Самые святые лестницы Иерусалим, Рим, Турин

Ольга Сергеева -Саркисова
эссе.


Древний город Иерусалим, которому насчитывается более 3500 лет. Колыбель трёх мировых религий. Здесь распяли Христа.  Вот она- самая известная улица - Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби – так её называют, это дорога, по которой Иисус Христос прошёл от места приговора к казни до Голгофы. По ступеням улицы за все столетия проходили миллионы людей - рабы и цари, торговцы и нищие, воины и паломники, все разного возраста и национальностей. На Виа Долороса находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние  остановки находятся на территории храма Гроба Господня.
Вспомним её... самую святую лестницу жизни... по которой нёс свой Крест Иешуа на Голгофу в ревущей толпе... Как писал Михаил Булгаков об этом в своём романе "Мастер и Маргарита"! Слёзы наворачиваются на глаза. Там есть известная торговая улочка - лестница, каких много и в Марселе, и во всей южной Франции, и в Испании на юге, ведущая к Стене Плача и с неё можно пройти в Храм Гроба Господня к Нему...
Ступени стёрты, все плиты в трещинках и отполированы за несколько тысячелетий подошвами ног, особенно паломников и простого люда, их хочется погладить рукой, дотронуться до скользкого прохладного камня. Тут правильнее было бы идти на коленях... ведь это та дорога, где шёл Он... Но "идётся" по этой лестнице легко и вверх, и вниз с различными мыслями о вечном и преходящем, о грехе и святости, о Боге, как бы Он не назвался в городе трёх мировых религий, обо всём.
Иисусу Христу было невыносимо тяжело нести свой Крест. Его били плётками, плевали в лицо, кровь и пот струились по лицу от тернового венца, почти теряя сознание и падая под тяжестью креста почти обессиленный вставал. Как тяжело!
   Почему мы иногда начинаем жаловаться на свои беды и "тяжести" на лестнице Жизни... В надежде, видимо, что груз наших грехов кто- то взвалит на себя и понесёт? Но так не бывает, у каждого своя лестница, единственная и неповторимая.
Перед глазами картина Босха- "Несение креста"... Какие мерзкие типы показаны им. Я вспомнила, как пережила удивительное чувство пред святыней Туринской плащаницей и увидела всё своими глазами....
Турин- это самый загадочный город, где всегда что - то происходит эдакое, разные  мистические и непонятные вещи, такое, что просто ничего объяснить нельзя, это магия.
Он ещё и святой город, так как там находится одна из христианских святынь-
ПЛАЩАНИЦА - раритет, четырёхметровое полотно в которое было завёрнуто тело Иисуса Христа после снятия с креста.
Она попала сюда четыреста лет назад из ШамберИ. Она имеет свою историю.
Плащаница несколько раз попадала в пожар в часовне Шамбери в 1578 г. И тогда её  реставрировали, а в 1997 г. вновь пожар, - но Плащаница не пострадала, почти. Есть на ней следы от  того пожара. Горячий расплавленный металл оставил всё- таки на ней свою метку.
Рыцарь де Шарни в Париже объявил о Плашанице... Амадей 8  получил титул герцога
 Савойского за то, что выкупил её и привез в 1578 году в Турин. Горожане испугались, и даже подняли восстание, но ничего не добились.
Плащаница - это самая таинственная находка двадцатого века.
Споры о ней не утихают до сих пор. Одни считают её искусной подделкой, другие
- священной материей, которой было покрыто тело Христа.
Там отпечатан силуэт мужчины, следы крови, миры, алое, точка дессо  -
срединный нерв между кистью и рукой, указывает, как был распят Христос...
гвоздями, но не в ладонь, как иногда изображают на иконах, а в точку дессо, это вызывает сокращение большого пальца внутрь ладони, поэтому большой палец не виден на Плащанице.
  Изображение в негативе, без малейшей ошибки. Сейчас Плащаница хранится под
 покровительством Ватикана в закрытом ковчеге, редко выставляется на показ.
Она находится в Королевском дворце, в часовне Распятия.
Встреча с Плащаницей для меня стала самой яркой и незабываемой. Я ждала чуда... Увидев плащаницу, я решила попросить здоровья своим друзьям, которые были очень больны, а один из них пережил пятнадцать операций!- перитонит брюшной полости. Я понимала, что в этой ситуации может помочь только чудо, а знающие люди советовали в таких случаях обращаться к святыням.
