Цветущее болото

Виталий Бердышев
За что я люблю болото? Почему оно так привлекает и манит меня к себе? Что придает моей Душе, когда я погружаюсь в его духовные объятия? Меня радует здесь всё: и покрытые мхом кочки, и заросли болотного багульника (дурмана) с его терпким и пьянящим ароматом и низкорослые берёзы, и сосны, скрывающие под собой клюквенные плантации; и небольшие перелески с грибами и ягодами, вдающиеся клиньями в заболоченное пространство; и даже само "Чёрное болото" с наполненным торфянистой водой канавами и параллельными дамбами между ними.
И ещё меня радуют растущие на болоте цветы. Видовое разнообразие их небольшое, но все они обладают особенной одухотворяющей силой. Прежде всего, это наши лесные орхидеи - ночные фиалки и кукушкины слёзы. Каждый сезон в июне месяце они регулярно расцветают здесь, наполняя красотой и ароматом значительное пространство самого болота и прилегающих к нему лесов. Выйдешь на поляну или тропинку, а они стоят рядами или группами, сверкая на солнце белоснежной белизной, либо розовыми оттенками своих соцветий. На открытых участках они поднимаются стебельками высоко вверх, возвышаясь над остальной растительностью, демонстрируя случайным путникам свою красоту и обаяние. Порой скрываются в кустах, прячась от яркого солнца, и открываются взору только при близком общении. Аромат фиалок ощущаешь уже издалека и заранее предвидишь столь ожидаемую встречу.

Цветов здесь довольно много. Но нет больших, сплошных скоплений, какие я видел, в частности, за Пежей. Там в конце девяностых в течение нескольких лет в июле благоухала целая фиалковая роща с многими тысячами этих цветов. Пройти по ней было просто невозможно, не помяв десятки этих очаровательных созданий. К сожалению, через несколько лет процветания цветы выродились, вытесненные безжалостным люпином, распространившимся в лесу с соседних полей...
Меня радуют на болоте также цветущая брусника и клюква, покрывающие значительные пространства кочек, болотных дамб, и даже завалов из старых упавших деревьев. Отдельные цветочки этих ягодников мелкие, невзрачные. В целом же создается картина белого или розового ковра, покрывающего болотные образования. Радуешься еще и тому, что обильно цветущее болото чаще всего предвещает высокие урожаи осенью.

Бывали годы, когда моховое болото было переполнено водой. Тогда ходить по нему приходилось в высоких сапогах и с большой осторожностью... Правда, в "юные годы", лет тридцать назад, мы ходили по нему с ребятами просто в кедах, погружались по колено в болотную жижу и не испытывали при этом каких-либо неприятных ощущений. Это был особенный, почти экстремальный контакт с болотной жизнью, оставивший нам далёкие воспоминания о радостях нашей здоровой молодости.
Последние десятилетия я пытаюсь избегать подобных экстремальных воздействий, хотя порой и хожу по болоту часами в промокшей обуви. И эти "водные процедуры" приносят мне только положительные эмоции. Однако не рекомендую их для других - не закаленных лесами путников.
Однажды, лет пятнадцать назад, я пошёл на разведку в леса за болотом. Дело было в конце июня. Ягода уже отцветала, а грибы еще не пошли. Так что для радости оставалось в основном созерцание вместе с радостью от уверенности в своих физических возможностях. Болото и леса были полны водой. Местами вода в лесу стояла чуть ли не по колено. Так что мне не удалось дойти до Дворишкового поля. Решил возвращаться напрямик, через лес, - состояние позволяло, и я углубился в заросли кустарников, чередующихся с березовыми перелесками. Я мало знал этот район и интуитивно выбирал направление. Солнца в тот день не было, стояла пасмурная погода. Конечно, это было авантюрное путешествие с испытанием на прочность - можно было легко заплутаться и выйти совсем в другом направлении. Чаще всего заблудившиеся выходили отсюда к Полунихе, Андрееву, и оттуда добирались разными способами до города. Я об этом хорошо знал, но надеялся на свою интуицию.

Интуиция меня в целом не подвела, но покрутиться по затопленному лесу пришлось порядком. И я по-настоящему обрадовался, когда взору моему открылись первые кочки обширного мохового болота. Отсюда путь был известен, хотя и нелегок - полтора-два километра по водно-кочечному пространству. Однако за все свои скитания я был вполне вознагражден видом цветущего болотного ландшафта. Повсюду возвышались над водой белые от брусничного цвета кочки. Среди них виднелись розоватые скопления цветущей клюквы. Из травы выглядывали белоснежные ночные фиалки, поднимались вверх на толстых стеблях мощные соцветия "кукушкиных слез". И вся эта красота уходила вглубь болота нескончаемым пестрым ковром, свидетельствующим о неисчерпаемых запасах его Красоты и Духовной энергии. Нельзя было оторвать глаз от неё, и я долго созерцал ее, удобно устроившись на самой высокой кочке, которую я накрыл сверху моим флотским, непромокаемым плащом… Вскоре стал накрапывать мелкий дождь, а я всё лежал и лежал, завороженный видом бурного цветения болотной растительности, вдыхая аромат болотного хмеля и фиалок, ощущая легкий холодок на разгоряченном ходьбой лице и руках от падения капель усиливавшегося дождя. И всё это тоже было счастье - счастье общения с Природой.



Приглашаем всех желающих посетить группу "Красота и здоровье" в Одноклассниках, которую ведет В.В. Бердышев. В группе регулярно выставляются видео с концертов В. Бердышева с солистами Э.Софроновой и В. Павловым, рассказы с фотографиями автора, репортажи с творческих встреч Виталия Бердышева с учениками школ, читателями библиотек, ветеранами в музеях города.