Зачем Православие?

Олег Ахмеров
               

                Зачем Православие?

 Данный очерк является продолжением размышления «Зачем православие в школе» лишь с маленьким уточнением: без «в школе». Всё написанное является моим личным мнением, измышлением  вопроса, как православного христианина – мирянина. Читающим атеистам, и лицам других конфессий, и даже своим братьям православным, я не навязываю своё мнение и предупреждаю о возможном неприятии, с вашей стороны, моих мыслей. Прошу Вас не негодовать, а проявить толику терпения и высказаться уже в комментариях «насколько я не прав»…
 Вообще-то, лучше не тратте время здесь, а направляйтесь сразу на сайты таких великих богословов церкви как Осипов А.И. и Кураев А.В.
Ну, если остались, то я не виноват…

Сейчас время санкций, поэтому и начать хочется с санкций.

«Я верю лишь в то, что чем хуже, тем лучше... теперь это очень многие говорят, про себя, а иные так вслух... Чем хуже, тем лучше... но ведь это только для других, для всех, а самому-то мне пусть будет как можно лучше"...  (Достоевский Ф.М. Дневник писателя). 

Зло, дьявол, гонения – могут ли быть обоснованным благом для Церкви Православной?  Может ли это быть педагогическим посылом Бога к совершенствованию?
 Некоторые Святые Церкви Православной утверждали примерно так: «Отсутствие гонений на православную церковь - есть худшее из гонений».
  А отсутствие санкций для государства, не есть ли худшая из санкций для государства? Ведь только выстраданное, заработанное потом, является благим, а, как известно, даром данное - способно развращать. 
 Теперь от санкций, мягко перейдем к  отношению Бога и человека.
 Полностью замысел Бога о сотворении человека нам не дано знать, нам приоткрыта некоторая часть сего в откровении Божиим, посредством Святого Писания и Предания Церкви.
 Я исхожу из догмата Церкви, что Бог, сотворил мир и человека для совершенствования, из любви к будущему созданию. Слова из Библии: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1.26) «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17.20), «Итак, будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5.47) . Слова  Афанасия Великого: «Бог вочеловечился, что бы человек обожился».
 И резюмируя, выходит, что Бог хочет, что бы мы стали Ему подобными, стали Его друзьями: «…не называю вас рабами, … но Я назвал вас друзьями…». (Ин15.15)
 
Далее порассуждаем о совершенстве, об обожествлении, которое невозможно без  научения человека Богом, Его школе жизни, приуготовленной для всех нас, без исключения.
 Как нам известно, теоретизация в учении (знание) без опыта, практического (познание) оказывается маловато, для истинного научения. Человеку нужны или примеры или собственный опыт познания. Первым опытным учением, достаточно серьёзным для человеческого совершенствования, стало действие, произошедшее ещё в Раю.      
 Все знают о запретном плоде, с древа познания добра и зла, но не все обращают внимание на то, как это произошло. Не зря, Святые отцы Церкви Православной, книгу Бытия называют Первоевангелием.
 Оказывается, в Раю появился змий искуситель – для чего? А кто он такой был? Ведь в Раю не было дьявола, ведь змий не пробрался туда как-то специально (это более детский взгляд). Некоторые толкователи Священного Писания трактуют, что война ангельского мира произошла ранее, и Денница был низвергнут в Ад, место вдали от Бога, и он никак не мог попасть в Рай или как-то управлять оттуда своими «сподвижничками» в Раю, ибо их Раю не было. Другие толкователи говорят, мол, что именно когда Адам нарекал имена животным, был представлен для поклонения Адаму и Денница (земной ангельский наместник, который «взбунтовался» новой иерархичности, по которой ангел стоял ниже рангом, чем человек).
 