 Часовня, полумрак, потрескивание свечей... Придя в  часовню, я подошла к месту, где висела Плащаница. Там толпился народ.
Я стала дожидаться своей очереди, чтобы подойти к ней ближе и помолиться. Меня стало знобить, немного трясти, как при простуде. Внутри зрели мысли о том, что же должно содержать моё слово, обращённое к Нему? Как обратиться, чтобы Он услышал меня? Главное! Главное не забыть! Но мысли путались и неслись по кругу.
 Вдруг место неожиданно освободилось и я подошла, встала на колени перед
 Плащаницей - там специальная скамеечка для этого есть.
Ты молишься, опираясь на полочку, на ней молитвы на листках на разных языках представлены под стеклом. Я обращалась своими словами в Богу...
Как только прикрыла глаза, то сразу попала в эпоху Христа... Мне словно показывали фильм. Я увидела Его путь : его ученики и Гефсиманский сад, последний ужин- тайная вечеря, Иуды поцелуй. Вот Понтий Пилат умоет руки и отдаст толпе на растерзание... - кто- то  показывал мне всё это. А рядом шли люди, орущая,неуправляемая толпа. Они грубо расталкивали всех, что - то кричали. В этой толпе я увидела Христа, он тащил неимоверными усилиями громадный крест, его били кожаной плетью с металлическими пуговицами на концах, подгоняли ударами и грубыми окриками. Это был путь на Голгофу.   
Пот и кровь текли по его телу и лицу. Венец, скорее шапка из колючек на голове... Как давил! 
- Господи! Как же тебе больно! - только и смогла я произнести. Слезы лились из моих глаз, не переставая. Я увидела рядом женщину, она страдала. Мария! ... Это его мать - она плакала, глядя на мучения и страдания сына, на толпу, плюющую и забрасывающую  его камнями... Его... любимого сына... Все жаждали зрелища. Видя всё это, она от бессилия и горя еле переставляла ноги, по лицу её текли слезы... Сердце моё сжималось от горя. Я рыдала... Она взглянула на меня  и приостановилась:
- «Проси, сказала она мне, - проси -... ты тоже страдаешь...»  и пошла дальше.
Я шла рядом в каком- то оцепенении, толпа двигалась, как река и несла меня за собой... Вот он дотронулся до стены, а его оттолкнул мерзкий человек... Слёзы лились не переставая рекой. Я увидела всё: как Вероника промокнула его лицо своим платом, потом распятие. В глазах всё потемнело... Наступила темнота. Пыль застилает глаза, а я вижу крестоносцев, на конях, их походы, рыцари, кровь, убийства, окровавленные лица каких - то людей, грабежи и пожары -
месиво... И в тот момент, когда я чуть не потеряла сознание - передо мной вдруг возникает лик Христа! Мои губы сами прошептали :- Господи, это ты? Ты?
Прости меня... и всех, они не ведают, что творят.
Господи, спаси моих друзей, они больны очень тяжело, дай им здоровье, молю тебя! Дай счастье моим детям, пусть их мечты сбудутся. Всех моих друзей и близких поддержи, Господи! Прости меня  за все мои грехи и спаси, помоги им! Если ты меня услышал, если услышал, помоги мне понять это, Господи! Молю тебя.
Спасибо тебе и прости... я люблю тебя.
Тут слезы совсем  закрыли мне глаза и я еле поднялась с колен, встала, отошла шатаясь в сторону к стене.
"Что же я так!- вдруг опомнилась я.- Даже здоровья себе не попросила". Ну, ладно... Слезы всё ещё продолжали струиться из глаз.
Я ещё долго вытирала их, они текли просто рекой. Платок и рукава кофты стали
мокрыми от них. Я подождала всех остальных моих знакомых, и мы вернулись в отель совершенно в изменённом состоянии духа и сознания. Когда я сняла кофту, то на левой руке я обнаружила стигмат! Сочилась кровь... и рана была такой по форме, напоминающей дырку от гвоздя на точке дессо- овально-квадратная... Я вытянула руку, показывая соседке по комнате то, что обнаружила.
-  Ой, что это?- спросила меня Лидочка. Ты поранилась?
-  Думаю, мне дали знак, что я услышана. Слава Богу! Лидочка сползла по стенке.
-  Вот это да!- только и смогла она произнести.
  Да, запомнится мне это путешествие на всю жизнь. Такое не забывается. Надо отметить, что желания мои исполнились. Друг вылечился, а всё было почти безнадёжно. С детьми тоже всё Слава Богу!
