Орден франко-американской дружбы

Олег Плужников
Орден франко-американской дружбы
(Глава из книги "Награды эпохи Наполеона". Была опубликована в журнале "Рейтар")

Следующая награда не является французской, и даже европейской. Но о ней стоит вспомнить, поскольку её кавалерами были многие высшие офицеры французского королевства. Этой редкой наградой, был американский орден Цинцинната.
Орден был основан 10 мая 1783 года, во время званого обеда, на котором присутствовали высшие офицеры американской армии. Большую часть этих генералов, кстати, составляли европейские наёмники. В настоящее время, говоря об учреждении этой награды, американцы часто «забывают» упомянуть имена европейских основателей. Хотя, на самом деле, именно военные из Европы, более близкие к этой теме, первыми выдвинули идею этой американской награды.
Армия повстанцев, тогда стояла на берегу реки Гудзон. Ожидалась эвакуация английских войск из Нью-Йорка. Словом, все чувствовали себя победителями.
Считается, что первыми, идею о новом американском ордене, подали: германский генерал барон фон Штойбен и американский генерал-майор Генри Нокс. Идею тут же поддержали: подполковник Александр Гамильтон и военный инженер майор Пьер-Шарль л'Анфан (или Ланфан). Последний, кстати, занимался не только строительством военных укреплений, но и также пропагандировал методы строительства городов и их инфраструктуры в Америке. А вот во Франции, откуда он прибыл, он ранее занимался рисованием узоров для гобеленов.
Итак, идея с орденом понравилась всем присутствующим, и прежде всего, иностранным офицерам на американской службе.
Тут же были наскоро разработаны некоторые статьи Устава. По одному его пункту, например, участники намеревались продолжать контакты друг с другом и после победы.
В другом пункте было сказано, что количество кавалеров, определяется их стажем службы в американской армии. Этот срок должен был быть не менее трёх лет. Награда предназначалась, прежде всего, для высших офицеров. К 19 июня 1783 года, были разработаны и отредактированы основные параграфы Устава. Л'Анфан, как художник, набросал эскиз орденского знака. Его основой, стал белоголовый орёл, проживавший, исключительно, на территории американского континента.
Л'Анфан развил бурную деятельность, и вскоре отплыл во Францию, где заказал первую партию орденских знаков. В их числе, был и специальный знак с бриллиантами, для первого гроссмейстера ордена — Джорджа Вашингтона. Он был поднесен в подарок президенту в 1784 году, по возвращении л'Анфана из Франции.
Непохожесть ордена на европейские награды, была в том, что получить его, мог любой офицер, проявивший себя на поле боя. То есть, кандидату не надо было доказывать свои дворянские корни. В то же время, орден был желанной наградой для многочисленных европейцев, сражавшихся в рядах американской армии. И их вовсе не коробило, что какой-то бывший торговец или охотник, также является членом орденской организации. Для них, это была, прежде всего, боевая награда. Тем не менее, правды ради, орден вручали, преимущественно, офицерам и генералам.
Новую награду раздавали так активно, что вскоре, заказанных во Франции знаков стало не хватать. В следующие два года, количество кавалеров ордена превысило две тысячи человек, и л'Анфан был вынужден заказать новые знаки уже непосредственно в Америке.
Орден Цинцинната стал очень популярен среди французских офицеров. Вот что писал один из них: «Орден Цинцинната имеет среди нас огромный успех. Король позволил всем, кто его получил от американцев, носить эту награду наряду с французскими наградами. Среди его первых кавалеров были граф де Рошамбо и маркиз де Ла Файетт.
Орден был создан американцами, пожелавшими так увековечить их дружбу с французами, в память об их помощи и сотрудничестве в этой тяжелой войне».
Почти половина награждённых французов, были моряками: виконт де Комби, Коло, Флот де Безиди, Латуш-Тревилль, граф де Лавийон и Плевилль де Пеллей.
Да и на суше, помощь и опыт французов были крайне необходимы американцам. Среди награждённых оказалось множество знаменитых генералов: графы де Кюстин и де Лобердьер, Линч, Рэй (брат знаменитого генерала Империи), Седерон, де Турвилль, Вигурэ, ирландец О;Моран.
Король Людовик Шестнадцатый действительно был рад созданию такой награды. Его не интересовали демократические принципы, проповедуемые американцами, и даже, их стремление к независимости. Зато, его офицеры, не вступая в прямую войну с Англией, имели прекрасную возможность воевать против неё, набираться боевого опыта. 18 декабря 1783 года, на совещании в Версале, он официально одобрил создание ордена Цинцинната. Словом, для короля, этот орден был важен, исключительно, в качестве поддержки франко-американского военного союза, направленного против Англии.