 Очевидно, что Богом уже было заложено и добро и зло в человеке и даже возможно в животных, как оказалось способных говорить и рассуждать в раю по-человечески. А может это Сам Бог говорил через змия. Бог не искушает никого специально, но возможно, что Бог предоставил некий посыл через змия, что бы, якобы тот выразил своё мнение, дабы сделать проверку на исполнение заповеди.
 Бог зная, что произойдёт с ними, допустил это действие из величайшей любви к человечеству, ибо Его действия всегда носят педагогический характер для наилучшего в деле спасения человека, хотя, на первый взгляд, что-то может показаться и невероятным, непонятным и даже злым. Резюмируя данный абзац можно сказать в итоге, что дьявола в Раю не было, а Бог, в Своих будущих планах, попустил змию, имеющему свой, более хитрый нрав, высказать своё мнение о дальнейшей судьбе первых людей. Ведь, если разобраться змий не особо и соврал, ибо действительно люди стали обладать какими-то более высшими познаниями, чем ранее, а на счёт смерти, так у Бога вообще все живы, ну если не в этом мире, так в будущем… Следовательно, Бог использовал хитрые намерения змия для обращения к добру, для нравоучения человека, методом свободного избрания добра или, как получилось зла (люди всё-таки ослушались Бога), с последующей первой пожизненной епитимией.
 Теоретически зная, что такое зло, первые люди ещё с ним не сталкивались, и не имели о нём опытного представления. Педагогически, очевидно, что Богу необходимо было преподать первый опытный урок. Ева, как известно - пала, соблазнившись змием, вслед за ней пал Адам. Что произошло далее? Они действительно приобрели некое познание, например: они, увидели, что наги…  Далее они спрятались от Бога, почему?  А потому, что имея власть над всякими животными, они теперь возомнили о себе, что стали сами богами, а, следовательно, и Бог не особо и нужен.
 Естественно, от Бога не спрячешься, и что делает Адам на вопрошание Бога о том, мол: «Не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть»? (Быт. 3.11)   Он отвечает так, что бы выгородить себя и сваливать вину на жену и Бога: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел». (Быт.3.12)
 Адам не стал прямо признаваться и каяться, просить прощения, за непослушание, нет, он возгордился своим новым статусом, статусом независимости от Бога. Ева же свалила всю вину на змия, говоря: « Змей обольстил меня, и я ела».
 Возможно, что если бы первые люди покаялись за ослушание и своё превозношение, тогда,  Бог не стал бы их изгонять из Рая, и учение продолжилось бы дальше, дальше и дальше… 
 Однако, что случилось, то случилось, так, что размышлять о том, что бы было – бесполезно. Хотя, частенько, нынешние люди сетуют на то, что если бы Адам и Ева не согрешили, тогда и мы были бы в Раю... А некоторые доходят ещё дальше, мол, не было бы и Христа и его Крестной смерти и т.д. и т.п. Но ведь у Бога нет понятия «время», у него уже все рождённые и не рождённые записаны в «книге жизни», и Он знает про не рождённых , так как они бы уже прожили жизнь.
 Для особо дотошных можно было бы сказать, что Вторая Ипостась всё равно воплотилась бы в Христа, для спасения людей. Ну, может быть не на кресте  распяли Христа, а умертвили бы по-другому, и носили бы мы сейчас не крестик на шее, а «удавку или топорик». Страшные слова, особенно про ношение на шее, скажете вы. А я отвечу, что не сам крестик является символом христианства, ведь крестики есть и на полу и на обуви и попираются ногами, и свастика тоже является крестом. А отличие хорошо сказано в вечерней молитве Честному Кресту: … «Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа»…  Да и само крестное знамение без молитвы и благоговения мало, что значит…
 Ведь очевидно, что Бог ставил бы новые задачки, и на какой бы ступеньке первые люди подскользнулись или нет, неизвестно… Очевидно, что Бог долготерпел бы их в удачном, или не очень, учении, пока бы они  научились извиняться, каятся, просить прощения, и главное - исправляться. Как оказалось, в тот момент, Бог поступил так, и это было лучшее, каким бы оно нам не казалось. 

  Так зачем же Бог выгнал первых людей из Рая? Мы же, не выгоняем своих детей из дома за ослушание, мы не довольны, выговариваем им, ждём от них покаяния и исправления, но ни гоним их от себя. Бог ответил почему Он изгнал из сада Эдемского  «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно».(Книга Бытие 3:22)
 Очевидно, что нахождение в Раю с «незаконченным образованием», да ещё и в вечности - невозможно, так как нарушило бы космическую гармонию.  Поэтому-то Бог и перенёс место действия воспитания людей из Рая в наш, существующий мир, где есть все наружные невзгоды, страхи, болезни и смерть. А, главное у людей появилось видение себя не совершенными, ещё далёкими от Бога. Появилась настойчивая необходимость себя спасать в этом не простом мире, спасаться, призывая помощь Божию.