Путешествуя по местам династии Савойских мы поднимались на гору Варалла, и
рассматривали сорок пять капелл, созданных по библейским сюжетам.
Такое нигде не увидишь! Ты словно попадаешь во времена Христа в старый город
Иерусалим... Проживаешь все моменты Его жизни... А ещё - мы стояли на лестнице, где стоял сам Христос перед Пилатом... как тогда ... Это точная копия той лестницы Пилата, которая находится в Риме. Печенье и вино у монахов в монастыре - как причастие. Картинки оживали и переносили нас из одного века в далекий другой. Мы путешествовали во времени и пространстве, постоянно превращаясь то во всевидящее око, то в огромное ухо - которые помогали всё видеть и слышать! Я не говорю уже о сердце и душе, которые разрывались то от любви, то от страха, то от ненависти и волнений , от переживаний.
Ведь мы всё примеряли на себя. Хотелось ничего не упустить, никакую деталь- всё
вызывало интерес и желание погрузиться в этот удивительный мир истории, узнать
как можно больше, познать истину. Это было путешествие не только во внешнем
мире, но в большей степени в глубины своего Я, во внутренний мир своей души.
     Всплыло в памяти воспоминание из Рима... когда я увидела оригинал этой лестницы Пилата. Посещая Вечный город, я конечно, пришла к знаменитой Святой лестнице (лат. Scala Santa) — мраморная лестница из 28 ступеней, из старого Латеранского дворца, который десять столетий верой и правдой служил папской резиденцией, а ныне уже не существующего. Согласно древней христианской традиции эта лестница была привезена в 326 году из Иерусалима святой царицей Еленой, матерью Константина Великого из дворца Понтия Пилата. Именно по ней поднимался на суд Иисус Христос. Что он только не передумал, когда поднимался по ней. В те времена она была известна как Лестница Пилата. Величественный дворец сгорел в 1307 году. От здания сохранилось немногое: часовня Святая Святых (Санкта-Санкторум), трапезная и лестница Scala Pilati, Папская капелла св. Лаврентия с великолепной мозаикой. По ступеням этой лестницы можно подниматься только на коленях... и на каждой ступени читать молитву. Лестница покрыта дощатым покрытием, чтобы ступени не стирались от времени, и ведёт в папские покои. Папа Пий IX неоднократно совершал восхождения по этой лестнице, с него и началось движение  паломников. Тысячи паломников со всего света устремляются сюда, чтобы покаяться в грехах, подумать о бессмертии души,о вечном и приходящем, и попросить прощения...  Так и видишь окровавленного Иисуса, его последний земной путь по этой лестнице к Понтию Пилату перед вынесением приговора и казнью... Я поднималась на коленях по ней... это было тяжело. Но если пройдёшь её, то спустится на тебя благодать и снимутся смертные грехи.
Находится лестница в окружении ещё четырех дополнительных лестниц, по две на каждую сторону. По ним могут подыматься менее набожные туристы или те, кто физически не в состоянии пройти нелегкий путь на коленях. Восхождение на коленях символизирует преданность Богу. Это место римляне считают святейшим в мире. Две статуи "Поцелуй Иуды" и "Суд Пилата", расположенные у основания, зорко наблюдают за преклоненными людьми и подталкивают к размышлениям... В самом конце лестницы размещено небольшое оконце, заглянув, можно познакомиться с интерьером древней часовни понтифика, где раньше сохранялось множество реликвий. Над самым престолом на пришельцев смотрит Спаситель. Икону начал писать некогда апостол Лука, а закончили ангелы- так гласит легенда. Энергетика этой лестницы потрясающая.Здесь ещё сбывается самое заветное желание, нужно молить об этом.   
 Какие интересные лестницы встречаются в жизни.
Вспоминается лестница из сна Иакова, соединяющая Землю и Небо, состоящая из 12 ступеней. "И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!"
 Проснувшись, Иаков возлил елей на камень, который лежал у него в изголовье, и объявил это место Домом Божьим.
 В православной традиции сон Якова причисляется к первым пророчествам о приходе на землю Христа, поскольку роль Божьей Матери сравнима с лестницей по которой Господь спускается с небес на землю. Воскрешение... Приводится толкование данного видения: ангел разъясняет Иакову символику каждой из 12 ступеней, а движение ангелов по лестнице трактуется как сошествие Христа на землю. Также сообщаются подробности о судьбе потомков Иакова.