Возможно, фамилии многих французских высших офицеров, показались читателю незнакомыми. Но среди них, также, были представители самых знатных семей Франции, будущие полководцы и политики, имена которых, уже не раз появлялись на страницах этой книги. Через несколько лет, эти люди окажутся в разных лагерях, и даже, в разных странах. Но, пока шла война с Англией, все они, плечом к плечу, в одином строю, сражались против их общего врага.
Будущий маршал Бертье, генералы: Франсуа-Мари д'Абовилль, Матье Дюма и граф д'Альбиньяк, граф де Сегюр и адмирал Латуш-Тревиль, будут сражаться за Империю. 
Генерал Мак-Махон и граф де Мирабо будут сражаться на стороне роялистов против Империи. Герцог Луи-Филипп Орлеанский, адмирал Шарль дЭстанг и генерал Шарль де Кюстин, будут казнены как враги Республики.
Кавалером ордена Цинцинната, был заслуженный генерал Франсуа-Клод Буйе, один из злейших врагов Революции. Он был настолько смел и удачлив, и его так люто ненавидели республиканцы, что его деяниям, даже был посвящен пятый куплет Марсельезы.
Среди командиров американской армии, оказался польский эмигрант Тадеуш Костюшко. Орден Цинцинната он заслужил после того, как помог американцам выиграть одно из ключевых сражений освободительной войны — битву у Саратоги. После этого, Костюшко получил также и чин бригадного генерала американской армии.
Будет сражаться против англичан и французский эмигрант Александр д;Андро, граф де Ланжерон, впоследствии, русский генерал и градоначальник Одессы.
Знаменитый адмирал Джон-Поль Джонс, также успевший послужить России, отличится и в Америке. Кстати, его победа, 23 сентября 1779 года, у берегов Шотландии над английским флотом, произвела такое впечатление на французского короля, что он пожаловал Джонса в кавалеры французского ордена Военных Заслуг.
Капитан Жан-Батист Прево де Сенсак, маркиз де Траверсэ, также был удостоен знака ордена Цинцинната. Вернувшись во Францию во время Революции, некоторое время он служил в корпусе принца Конде, а в 1791 году перешел на российскую службу. Он дослужился до адмирала и морского министра. Был кавалером всех российских наград, вплоть до ордена св. Андрея Первозванного. Имел также и кавалерский знак ордена св. Людовика.
Среди тех, кто воевал по обе стороны Атлантики, оказался и маркиз де Ла Руери. Он уехал в Америку накануне Революции. Принял участие в нескольких сражениях и показал себя отличным полководцем. За свои подвиги, он был удостоен ордена Цинцинната. Узнав о Революции, он, спешно вернулся на Родину.
Он возглавил одну из групп шуанов в Бретани, много сражался. За ним охотились, за его голову была обещана награда. 30 января 1793 года, он был ранен и вскоре скончался. Его смерть скрыли от республиканцев, и он был тайно похоронен в своем замке.
Разумеется, у Франции в Америке были и свои интересы. Она защищала там свои колонии. Вот почему, король Людовик Шестнадцатый позволил американским посланникам вербовать во Франции добровольцев для войны с Англией. Но вербовщики разъезжали также и по всей Европе, привлекая на службу самых удивительных людей.
Среди них встречались индивидуумы, которые считали, что не могут реализоваться в собственной стране. Многих привлекали чины и деньги. Встречались среди них и просто авантюристы.
Тут стоит вспомнить ещё одного из отцов-основателей ордена Цинцинната, уроженца Магдебурга офицера Фридриха-Вильгельма-Августина фон Штойбена. Свою службу, он начинал в прусской армии, принимал участие в Семилетней войне. Его отец влез в огромные долги, и тогда, молодой офицер был вынужден искать службу в других странах: Австрии, Франции, Бадене. В Бадене он достиг некоторых успехов при Дворе, и даже, получил титул барона. Но, при этом, оставался в чине капитана.
Однажды, путешествуя по Франции, молодой офицер был представлен самому Бенджамину Франклину, который, как раз, набирал добровольцев для молодой американской армии. Во время их знакомства, фон Штойбен немного изменил своё настоящее звание, скромно представившись не капитаном, а генерал-лейтенантом.