 Повторюсь,  существует стойкое понятие греха прародителей, по типу мол: «Ах, они какие нехорошие, ослушались Бога, а теперь из-за них мы страдаем». Такое мнение ошибочное, ибо никто по большому счёту не виновен, так как ещё духовными младенцами они были (Адам и Ева), многого не понимали, не было же у них опыта раскаяния. Ещё раз скажу: «Мы же не выгоняем своих детей из дома, за ослушание и не наказываем их, тем более смертию».  Вот, что говорит Господь: « Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец, ваш Небесный даст блага, просящим у Него» Евангелие от Матфея 7:11.
 Это была такая педагогика Божия. Большею частью, она касалась не ослушания (все дети не послушные), а последующее, за ослушанием, противление Богу, осуждение Его, не раскаяние. Хотя Бог и предлагал им осознать, рассказать правду, раскаяться, когда вопрошал их.
 После ослушания, человеческое естество, отойдя от нормы, совратилось, повредилось. «Кожаные ризы» (Быт.3.21)- это как раз прообраз повреждённого естества, которое стало (по Максиму Исповеднику), страстным, смертным и тленным. Это-то повреждение и должно было бы называть «Первородный грех», а не личный грех ослушания Адама, который, якобы, переходит на всё будущее поколение, и все мы теперь грешны в этом  грехе Адама. Первородное повреждение не является грехом для человека, оно не отняло от него свободного выбора добра или зла. Мы все рождаемся с первородным повреждением своей природы, и оно, не исцелимо, однако правильный выбор в познании добра и зла, может привести к  исцелению, уже  родовых повреждений, приобретаемых от родителей.

 Для лучшей, будущей борьбы в противлении злу, опять же не нарушая свободы человека, Бог предложил им заповеди, не закон юридический, как акт, а заповеди, которые являются Его проявлением любви, Его заботой, предупреждением Бога о том, что человек обладает особыми свойствами. Эти свойства, созданы при творении, которые не стоит травмировать, ибо, нарушая своё, заложенное Богом гармоничное естество, ты расстраиваешь, повреждаешь эту сотворённую красоту и будешь страдать, а можешь и умереть.
 Отсюда выходит некая педагогическая польза зла, то есть не зла как сущности, ибо, по учению Отцов Церкви, зло сущности не имеет. Например, взять болезнь - она есть расстройство организма, как следствие - нарушения физических, моральных, нравственных или духовных законов. Вот, ребёнок вышел на улицу зимой раздетый, итог - заболел пневмонией. Зла не творил никто, его не было. Было нарушение естественного закона, ослушание родителей, предупреждавших его о простуде. 
 Так, что есть зло? Очевидно, что это нарушение законов, прежде всего духовных заповедей, данных Богом. Нарушение как одного индивида, так и общества, народа, страны. Отсюда и малые и большие болезни, смерть и катаклизмы на планете. Бог не мститель, Он никого не наказывает, мы сами себя наказуем, ослушиваясь Его заповедей, повреждая своё нормальное естество (как с заболевшим от простуды мальчиком). Получается, что зло есть необходимое педагогическое нравоучение, а отсюда и свободный выбор, познание «плода добра и зла», то есть отвержение зла и приход к  добру, возможно, путём опытного познания (самим индивидом или примером других людей) зла для духовного роста.   
 
