди авиационных катастроф особо выделяются несколько случаев столкновения  самолётов. В 1985 году в такой аварии  погибло  практически все руководство ВВС Прикарпатского военного округа.
Приземление спортивного самолёта М.Руста на Красной площади в 1987 году стало символом беззащитности страны.
На железной дороге  явные признаки диверсии заметны в авариях 1988 года на станции Арзамас-1 и Свердловск –Сортировочный, где взорвались вагоны с промышленными взрывчатыми веществами. В 1989 году  в Ярославле – будто и не было взрывов годом ранее - крушение грузового поезда с  ракетным топливом.
Признаки диверсии заметны в обстоятельствах гибели теплохода «Суворов» и парохода «Адмирал Нахимов».
Одна за другой тонули   атомные подводные лодки.
Почти каждый год взрываются   боеприпасы на воинских складах, гибнут шахтёры в шахтах…   

Бывают ситуации, когда грабители говорят своим жертвам: «Не кричи, а то хуже будет».
Бывает, что полководцы отступают и сдают города.
Бывает, что сдают и целые страны.
Япония  в 1945 году  лишилась всех  колоний,  источников сырья, рынков сбыта, части территории.
Еще до капитуляции  японцам раздавали таблетки с ядом, чтобы  принять их в случае унижений со стороны оккупантов.
После  капитуляции в августе 1945 г., последовали  самоубийства  фанатиков.
Звучали голоса за продолжение войны.
Но, когда несколько  офицеров пыталась помешать обращению императора к народу о капитуляции, они были приговорены к смертной казни.
          После признания Японией поражения в войне на улицах  городов появились ободряющие  национальный дух плакаты, называющие  капитуляцию  всего лишь неприятным этапом  истории страны, за которым последует победа.

С каких же зверств начали американские оккупанты?
-  Японскому правительству предъявили директиву о необходимости  ликвидации монархии, предоставления рабочим права на организацию профсоюзов, демократизации экономики и системы просвещения, уравнении женщин в правах с мужчинами.
Объявили амнистию сотням тысяч заключённых.
Церковь была отделена от государства.
Император публично отрёкся от своего «божественного происхождения».
 Крупных землевладельцев заставили продать крестьянам в рассрочку почти половину   земли.
Ввели прогрессивный подоходный налог.
Оккупанты сочли важным и предложили сохранить  институт императорской власти для исполнения государственных церемоний, сохранить иллюзию независимости.
С 1949г. американцы   прекратили взимать репарации с Японии.
Уже к концу 1950 г. Япония достигла довоенного уровня промышленного производства, а в 1951   превзошла его.
К концу 1960-х гг., через 15 лет после тяжёлого и унизительного поражения в войне, Япония, практически, не имея своих ископаемых ресурсов, по  объему валового продукта  вышла на 2-е место в мире.

Проигравшая войну Япония  за 6 лет американской оккупации восстановила свой промышленный потенциал и уровень жизни.
Побеждённая Германия  уже   в 1950-х годах  демонстрировала признаки экономического чуда..
Рыночный механизм экономики был  ориентирован  на «социальное партнерство», на  соучастие представителей трудящихся в руководстве предприятий.
К началу 60-х годов ФРГ становится передовой страной Западной Европы.
 
       А  почему же победительница Россия  через 25 лет  после ликвидации СССР  всё ещё только  «встаёт с колен»?!
Причём, ещё только вставая с них и пошатываясь, она уже опять грозит Западу.
От России не требовали признания поражения в холодной войне.
Но и не скрывают доклад Ельцина и Горбачёва президенту США о ликвидации СССР.
Не скрывают, что в первые годы перестройки её политику определяли консультанты из США, что международное право получило приоритет над  Российским.
И в Японии, и в Германии одним из решающих факторов успеха была дисциплина и организованность народа.
В России искреннее почтение к власти и законам для значительной части населения было скорее исключением, чем правилом. Можно спорить о том, что тому стало причиной: «подлость» народного характера, не желающего иметь «царя в голове», или политика власти, убившая в душе народа все ростки уважения к своим вождям. 
         