Франклин снабдил его рекомендательными письмами к Вашингтону, и, новоиспеченный «генерал», отправился за океан. Судя по всему, на американца большое впечатление произвели знаки, звезда и лента баденского ордена Верности, которые носил фон Штойбен.
Читателю, однако, не стоит записывать этого героя в проходимцы. Ибо, неожиданно для всех, его опыт военного, действительно пригодился в Америке. Он, с нуля, написал Уставы и руководства владения оружием, которые вскоре превратили американскую армию в силу, способную дать отпор любому агрессору. Фон Штойбен стал Генеральным инспектором Континентальной армии. Принимал участие в кампаниях против англичан, и вышел в отставку в 1784 году. Просто удивительно, как этот человек, не найдя себя на родном континенте, смог проявить себя с наилучшей стороны в абсолютно чужой обстановке! Наградой за службу, ему стал орден Цинцинната.
Ну, и конечно, нельзя забывать знаменитого Жильбера де Мотье, маркиза де Ла Файетта. Его отец погиб во время Семилетней войны, сражаясь против англичан. А его сын, пользуясь своими обширными знакомствами и родственными связями с высшим светом, вскоре вступил во вторую роту королевских (черных) мушкетёров, где дослужился до чина лейтенанта.
Однажды, он случайно попал на обед к маршалу де Брольи (будущему российскому генерал-фельдмаршалу), где узнал об освободительной войне, которую ведёт американский народ против Англии.
Он был просто очарован этой новой революцией и вскоре вышел в отставку, решив кардинально изменить свою судьбу.
В начале 1777 года, Ла Файетт отплыл в Америку. Он записался в армию в качестве добровольца, но его военный опыт был учтён, и вскоре, он стал генерал-майором при штабе армии. Он сражался так храбро, и так грамотно, что к концу того же года, стал дивизионным генералом.
Надо понимать, что большую часть американской армии составляли самые разные добровольцы: бывшие охотники или люди, вообще никогда не державшие в руках оружие. Поэтому, любой иностранец с боевым опытом, в этой армии был на вес золота, и довольно быстро поднимался в чинах. Так случилось и с Ла Файетом.
К сожалению, многие современные американские музейщики, имеют очень смутное представление об иностранных наградах, которые носили французские офицеры и генералы. Поэтому, автор даже не удивился, увидев в экспозиции одного современного американского музея, на мундире генерала Ла Файетта, перевёрнутую вверх ногами, медную гренаду на трёхцветной ленте…

---
Итак, для создания новой награды, прежде всего, потребовалась легенда. Её главным героем, стал римский политический деятель и полководец Люциус-Квинтус Цинциннатус. А сама легенда, трактовалась основателями ордена, как самопожертвование, скромность и добродетель. Известно, что Цинциннат пришел на помощь Риму в трудное время, когда одна из его армий была окружена варварами. Несмотря на то, что его семье грозил голод, полководец отбыл к армии, победил врага и отказался от дальнейшей карьеры в Риме, вернувшись в своё имение.
На самом же деле, настоящий Цинциннат, был довольно противоречивой фигурой, и о нём известно очень мало. А многие факты из его жизни, просто вымышлены. Но ведь многие европейские награды, именно на таких легендах и были основаны.
Естественно, что американцы быстро нашли сходство этого римлянина со своим генералом Вашингтоном, и даже, стали называть того современным Цинциннатом, поскольку он не остался президентом после двух сроков, а добровольно ушел из власти.
Надо признать, что Вашингтон, уже тогда был культовой фигурой в Америке. И его согласие стать первым гроссмейстером новой организации, также добавило ему популярности. Но сам Вашингтон, скептически относился к ордену. Тем не менее, вплоть до своей смерти в 1799 году, он возглавлял эту организацию.
Однако, само слово «гроссмейстер» в Америке не прижилось. Американскому уху эта должность была непонятна, и его заменили словом «главный президент ордена Цинциннатуса». К тому же, такое название больше соответствовало американским принципам.
В орденский совет входили так же: вице-президент, генеральный секретарь, казначей и по пять делегатов-представителей от каждого штата для решения насущных вопросов. Такие советы должны были встречаться раз в три года.
Однако, очень скоро, в истории ордена Цинцинната начались черные дни. Прежде всего, это коснулось самой награды.
Началась критика ордена. Кстати, вполне обоснованная. И что самое интересное, сразу с обеих сторон.