 По сути, это похоже на войну. Война с кем? С собой!
 Ф.М. Достоевский хорошо это высказал словами Дмитрия Карамазова: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Западный поэт Фридрих Логау выразился так: «Да, бой с самим собой – есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой»!
 Действительно бой, с самим собой, со своими страстями (укоренившимися грехами), а не только с дьяволом. Не думайте о себе высоко (мол, я воюю с бесами), ибо человеческая сущность настолько извратилась, что порой уже бесы учатся у людей, изощрённости во зле.
 Мы вольны выбирать с кем мы. Ад (зло), так же находится в нашей душе, как и Рай (добро). Потенция человеческая в этом выборе высока. Мы вольны сделать свой выбор, но к сожалению выбор ко злу, кажется более приятен человеку, ибо предлагает не потрудится ради достижения цели, а взять сразу, ублажить себя.    Вспомним, однако, что зло, не имеет сущности и, зачастую может, проявляется и под каким-нибудь благовидным явлением, ибо не прикрытое зло, человек не выберет, из-за свойства души,  так как она имеет советника - совесть, являющейся, по определению Святых Отцов Церкви, - христианкой. Действие ко злу, есть искажение прирождённого добра.
Теперь понятно, что от человека зависит его состояние, ибо определяется его свободным выбором к добру или злу. Такое же состояние и семьи, народа, страны… Отсюда разводы, убийства, войны, катаклизмы… Вы спросите, мол даже катаклизмы – да, даже землетрясения и цунами, засухи и наводнения суть нарушение обществом норм элементарной морали, духовного разложения. Проанализируйте нынешние катаклизмы, где они происходят, и вы увидите, как развращено там общество (гомосексуализм, педофилия, наркомания, проституция, коррупция, преступность – это почти повсеместное зло западных стран)..
 Пошли далее… Вы спросите, в итоге: « Так что дьявол необходим в деле спасения, и зло, и воинствующие атеисты?
 Да, или и теперь ещё вам не понятно, что «они» есть суть замысел Божией педагогики. Господь попускает действовать на нас злу, для нашего совершенствования. Что, они-то и есть те (раздетые на морозе детишки) не познавшие древа познания «Добра и Зла». Они есть и наши учителя, ибо выступают в роли «зла», участвуя в педагогическом опыте.  Так, что и отношение к ним должно быть таким, как учил Спаситель:
 … «А Я говорю вам: люби;те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»… Мф.5:44.

 А есть ли школа, обучающая борьбе со злом? Конечно, эта школа установлена самим Господом Христом, Его словами, обращёнными к ближайшему ученику, Апостолу Петру: « и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне  Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолею её». Мф. 16:18.
 Общепринятое понятие «Церковь - как общество верующих, объединённых учением о Христе» -  не дотягивает, к сожалению, до настоящего определения церкви.
 А, вот когда «Церковь -  как живой, Богочеловеческий организм людей, пытающихся исполнять Заповеди  в единстве Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» – это уже похоже на истинную Церковь. Очевидно, что учение, данное Богом, и есть противостояние злу (свободный выбор от зла к добру), а Церковь – есть школа, педагогическое мировоззрение на жизнь человеческую с богатым человеческим опытом, опытом Святых, достигших лучших результатов борьбы со злом.

  Теперь хочется коснуться того, о чём у нас есть разномыслия в церкви:

 «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». 1 кор.11.19
 
 Первым, является «тотальное» крещение младенцев. Причём всё идёт под благовидным предлогом спасения ребёнка, которому ещё и даётся ангел – хранитель при крещении. Ещё утверждается, что если  ребёнок умрёт не крещённым – следовательно, погибнет. Это есть глубокое заблуждение, и даже оскорбление Бога. Получается, что Бог некрещеных детей отправляет в Ад. Кощунство так думать о Боге. Забыли  Священное Писание:  «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать осуждён будет» Ев. от Марка 16:16.
  Главным здесь выступает наличие веры. Множество мучеников и исповедников веры  причислены к лику Святых не имели крещения. Разбойник справа от Распятого Христа - первым оказался в Раю, тоже не зная таинства крещения. У младенца веры ещё нет, а его крестили – получается противоречие Священному Писанию.  Кстати, ангел – хранитель, по мнению многих Святых Отцов Церкви даётся при рождении ребёнка, а не при крещении.
 Бог есть Любовь и для Него некрещеный не может быть «второсортным», как для матери - болящее чадо вызывает большую заботу и любовь.
 Церковь православная допускает крещение, как младенцев, так и взрослых. Крестя в младенчестве, большинство их, после уходят из храма в подростковом возрасте, к сожалению. А уж про крёстных, которые обязаны воспитать человечка в вере, лучше умолчим, ибо многие из них вообще маловерующие или атеисты, а ведь по вере родителей и крёстных, их подвига,  совершенствуется сознание нового христианина.
  Такие столпы православия как:  Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие отцы церкви, крестились в зрелом возрасте, это при святых-то родителях. Полагаю, что не стоит лишать таинства того, кто может ощутить его осмысленно. Осознанное крещение намного ценней и полезней (например, когда человек сам отрекается в таинстве от Сатаны).
 Раньше, что бы вступить в КПСС, необходимо было год проходить кандидатом, а там смотрели, достоин или нет, а здесь, в главное таинство жизни - «тащи любого» - "давай покрестим", там уже стол стоит и закуска ждёт. Превратили таинство в культовый обряд и довольны...  И наплевать, что родители не ведут духовную жизнь, главное обряд соблюли, вместо таинства получается профанация таинства... Кстати, детям до семи лет, даже закрыто таинство исповеди, так как они ещё по своему естеству не могут по-христиански анализировать свои поступки. 
 Конечно, со мной многие не согласятся, пожалуйста, но помните, что крестя во младенчестве вы нарушаете свободу волеизъявления человека, под «благовидным» предлогом спасения. А, вот некоторые Святые Отцы утверждали, что: «Крещёный человек, отошедший от веры достоин большего осуждения, чем не крещёный, в тех же условиях».