   Людмила Улицкая написала роман (2015 г)  "Лестница Якова"- роман- притча, роман размышление. Читателю предстоит погрузиться в семейную сагу её рода на целое столетие, в котором причудливо переплетаются эпохи, культуры и мировоззрения. В переводе Яков- «следующий по пятам», и лестница из сна Иакова, соединяющая землю и Небо, Начало и конец. Лестница- матрица, и каждый может пройтись по ней, вписываясь со своей историей рода, судьбы, опытом, любовью... в панораму общей канвы жизни вселенной.

Художник Веня Клецель, мой друг, живущий в Иерусалиме, напишет интересную картину на эту тему, и не одну. Мне вспоминается  моя любимая -с изящным месяцем... он изобразил длинную лестницу, а над ней висит серпом месяц, напоминающий тонкий кусок золотой дыни, которая может быть царским подарком или символом  разочарования о несостоявшемся,золотая заколка на небе. Яков стоит спиной к ней,он перед выбором.
   На этой лестнице о многом вспоминается, думается и анализируется. Предо мной проплыл образ Марка Шагала и его лестница. Она простая, цветная, возносится вверх и Ангелы верные помощники света кружатся возле неё.   
   Его лестница... с летящими и парящими любовниками и влюблёнными, вот он и его любимая Белла... Ангелы облепили её хороводом. Ангелы всегда там, где любовь...  и его стихи о своём желанном...-
" А ночью Ангел светозарный
над крышей пламенел амбарной
и клялся мне, что до высот
моё он имя вознесёт..."
У него все парят и летают, вечный полёт: влюблённые, птицы, часы, животные, все в равном положении - коровы, музыканты с инструментами, художники с палитрами. Они все равны - так как все творцы и на одной ступени лестницы, всегда в ожидании чуда воскрешения в душе и теле духа творчества. Он много писал на Библейские темы и стихи тоже, прозу, эссе. Он всегда устремлён вверх по лесенке жизни. Он летит, так как человек - творец не летать не может, ведь он всё время творит, а это уже крылья для полёта. Стихи - воздух...он словно выдыхал их...
В "Желтом распятии" напишет-
"Бегу наверх,к просохшим кистям
там,
я распят с утра, как Христос,-
там себя пригвождаю к мольберту..."
Его много раз распинали на лестнице жизни... он создал много распятий явных и полунамеков... "Белое распятие"- самая обсуждаемая  и критикуемая работа, посвящённая страданиям Иисуса и всего еврейского народа. Надо отметить, что это любимая работа папы римского Франциско.

"Я по миру хожу как в лесу —
на руках и ногах.
С дерева лист опадает,
во мне пробуждая страх.
Я рисую все это, объятое сном,
а потом
снегопад засыпает лес — картину мою,
потусторонний ландшафт,
где я
давно уже, долгие годы стою.

И жду, что обнимет меня нездешнее чудо,
сердце согреет мое и прогонит страх.
Ты появись, я жду тебя — отовсюду.
И об руку, ах,
мы с тобой полетим, поднимаясь по лестнице Иакова.
(Марк Шагал, «Лестница Иакова». 1973)

Как хорошо о нём сказал Луи Арагон:  "Жизнь Шагала в том, чтобы рисовать. Это страна невесомости, где человек ничем не отличается от птицы, а осёл живёт на небесах, где любая вещь превращается в цирковое действо и где очень удобно ходить на голове не нуждается в объяснении. В творчестве Шагала своя диалектика, единственным примером которой я признаю "Сон в летнюю ночь" В. Шекспира".
    А Маяковский подарил ему книгу с такой надписью- "Дай Бог, чтобы каждый шагал, как Шагал"... У него было несколько работ Шагала, которые он любил.