Некто Айданус Бурк, из Южной Каролины, разразился статьёй, в которой раскритиковал награду в пух и прах. Досталось и самому Джорджу Вашингтону, который, будучи президентом, стал Великим магистром, и Штойбену, как представителю европейской аристократии…
Поскольку в Уставе было записано, что после смерти кавалера, его орден может носить его наследник, многие сенаторы стали всерьёз опасаться возникновения нового дворянства.
Бурк обвинил всех членов ордена в попытке установить в стране наследственную аристократию. Словом, досталось всем кавалерам-американцам.
А ведь первоначально, орден был задуман, только как знак боевого братства. После войны, французы вернулись на свою родину, а в Америке осталась лишь небольшая группа генералов, выходцев из Европы. Разумеется, эти военные просто не представляли себе армию без наград. Тот же Штойбен, например, был вице-президентом ордена Цинцинната в штате Нью-Йорк в 1785-1786 годах, а в 1786 году даже стал его президентом в своём штате. Словом, европейские генералы, такие востребованные во время войны, в мирное время, уже не вписывались в новые законы…
Оставались на местах и американские военные, кавалеры ордена, которые были, словно бельмо на глазу, у местных уравнителей-демократов.
Разумеется, в Англии, эту награду тоже не любили. Там даже вышла брошюра, где автор предполагал, что американскими идеями скоро проникнутся сами французские офицеры. И тогда, не миновать Франции, в скором времени, собственной революции. Как в воду глядел…
Итак, к тому времени, в Америке уже насчитывалось около семи тысяч кавалеров. И с ними надо было что-то делать.
Общественное мнение изменилось. Орден Цинцинната уже не соответствовал понятиям американцев о демократии, поскольку сама награда возвышала её кавалеров над простыми гражданами. Поэтому, сенаторы пришли к выводу, что орден противоречит их демократическим принципам.
Считалось, что среди кавалеров ордена, были и влиятельные люди, способные объединиться и противостоять власти. К тому же, президент, который одновременно был и гроссмейстером ордена, вполне мог бы использовать этих, закалённых в боях офицеров, для каких-то своих целей.
В Европе, ордена подчинялись королям или церкви. И кавалеры европейских орденов были верны, прежде всего, своему сюзерену. В Америке же, где не было института абсолютной власти, не было и главенства церкви. А была демократия и свобода вероисповедания. Так что Орден Цинцинната, созданный по европейскому образцу, тут смотрелся анахронизмом.
Поэтому, вскоре орден получил статус сообщества. А кавалерам, просто разрешили донашивать свои знаки.
Надо признать, что орден Цинцинната в то время был не единственной наградой в США. Были ещё и медали, которыми награждали простых солдат. Но страх руководства страны перед любыми знаками отличия, был таков, что и их постепенно убрали. Так что, настоящая история наград Америки начнётся несколько позже.   
Инцидент с орденом Цинцинната, очень скоро станет аргументом, который, несколько лет спустя, использует французский парламент, для отмены, уже учреждённого знака Национальной Признательности. Тщательно изучив опыт американцев по созданию их награды, французские парламентарии придут к выводу о ненужности такого ордена. А вскоре, запретят даже медаль в память о штурме Бастилии.

Внешний вид ордена
Знак ордена представлял собой фигуру американского белоголового орла, сидящего на двух скрещенных ветках лавра.
На аверсе знака, на груди орла располагался овальный медальон, в котором была прорисована сценка из жизни Цинцинната: фигуры троих сенаторов, прибывших с известной просьбой о помощи и вручающие ему меч. Медальон опоясывал девиз на латыни: «Omnia reliquit servare rempublicam» (Он оставил все, чтобы спасти республику).
На медальоне реверса изображался уже сам Цинциннат на своей ферме после государственной службы. Рисунок обрамляла девизная лента с надписью: «Societas Сincinnatusum instituta ad 1783» (Орден Цинцинната, основан в 1783 году).
К крыльям орла крепился ещё один лавровый венок, к которому, собственно, и прикреплялось кольцо для ленты.
Всего известны семь моделей орденского знака. Все они имеют отличия, вплоть до текстов на девизах. Лента голубая с белыми полосками по бокам. Ширина полосок была самая разнообразная.
Отдельно от прочих знаков, стоит выделить алмазный знак ордена Цинцинната, который был преподнесен французской делегацией президенту Вашингтону 15 мая 1784 года.
Любопытно, что тех пор, каждый американский президент, в память об франко-американской дружбе, надевает этот знак на церемониальную встречу с главой Франции.
P.S. Белоголовый орел является национальным символом США. Его изображение можно увидеть на гербе страны, денежных знаках и знамёнах…