Народный художник Иван Титков. Главы будущей книги

Евгений Прокопов
                Народный художник

    
                (Главы будущей книги об И.В.Титкове)


     Книга  посвящена жизни и творчеству Ивана Васильевича Титкова (1905-1993гг),
     народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, участника
     Великой отечественной войны, общественно-политического деятеля, почётного
     гражданина Новосибирской области ХХ века. Жанр беллетризованной биографии
     позволяет автору создать психологически убедительный образ художника в
     реалиях времени.


               



          У Народного Художника России Ивана Васильевича Титкова есть ранний (чуть ли не самый ранний из тех, которые не стеснялся показать людям  и представлял на своих выставках до  старости), 1924 года, рисунок тушью, небольшой (35х45см), под названием «После камлания».
          Изображён на этом рисунке усталый до крайней степени опустошения шаман в своих эффектно-экзотических одеяниях. Бубен с колокольцами лежит у ног.
          Как это часто бывает, первый смысл названия странным образом наполняется, обрастает другими, иными смыслами, допущениями; ассоциативный ряд фрактально ветвится, множится, расцветает, превращается во всеобъемлющую метафору.
          Жизнь всякого художника, творца, - это  священнодействие, транс «посвящённого», камлание шамана, созидательное самоопустошение.
         - Цель творчества - самоотдача! – чеканно сформулировал великий Пастернак.
         
         Творчество ангажированного художника (в нашем случае ангажированного коммунистической идеологией, но это не важно: может быть и другое), тем более такого убеждённого, твердокаменного, железобетонного адепта, вполне точно и полно обозначается исчерпывающим термином «камлание».
         Дочь художника Титкова, великолепная Элеонора Ивановна часто рассказывала, что главное в характере отца – это самозабвенная одержимость в работе:- «Он всё время работал, даже падал в обморок у мольберта».
        В это веришь, зная титанический объём титковского наследия.
        Камлание завершилось, жизнь закончилась.
        По прошествии двух с лишним десятков лет со дня смерти художника можно более-менее ясно оценить, что осталось в золотом осадке после того, как время смыло всё наносное…




              Время дает нам шанс

               
  (Журнал «Новосибирск», №1, 2004 год)


  Бывая по делам службы в Омске, с невольной завистью замечал, как бережно и любовно относятся омичи к сохранению  памяти о своих знаменитых земляках-художниках.
  В центре города, в старинных, любовно отреставрированных особняках размещаются Музей Народного Художника России Кондратия Белова и Либеров-центр – Музей Народного художника России Алексея Либерова.
  Это настоящие очаги культуры. Жизнь кипит в этих музеях. Изобразительное искусство, музыка, театр, эстетическое воспитание, детское творчество - всё это сферы их деятельности.
  При них работают детские школы эстетического воспитания, проводятся музыкальные вечера, театральные выставки, встречи с творческими людьми. А постоянные  экспозиции знакомят посетителей с жизнью и творчеством двух выдающихся омских живописцев.
  Бывая в этих замечательных музеях, поневоле задаешься вопросом: почему в Новосибирске нет подобного музея Народного художника России И.В. Титкова? А ведь масштаб личности этого человека, значение его творчества, влияние на художественную жизнь Новосибирска на протяжении почти полувека – поистине огромны.
  Внешне вроде бы все пристойно и прилично: на доме, где жил Иван Васильевич – мемориальная доска; он – единственный  из художников! – назван Гражданином XX века Новосибирской области; картины его – в десятках музеев и галерей.
Но многочисленные регалии,  звания, ордена, медали – всё это в прошлом. А творчество Ивана Титкова настолько полно жизни, настолько глубоко отобразило время, так неукротим был его творческий и общественный темперамент, так незаслуженно много забыто чисто художественных его достижений и открытий, так велик был его личный авторитет, - что мысль о возвращении  имени И.В.Титкова в современной художественный обиход  напрашивается сама собой.
  Время проверяет искренность слов, дел и чувств.
Словно стыдясь своего давнишнего  коньюнктурного многословия, замолкли критики и искусствоведы. Другие времена, не та коньюнктура, иная выгода…
  В обидном для памяти художника молчании прошли даты его 90-летия, 95-летия. Близится десятая годовщина со дня его смерти, не за горами и 100-летие Живописца.
Одной из главных задач музея И.В.Титкова должна стать задача освобождения  его творческого наследия от оков запасников.
  Что толку в том, что в кладовых НКГ пылятся работы мастера? Экспонируется-то – всего одна! (Остальные, то ли не вписываются в тенденциозную линию руководства Галереи, то ли даёт себя знать всегдашняя беда музеев – недостаток площадей.)
Все, кому интересно и дорого  творчество И.В.Титкова; кому близка  и понятна его верность  традициям реализма; кто разделяет его убеждения патриота и гражданина – все эти люди приветствовали бы создание в Новосибирске Музея Народного художника России Ивана Васильевича Титкова.

