Туристы уходят в небо

Алексей Алексеевич Васильев
Страховочный ремень защелкнут на груди. Плавно закрываю прозрачную пластиковую дверцу. Снимать через нее будет сложнее, но… надежней.  Надеваю наушники. Шум двигателя практически не слышен. Зато оживает радиоэфир: звучат команды  – борт такой-то просит посадки, борт November Yankee  (это мы!) просит разрешения на взлет. Допуск получен.  Пропеллер оживает,  теряет свои  привычные очертания и превращается в сплошной еле видимый круг.  Пилот из Евпатории Владимир ГАК приводит самолет в движение. Крылатая машина бежит по травянистой взлетной полосе, плавно отрывается… Прощай земля, здравствуй небо!

    Ничего не имею против  чая за компьютером в тихой уютной редакции. Но когда появляется возможность  полной грудью вдохнуть воздуха простора  и покорить очередную вершину – будь то горный пик,  подъем подвесной лестницы веревочного парка, или край грозовой тучи,  бес сожаления оставляю стены офиса. Вот и в минувший понедельник мне посчастливилось подняться не только над суетой, но и над земной твердью.
   
Произошло это на   аэродроме «Заводское»,  где, на взлетно-посадочной площадке симферопольского авиа клуба состоялась торжественная встреча участников Седьмого ежегодного международного авиаперелета, организованного украинским отделением Международной авиационной ассоциацией Aircraft Owners and Pilots Association (AOPA).  Перелет был посвящен 95-й годовщине выполнения Петром Нестеровым одноименной петли. 
 Восемь самолетов (по авиационному – «бортов») из стран ближнего  зарубежья  приземлились в тот день в Симферополе. По словам представителя  Крымского авиационного объединения (КАО) Сергея ДОЦЕНКО, основной целью перелета Львов – Симферополь- Херсон является популяризация и развитие авиации общего назначения, а также «привлечение внимания государства к нуждам и проблемам частных пилотов и собственников воздушных судов».

Как пояснил другой член КАО Сергей ШЕВЧУК, к авиации общего назначения  относится вся авиация, кроме военной и коммерческой, работающей на регулярной основе. И, разумеется,  к малой авиации принадлежал и  тот самолет из которого я обозревал серо-желтые поля симферопольских окраин, застывшие русла дорог,  игрушечные районы многоэтажек,  и уродливую сыпь самозахватов - пресловутых «сараев Джемилева»…

В перелете приняли участие  самолеты различных марок начиная от  относительно «весомого» двухмоторного «Морава» до «ультралайта» А-22, в котором и штурмовал небо ваш покорный слуга. Пару слов о «своем» самолете. Эту сверхлегкую машину (260 кг!) изготавливают в Киеве, в конструкторском бюро Юрия Яковлева. Самолет пользуется большим спросом: его закупают двенадцать стран, в том  числе и США. Стоимость аппарата – чуть более ста тысяч «зеленых» – цена иномарки. Заправка обходится также, как заправка, скажем, «бумера». Самолет создан для среднего класса (наверное для среднего зарубежного класса), он прост в управлении, и максимально безопасен. Если, к примеру пилот заснет за штурвалом – умный самолетик плавно приземлиться самостоятельно…Но мой пилот спать не собирался, поэтому полет продолжался в привычном режиме.

К слову, Крым включен в маршрут международного перелета по предложению Совета министров автономии. Так, по мнению присутствующего на показательных выступлениях первого заместителя Председателя Совета министров АРК Эдуарда ГРИВКОВСКОГО, т.н. воздушный туризм – новый  перспективный вид отдыха в туристическом регионе, каким является Крым. Эдуард Александрович отметил, что владельцы самолетов «малой авиации» как в Европе, так и в США мечтают покорить небо Крыма, поэтому в Совете министров автономии сделают все возможное, чтобы воздушный туризм (который принесет дополнительную сумму в крымский бюджет) успешно развивался.

Этому способствует и недавнее постановление Кабинета министров Украины №680 от 1 июля с.г. «Про внесение изменений к Положению про использованию воздушного пространства Украины». С июля  на Украине значительно упростилась система покорения  воздушного пространства силами малой авиации. «Такого свободного неба как над Украиной нет негде в СНГ!»- восхищаются «малые» летчики. Но Украина не была бы Украиной, если бы довела дело до конца. Оказалось, что помимо свободного неба для самолетов  нужны и свободные взлетно-посадочные полосы.   

На сегодняшний день в Крыму десятки заброшенных военных аэродромов, но плиты на взлетно-посадочных полосах практически везде разобрали. А на одной из полос устроен…курятник.  Использование же действующих   военных аэродромов совместно  со  штатскими,  законодательством Украины не предусмотрены…. Это только одна из причин тормозящих развитие малой авиации в Крыму.

… Диспетчер дает разрешение на посадку, и наш November Yankee    плавно  садится на землю. Я  выхожу довольный и счастливый, и присоединяюсь к журналистам, которые также спустились с небес и  поднимают рюмку за тех кто в небе. И тут, под занавес нашей истории, появляются молчаливые жены летчиков. Десятиминутное расставание с мужьями показалось им вечностью, поэтому они беспардонно отбирают у журналистов все бутерброды и несут их  на взлетное поле своим, видимо чертовски проголодавшимся, мужьям.

                Алексей Васильев

"Крымское время", сентябрь 2009