Страховочный ремень защелкнут на груди. Плавно закрываю прозрачную пластиковую дверцу. Снимать через нее будет сложнее, но… надежней. Надеваю наушники. Шум двигателя практически не слышен. Зато оживает радиоэфир: звучат команды – борт такой-то просит посадки, борт November Yankee (это мы!) просит разрешения на взлет. Допуск получен. Пропеллер оживает, теряет свои привычные очертания и превращается в сплошной еле видимый круг. Пилот из Евпатории Владимир ГАК приводит самолет в движение. Крылатая машина бежит по травянистой взлетной полосе, плавно отрывается… Прощай земля, здравствуй небо!
Ничего не имею против чая за компьютером в тихой уютной редакции. Но когда появляется возможность полной грудью вдохнуть воздуха простора и покорить очередную вершину – будь то горный пик, подъем подвесной лестницы веревочного парка, или край грозовой тучи, бес сожаления оставляю стены офиса. Вот и в минувший понедельник мне посчастливилось подняться не только над суетой, но и над земной твердью.
Произошло это на аэродроме «Заводское», где, на взлетно-посадочной площадке симферопольского авиа клуба состоялась торжественная встреча участников Седьмого ежегодного международного авиаперелета, организованного украинским отделением Международной авиационной ассоциацией Aircraft Owners and Pilots Association (AOPA). Перелет был посвящен 95-й годовщине выполнения Петром Нестеровым одноименной петли.
Восемь самолетов (по авиационному – «бортов») из стран ближнего зарубежья приземлились в тот день в Симферополе. По словам представителя Крымского авиационного объединения (КАО) Сергея ДОЦЕНКО, основной целью перелета Львов – Симферополь- Херсон является популяризация и развитие авиации общего назначения, а также «привлечение внимания государства к нуждам и проблемам частных пилотов и собственников воздушных судов».
Как пояснил другой член КАО Сергей ШЕВЧУК, к авиации общего назначения относится вся авиация, кроме военной и коммерческой, работающей на регулярной основе. И, разумеется, к малой авиации принадлежал и тот самолет из которого я обозревал серо-желтые поля симферопольских окраин, застывшие русла дорог, игрушечные районы многоэтажек, и уродливую сыпь самозахватов - пресловутых «сараев Джемилева»…
В перелете приняли участие самолеты различных марок начиная от относительно «весомого» двухмоторного «Морава» до «ультралайта» А-22, в котором и штурмовал небо ваш покорный слуга. Пару слов о «своем» самолете. Эту сверхлегкую машину (260 кг!) изготавливают в Киеве, в конструкторском бюро Юрия Яковлева. Самолет пользуется большим спросом: его закупают двенадцать стран, в том числе и США. Стоимость аппарата – чуть более ста тысяч «зеленых» – цена иномарки. Заправка обходится также, как заправка, скажем, «бумера». Самолет создан для среднего класса (наверное для среднего зарубежного класса), он прост в управлении, и максимально безопасен. Если, к примеру пилот заснет за штурвалом – умный самолетик плавно приземлиться самостоятельно…Но мой пилот спать не собирался, поэтому полет продолжался в привычном режиме.
К слову, Крым включен в маршрут международного перелета по предложению Совета министров автономии. Так, по мнению присутствующего на показательных выступлениях первого заместителя Председателя Совета министров АРК Эдуарда ГРИВКОВСКОГО, т.н. воздушный туризм – новый перспективный вид отдыха в туристическом регионе, каким является Крым. Эдуард Александрович отметил, что владельцы самолетов «малой авиации» как в Европе, так и в США мечтают покорить небо Крыма, поэтому в Совете министров автономии сделают все возможное, чтобы воздушный туризм (который принесет дополнительную сумму в крымский бюджет) успешно развивался.
Этому способствует и недавнее постановление Кабинета министров Украины №680 от 1 июля с.г. «Про внесение изменений к Положению про использованию воздушного пространства Украины». С июля на Украине значительно упростилась система покорения воздушного пространства силами малой авиации. «Такого свободного неба как над Украиной нет негде в СНГ!»- восхищаются «малые» летчики. Но Украина не была бы Украиной, если бы довела дело до конца. Оказалось, что помимо свободного неба для самолетов нужны и свободные взлетно-посадочные полосы.
На сегодняшний день в Крыму десятки заброшенных военных аэродромов, но плиты на взлетно-посадочных полосах практически везде разобрали. А на одной из полос устроен…курятник. Использование же действующих военных аэродромов совместно со штатскими, законодательством Украины не предусмотрены…. Это только одна из причин тормозящих развитие малой авиации в Крыму.
… Диспетчер дает разрешение на посадку, и наш November Yankee плавно садится на землю. Я выхожу довольный и счастливый, и присоединяюсь к журналистам, которые также спустились с небес и поднимают рюмку за тех кто в небе. И тут, под занавес нашей истории, появляются молчаливые жены летчиков. Десятиминутное расставание с мужьями показалось им вечностью, поэтому они беспардонно отбирают у журналистов все бутерброды и несут их на взлетное поле своим, видимо чертовски проголодавшимся, мужьям.
Алексей Васильев
"Крымское время", сентябрь 2009