  Эта статья была опубликована в областной газете «Советская Сибирь» летом прошлого года, в рубрике «письмо в номер» на первой странице.
«Откроем дверь в музей Титкова» - такое название, казалось бы, предполагало какие-то отклики, диалог, споры.
  Но глухое, настороженное молчание было  ответом автору.

               
  Только несколько телефонных звонков в поддержку…
Да при встрече новосибирские художники старшего поколения крепко жали мне руку:  - Всё правильно, Евгений!
 И только…
Официальных откликов не последовало.
Было обидно. Не за себя.
Обидно за человека, всю жизнь свою и талант отдавшего людям, Родине, любимому Новосибирску.
Невольно думаешь: неужели так и должно быть? Кому нужна эта болезненная «смена вех»? Обязательно ли подобное неблагодарное забвение? Кто и кому, а, главное, за что мстит? Чего делить?
 Не хочется об этом говорить, но часто приходит на ум простая мысль, едкая и злая досада: забвение творчества старых мастеров (безотносительно даже к идейной направленности) выгодно тем, чьи торопливые «шедевры» и суетливые инсталляции рядом с добротным и достойным мастерством «стариков» меркнут, тушуются, становятся исчезающе-незначительными.
  Молчат чиновники от искусства. Они вконец напуганы агрессивным, напористым племенем подвизающихся на ниве «современного» искусства да мнящих себя гениями и       «художниками с мировой известностью» (Да! Так и величают они друг друга в печати. По примеру незабвенных крыловских петуха и кукушки.)
  Впрочем, процесс этот, процесс подмены подлинного - суррогатом и имитацией - характерен и для других областей творчества.
  Эти старики, умершие и пока живущие, они неудобны всем.
Их «беда и вина» – их талант, их мастерство, их убежденность.





  В изданной к 110-летию Новосибирска энциклопедии «Новосибирск» И.В.Титкову посвящено несколько абзацев. Спасибо хоть за то, что сказано, что был он Народным Художником России. Забавно сравнивать с многословными статьями об иных «деятелях». Подсуетились люди, подключили кого надо…
Ярмарка тщеславия, да и только!
  Само время дает нам шанс восстановить справедливость: чуть больше года остается до 100-летия Художника.
Необходимо срочно создавать оргкомитет по празднованию Юбилея, утверждать план мероприятий, издать альбом, организовать выставку.
  Чтоб не было стыдно.

 Со времени опубликования этих статей прошло более десяти лет.
 Ни шатко ни валко проведены две выставки - к 100-летию и 110-летию Художника.
О создании музея  Народного художника Ивана Титкова и речи не идёт




     Иллюстрация: Портрет И.В.Титкова работы М.С. Омбыш-Кузнецова (из коллекции Новосибирского государственного краеведческого музея «Почётные граждане ХХ века Новосибирской области»).