На санях с бубенцами!

Алексей Алексеевич Васильев
КАК  КРЫМЧАНЕ ВСТРЕЧАЛИ  1910 год

Спешим поздравить читателей «Крымского времени»  с Новым Годом! Опоздали? Да нет, самый  раз!  Ведь именно сегодня, по старому стилю наступил Новый год. Старый Новый год.
 Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление. Сегодня этот праздник отмечают  также в Молдавии,  Армении,  Белоруссии,  Казахстане,  Грузии. Пьют шампанское в этот день  славяне и жители других бывших советских и православных республик в странах ближнего и дальнего зарубежья – Сербии, Черногории, Македонии,  Швейцарии.
  Мы также не станем отступать от старой традиции, а заодно  вспомним, как встречали  Новый год в Крыму сто лет назад.


В Крыму свирепствовали снежные метели

 С Рождества  вплоть до Крещения (19 января) православные  празднуют святки. В эти дни принято  проведывать  родителей, делать подарки сиротам и бедным, посещать с гостинцами  тюрьмы. С собой  несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле.
 
Ну и конечно, время святок – время забав и гуляний.  В Ялте  «с первого дня рождественских праздников погода резко переменилась. Морозы доходят до 10 градусов (для Ялты это очень холодно! – авт.); дует холодный, резкий норд-ост. Выпал небольшой снег, которым не замедлили воспользоваться извозчики, предлагая обывателям катание на санях с бубенцами. (Ялтинская газета «Русская Ривьера» от 29 декабря  1909).

 Симферополь. «Последние дни в городе  и в окрестности свирепствовали сильные снежные метели, которые при десятиградусном морозе сильно затрудняли движение по степным дорогам жителей сел и деревень. Вообще тихая городская торговля в эти дни совершенно почти приостановилась, главным образом, в лавках и магазинах, приспособленных для сельских покупателей. («Русская Ривьера»,  31 дек. 1909).
 Замело и Город русской славы:  «Рождество в Севастополе отличилось тем, что все три дня праздника шел довольно значительный снег, и езда на экипажах чрезвычайно затруднилась. Иллюзионы, цирк, театр со второго дня, несмотря на холодную погоду, были переполнены гуляющей публикой. Традиционная елка в зале Севастопольского общественного собрания прошла очень оживленно и собрала массу публики. На днях предстоит съезд членов и гостей в морском собрании, где будет приготовлена одна из самых роскошных елок всего Севастополя. («Русская Ривьера»., 30 декабря  1909).


Опыты профессора Андреже
Святки – излюбленное время для гаданий. Наши предки любили обманываться не меньше, чем мы: «Беттина в Севастополе! Приехавшая на днях Беттина «ясновидящая», хорошо известная ялтинской публике, собирает огромную публику, среди которой масса военных, заинтересовавшихся не на шутку опытами «профессора» Андреже и его медиума Беттины. Среди занятой рождественской сутолокой публики только и разговоров о Беттине и ее чтении мыслей». («Русская Ривьера», 24 дек. 1909). Почему-то  вспоминается «Собачье сердце»: «Какое самое важное событие в моей жизни?». Удивляет другое – чем же опыты  «профессора» Андреже  привлекли внимание «массы военных»?

 Более просвещенная публика отправлялась в театр. «Оперетта Рафальского. В обширном помещении городского клуба, где имеется прекрасная сцена, начались, со второго дня праздников, опереточные спектакли под управлением артиста Рафальского, хорошо знакомого ялтинцам по прошлогоднему сезону. Состав труппы и по количеству, и по качеству сил довольно значительный. Как дневные, так и вечерние спектакли пользуются у симферопольской публики успехом. Труппа намерена пробыть здесь недолго. («Русская Ривьера», 29 дек. 1909).
 «Сегодня, в зале общественного собрания встреча Нового года с концертным отделением, в котором примут участие г-жи Сабурова и Долгопольская. Начало в 9 часов. («Русская Ривьера», 31 декабря 1909.)

 В первые дни Нового года все местные иллюзионы (кинотеатры по-нашему)  были «переполнены публикой»: «Массу публики привлекала эффектная елка, освещенная электрическими фонариками, зажженная в помещении театра «Одеон». («Русская Ривьера», 6 января 1910.).