 Вторым разномыслием, является утверждение, что только крещённые в Православной церкви, а из них ещё и избранные воцерковлённые, причащающиеся, исповедующиеся – спасутся, а остальные пойдут в Ад!  То есть, малая кучка православных верующих спасётся, а семь миллиардов людей, других конфессий и атеистов – погибнут и будут вечно мучиться на сковородке!  О как! О какой Бог у православных, вот это любовь! Что-то здесь не так!
  Ведь если Бог есть Любовь, тогда создавая, допустим, нынешние семь миллиардов людей, Он знал наперёд, что они не будут исполнять Его заповеди, а будут нехристями. Он это знал! А для чего же тогда создал миллиарды на «вечные мучения», как у нас иногда твердят некоторые батюшки. Любовь не делает зла. Бог – любовь не будет создавать человека на вечные мучения, ибо тогда это был бы уже не Бог. Исаак Сирин и другие отцы церкви говорят, что: «Вечность – не есть бесконечность». То есть, заслуженное наказание, сам от своего нарушения духовных законов ты получишь, поболеешь, как тот простывший ребёнок, но не умрешь, вылечишься. А если не вылечишься – тогда в последний больничный хоспис – Геенна Огненная, очевидно это место где страданиями попаляются грехи. То есть финиш у всех людей один - в единении с Богом, но вот вопрос в дальности прохождения дистанции, у всех разный… Мало этого, возможно, что и сам Сатана создан не на вечные мучения, по аналогии с человеком, так же опять обратится к Богу. Ведь некоторые великие подвижники молились не только о людях, но и об обращении самого Сатаны.

 А, что будет, если церковь открыто заявит, что спасутся все - тогда последует от множества людей вопрос, мол: «А, зачем тогда церковь нужна»? Ответ прост: Бог не нарушает свободы человека, его воли, Он предлагает школу прохождения жизни с наименьшими болячками и его содружество,  соработничество (синергия), безболезненный переход от жизни к вечности. Школа эта, наилучшим образом воспроизведена в христианской религии, в Православной Церкви.
 Эта позиция наилучшим образом соответствует понятию - Бога как Любовь, ибо путём свободного выбора человека предлагает прийти к Нему ни по боязни, что тебе вечно жариться на сковородке, и ходить в церковь не за страх наказания, а из любви к Богу, как к Самому Близкому и Родному, как к Отцу. Эта позиция, свободного выбора не за наказание, а из взращенного чувства любви и есть истинная.
 
Однако все люди разные и возможно, что позиция наказания, вечных мучений, жарения на сковородке – кому-то более близка для понимания в деле спасения.  Что ж, такой примитивизм, основанный на страхе, возможно, имеет педагогическую подоплёку, когда добром и лаской не убедить погибающего человека, приходится ради его спасения инстинктивно «запугать мучениями».
Так, что свободный выбор к добру и злу – за вами. Хотите быть чадами церкви и достойно войти в Царствие Божие – пожалуйста, ваш выбор. Хотите выбрать другой путь – это ваше право, но возможно вы попадёте в Геенну Огненную (хоспис или длительное тюремное заключение), последнее, вынужденное пребывание человека, где весьма страшен вкус пребывания, ибо человек там неизмеримо болен, ведь страдает уже не тело, а душа, и совесть мучается своими нераскаянными грехами.
 А, Бог предупреждал…