 Невиданное повышение рейтинга президента В.Путина может принести пользу России, если будет подкреплено исправлением ошибок.
 Япония пережила своё поражение во многом благодаря традиции повиновения власти императора.  В те годы, когда на предприятиях  России не выдавали или задерживали зарплаты и пенсии, в рабочих коллективах высказывались и такие настроения, что пусть  к руководству предприятиями  приходят, хоть, японцы, хоть, немцы – лишь бы навели порядок и справедливость.
                Ельцин и Горбачёв, уже без сомнения, зачислены в предатели.
Формально, оно так и есть: власть не нашла мужества и мудрости объяснить народу всю правду. Народ был обманут своими правителями, возможно, как говорят, ради его же блага. Многолетние проповеди демократии не принесли желаемого: слово «олигарх» для многих созвучно слову «аллигатор».
Народ, как котёнка, тыкали носом сначала в то, что «он» наделал в 1917 году, а потом – в молоко рыночной экономики.
Если  хотели, как лучше,
то, даже, повсеместные махинации с выборами на всех уровнях могут выглядеть, как сохранение вертикали власти правдами и неправдами: факты избрания во власть уголовников  – это ничуть не лучше, чем  манипуляции с итогами голосований.
Хотя, в Японии был случай, когда во власть избрали проститутку. И американские кураторы японской власти велели признать итоги всенародного избрания. 
У элиты Российской не было и нет той чести и честности, которая была у элиты Японии и Германии: «новые русские»   повсеместно предавали свой народ, вооружившись  идеологией, которая предписывала «дать вымереть» определённой части населения.
Значительная часть «преуспевающих «новых русских» выглядит в глазах большинства народа мародёрами, а не «ударниками» перестройки.
          Поражение СССР  в холодной войне было не менее тяжёлым, чем  у Японии в 45 году, хотя нас никто не бомбил.
Отягощается оно тем, что в России не нашлось того единомыслия и единства, которое спасает в трудных ситуациях и позволяет сохранить боевые порядке даже при отступлении.
   И сегодня, когда – вот так случилось – у страны появился шанс на единение, вполне логично, что большинство населения предпочтёт забыть или простить множество обид на власть ради того, чтобы прекратить эти слишком затянувшиеся процессы перезагрузок и вставания с колен.
Многое ещё кажется непонятным и нелогичным  в действиях Российской власти.
Но в размышлениях о судьбе страны,  наверное, небесполезно помнить, что был в истории такой прецедент, когда все атрибуты государственности побеждённой  страны были сохранены по инициативе победителя ради снисхождения и пощады чувства национального достоинства.
Отношение США к оккупированной им Японии выходило далеко за рамки конвенции об отношении к пленным. Оно более похоже на ответственность за тех, кого они «приручили».
На недавнем митинге В.Путин произнёс лозунг: «Победа будет за нами».
Он не произнёс слова, которые предшествовали этой   фразе при первом её появлении в начале войны 45 года: «Враг будет разбит».
Есть ли надежда на то, что не понадобится лозунги "Ни шагу назад!", «Свобода или смерть», что победа может быть достигнута без кровопролитий?
Если это было возможно для Японии, пострадавшей от атомных бомб, почему же не возможно для России, которая пострадала от холодной войны во много раз больше?
Германия была разбита на голову, но она не была «больной на голову», чтобы строить такую рыночную экономику, в которой «побеждает сильнейший».
 Она возрождалась под лозунгом:  «Благосостояние для всех».

Россия так долго ждёт своего спасителя, что, конечно, могут появиться иллюзии.
Но уже есть и опыт неверия им.
Сегодня у России появился исключительный шанс прийти к миру не из унизительного положения побеждённых, не с той высоты, на которую успели подняться с колен,  а с высоты возросшей военной мощи и с высоты понимания своих прежних ошибочных убеждений.
Как и в послевоенной  Японии, нам сегодня говорят, что  за поражением придёт победа.
И ничего лучше надежды на это у россиян сегодня нет.