    
Танцы продолжались до двух часов ночи…

 И все же, главным развлечением была диско… - простите,  бал - маскарад. «  В среду, 6 января, в зале общественного собрания состоится традиционный бал-маскарад при двух оркестрах музыки с выдачей двух дамских и одного мужского призов за лучшие костюмы. Гости допускаются исключительно по рекомендации членов (в афише ошибочно напечатано: «общедоступный маскарад»). («Русская Ривьера»., 5 янв. 1910.)

 Весело погуляли и «черносотенцы»: «В Пушкинском театре отделе союза Михаила Архангела устраивает бал-маскарад с выдачей призов и танцами. («Русская Ривьера», 1 янв. 1910..)
     Все православные, и большинство  гражданских праздников,  проходили под знаком благотворительности.
     «Литературно-вокально-художественный вечер, устроенный 29 декабря в зале общественного собрания в пользу попечительства о местных бедных и народной столовой, собрал массу публики и дал полный сбор.
     Из исполнителей пальма первенства принадлежит артистке О.И. Монска. Обладая прекрасными голосовыми средствами и хорошей техникой, она имела большой, вполне заслуженный успех у публики. Очень недурно прочла несколько стихотворений г-жа Загорская. Г-н Властин-Цитович был несколько не в голосе и ограничился только романсом из оп. Трубадур, поставленным на программу. Несмотря на долго несмолкаемые аплодисменты публики и крики «bis», артист больше не вышел петь. Г. Торлецким был исполнен на «фоноле» ряд произведений выдающихся композиторов.

     1-е отделение было посвящено демонстрации диапозитивов-автохромов из вновь обновленной коллекции г. Творогова. Каждый снимок вызывал восторг публики и сопровождался громкими аплодисментами (восторг нынешней  публики вызывает компьютеризированный «Аватар», а принцип тот же – авт.). После вокального отделения состоялись танцы, продолжавшиеся до 2 час. ночи. («Русская Ривьера», 31 дек. 1909).

     «29 декабря, в Пушкинском городском училище на пожертвованные 60 руб. попечителем училища инженером С.Н. Чаевым была устроена елка для учащихся этого училища. Учительский персонал Пушкинского училища выражает своему попечителю глубокую благодарность. («Русская Ривьера», 5 января 1910.).  Нынче на инженерские пожертвования сильно не разгуляешься…
    

Дикие сцены в праздничнее дни

 Однако не все было сказочно и благостно в святочном Крыму 1910года. « Дикие сцены приходится наблюдать в настоящие праздничные дни в уличной городской жизни. Еще за три дня до праздника в городе [Симферополе] появились совершенно перепившие субъекты. С наступлением праздников пьяные встречаются на каждом шагу. Среди мужчин попадаются и женщины (!!!-авт). Этот «гуляющий» элемент населения разыгрывает иногда возмутительные сцены. Пишущему эти строки пришлось быть очевидцем такой гнусной картины. Повалив на землю молодую, довольно прилично одетую женщину, человек-зверь с ожесточением топтал свою жертву ногами, нанося удары тяжелыми сапогами в грудь, живот и шею. Собралась быстро толпа зевак, явился городовой, послышались голоса возмущения. Истязатели пригласили в участок. Не отдавая себе отчета в своих действиях, он, протестуя, твердил: -Не ваше дело!... Я – муж ей и в правах проучить по-своему!.. («Русская Ривьера», 29 дек. 1909.)

 Или еще случай: «Перед праздниками из Симферополя возвращался домой, в деревню, колонист Иоган Буди. Возле села Богдановки на него напали четыре грабителя, которые, набросившись на одинокого путника с разных сторон, начали душить его на повозке, а затем, забрав праздничные покупки, находившиеся сверху, а также деньги и векселя на несколько сот руб., лежавшие в кармане, - скрылись. («Русская Ривьера», 31 дек. 1909.) Наверное, грабителей ищут до сих пор…

 Празднование нового 1910 года не обошлось без политической нотки: «В настоящее время в Симферополе находятся члены Государственной Думы, депутаты от Таврической губернии г. Муфтий Заде и М.К. Мурзаев, приехавшие на рождественские каникулы с тем, чтобы принять участие в губернском земском собрании, открывающемся с первых чисел января. («Русская Ривьера», 29 дек. 1909.). 

 Нынешние святки  также прервутся политическим событием – правда, не земским собранием, а более крутым шоу. Впрочем, это уже другая история.


                Алексей ВАСИЛЬЕВ
                Марина ГАВРИЛЮК
    
"Крымское время", январь 2010