Шагал в Париже в 1910 г взял псевдоним и из Мовши Сегала стал Марком Шагалом. Прожил девяносто семь лет в полной любви в обнимку с Ангелами и любимой женщиной. Ах, Белла! Любовь всей его жизни... Как он был счастлив с ней- это видно по его работам того периода- они в вечном  любовном полёте... Он писал её всегда, даже когда дважды женился после её смерти на сиделке Вирджинии Хаггард, а затем совсем ущербный брак с Валентиной Бродской - владелицей модного салона мод, которая даже не разрешала ему встречаться с детьми и внуками. Он с ней прожил до своей смерти, но всегда писал Беллу. Себе не изменял. Любовь и тема полёта- ведущие в творчестве художника. Всю жизнь скучал по родным местам. И даже на улицах Парижа, который он обожал,- видел свой родной Витебск, его музыкантов, животных и влюблённых, свадьбы и похороны. Первая его подписанная работа была"Покойник". И рядом с Эйфелевой башней на своих полотнах пристраивал карабкающиеся вверх деревеньки, маленькие домики, лавчонки с продавцами, синагоги, скрипачей на крышах домов, невест  в объятиях любимых, свадьбы, покойника на улице, часы с крыльями, котов с улыбкой, животных с изумлёнными глазами, рыб плывущих с плавниками -руками, несущих в себе жертвенное начало, и все они равны в правах с человеком - всё говорило о любви к своим корням, к своему народу, о ностальгии и об утраченном времени. Тема любви, начиная с 1915 г и до последнего дня не покидала его никогда. И хотя он был учеником Бакста и Пэна, он писал по-своему, всегда подчиняясь только собственному внутреннему закону, желанию и велению, оставаясь самим собой всегда.
    
Но на этой святой земле есть ещё одна интересная лестница. Недвижимая лестница — деревянная лестница, приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма Гроба Господня в Старом городе в Иерусалиме. Нахождение лестницы на своём месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий. Различными частями храма сейчас владеют Католическая церковь, Греческая православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь, Эфиопская православная церковь и Коптская православная церковь. Прекрасный урок толерантности,- лестница дружбы, когда принимаются совместные решения и все считаются друг с другом... это обещает мир и спокойствие на земле. Возможно, что она останавливает людей от захватнических настроений. Точная дата появления лестницы неизвестна, однако обычай оставлять её на месте, не убирая вовнутрь, появился ещё до 1834 г. — лестница изображена на гравюре, опубликованной в 1834 г. Сейчас лестница является своеобразным знаком, — взглянув на фасад и увидев лестницу, можно понять, что Статус-кво соблюдается. Это самое святое место в Иерусалиме- Стена Плача и Храм Гроба Господня с этой лестницей. Вспоминается одна история, произошедшая у меня на глазах, здесь в святом месте, в Израиле на земле обетованной* . 
  Все мечтают съездить хоть раз в жизни в Израиль и поклониться святыням, пройти по святым ступеням,покупаться в Мертвом море, побывать в Гефсиманском саду, где под древними оливами тайная вечеря проходила, погладить своими руками реликтовые ступени по которым ступал Христос, засунуть записку в Стену плача с просьбой о помощи, и уж потом, всенепременно, к гробу Господня со своим самым сокровенным желанием подойти, и на коленях попросить его исполнения у Господа .
Все волнуются у Стены плача, надо ничего не забыть и записочки близких в щелочки вставить тоже. Я привезла их целую кучу от всех друзей. Слышу разговор...
- Изя, что ты там в записке пишешь? Ты хорошо подумал? Просишь стать отличником в школе? Выиграть в Русское лото?- спрашивает мама своего сынишку, сопевшего над написанием записки. - Нет, я переписываю записку папы, которую он переписал у дяди Мойши и дал вложить их мне в стену Плача. Я прочитал её и мне она тоже понравилось. - А что там написал такого твой отец? Что он хочет? Получить повышение по службе, новую жену, поездку за границу или Нобелевскую премию?
- Не угадала... Он написал:-" Буду не скоро. Не жди, тут полно дел."
- Вот как! Узнаю своего мужа, а про меня ни слова! Как всегда! Как вам это нравится?- сказала Сара, а все улыбнулись.
   Вот и Татьяна Петровна  из моей группы мечтала ко всему этому приобщиться и поехала в такую поездку. Везде побывала, всё увидела, всё понравилось ей и последнее заветное желание осталось -  побывать в прекрасном храме у Гроба Господня и попросить … видимо, есть о чём…
Очередь перед входом. По очереди каждый подходит, что- либо прикладывает к  могильному камню: кто платочек, кто ладанку, кто иконку, кто фотографию близкого человека, а кто крестик или свечки,- и каждый шепчет о своём, просит Господа о помощи… Пришла очередь и Татьяны Петровны. 
Прошла она к гробу, достала что-то из сумочки и стала усиленно тереть о гроб и просить, просить, просить, энергично кивая головой и двигаясь в такт всем телом. Долго она у гроба просила о чём-то,но все терпеливо ждали. Может у человека трагедия или драма какая. Мало ли о чём человек просит? Здесь суета недопустима. Святое место! Все терпеливо ждут. Может здоровья для близких и больных родственников и для себя просит, ведь из больниц не вылезает последнее время, может о налаживании отношений с мужем, он семью вторую на стороне завёл, это она точно знала и все вокруг тоже были в курсе, может невесту хорошую своему сыну или жениха своей не очень счастливой дочке молила подобрать. Ведь там, на верху, виднее... Бог всё видит! Все с пониманием ждали своей очереди.
 А она всё трёт что- то о гроб, трёт… и шепчет, не переставая...
Ну, вот, она, наконец, поднялась с колен, отряхнула пыль, вышла и стала сумку открывать, чтобы положить то, что о гроб тёрла и прикладывала, я случайно взглянула... и потеряла дар речи: -   в руках она держала банковскую карточку...
Говорят, что Бог всё видит, а может нет?
Чего только не встретишь на лестнице жизни! Тем более в Израиле. Что- то непременно нас радует, что - то огорчает, чаще всего глупость человеческая. Мой знакомый рассказал мне смехотворную историю посещения Тель- Авива. Он по просьбе своего друга привёз посылку его родственникам. Всё было согласовано между ними. Они должны были встретить его в аэропорту но, увы, никто его не встретил. Он не догадывался, что их планы изменились. Он стал звонить по телефону, но увы,абонент трубку не брал. Подождав прилично, и не теряя надежды, он стал искать транспорт, думая, что что - то случилось, и решил поехать по адресу к родственникам своего друга сам. "Сколько можно таскать эту посылку с собой!". Времени у него мало было для посещения этой страны. Еле нашёл транспорт, так как в стране был шаббат, а это значит, что все сразу становятся недоступными, включая транспорт. Местные жители не имеют права "надрываться" с бытовыми делами, мыть, стирать, работать, браться за руль, само собой,только есть, спать, отдыхать и молиться - нельзя смывать унитаз, брать телефонную трубку и нажимать на любую кнопку - звонка, телефона и всего прочего, резать, писать ручкой. Я не представляю Дину Рубину, которая не касается пера в шаббат... или Губермана,- это бред какой- то.
"Наконец , нашёл безбожника,-подумал он про себя,- которому деньги важнее религиозных традиций", и взял машину. Его привезли к самому высокому зданию в Тель- Авиве, где и жили родственники его друга в районе ортодоксов. Он стремительно вбежал в здание, кинулся к лифту и стал с нетерпением жать на кнопку, чтобы вызвать его, но лифт не реагировал, кнопка не работала. 
Рядом стоял спокойный израильтянин и терпеливо ждал. Он был в шляпе, чёрной одежде, пейсы свисали, закрученные в колбаски и совершенно невозмутим -ортодокс, какое - то самоистязание! Пока друг метался, пытаясь найти ещё какие - нибудь кнопки, лифт спокойно ехал с остановкой на каждом этаже на полном автопилоте, - "шаббатный лифт"  или ещё называют "датишный" (ортодоксальный)- это "чудо"... Сначала он идёт вверх, останавливаясь на каждом из тридцати этажей, потом опускается вниз с такой же скоростью, и так весь шаббат он ездит, чтобы никто не заморачивался и не нажимал на кнопки, если ты, к примеру, на пятом этаже и тебе надо вниз, ты должен ждать, пока он достигнет последнего этажа, а затем с такой же скоростью будет опускаться вниз,останавливаясь на каждом этаже, и заберёт тебя, когда ты вступишь в него только переждав всё и вся на этом месте, всюду опоздав, если ты решил с ним связаться, поломав все твои планы и чего доброго,-опоздав в аэропорт, что и случилось с другом, решившим передать подарок, сделать доброе дело. Он доехал до родственников, но они не открыли дверь! Ключ тоже нельзя поворачивать в двери, но иногда они оставляют дверь открытой. Ему никто не открыл. Оказывается, они всей семьёй уехали к Красному мою в Эйлат. С этими вещами я встречалась и у нас в стране в некоторых еврейских семьях. Явный перебор с традициями. Он оставил посылку у входа в квартиру, и проклиная всё на свете, кинулся в аэропорт. Как он ругался по приезду! Помните об этом! Осторожно, шаббат! Теперь эта лампочка всегда горит на моей лестнице жизни.
Часто спрашивают: "Чем вы - занимаетесь?" - «Осим хаим»- «Наслаждаемся жизнью». Впервые это выражение я услышала здесь, в Израиле. Дословный его перевод: «делаем жизнь». Пусть чаще звучат эти слова и никогда никакой шаббат не мешает вам делать жизнь счастливой.


07.01.2018