Ломы. Грибные годы

Виталий Бердышев
В этом, 2017-м году в ломовских лесах грибов в целом было немного. Грибники чаще возвращались домой разочарованными. Порадовали лишь осенние опята, неудержимо разросшиеся вдруг во второй половине сентября. Но мы-то мечтали о белых. С нетерпением ждали их появления и в июле, и в августе (после непродолжительных дождей), и даже в сентябре, что обычно бывает не так уж часто. Не дождались. Оставили надежду на встречу с ними на будущий год. Запаслись терпением, и стали жить воспоминаниями об особо урожайных годах и богатых грибных сборах.

Ближайшие к Ломам грибные места я до последнего времени знал довольно плохо. В семидесятые годы мы с сыновьями осваивали в основном дальние районы у деревень Самсоново и Якимово. В восьмидесятые - полюбили не менее отдаленные леса за Пежей, откуда приносили богатые сборы и белых, и подосиновиков, и маслят, и лисичек (не считая ягод). В начале двухтысячных я вновь смог добираться до Пежи - сначала пешком, а потом с знакомыми на машине. И только в последнее десятилетие вынужден был переключиться на ближайшие к Ломам районы. Детально познал Ломовское болото, откуда приносил прекрасные подберёзовики, а также моховики и другие, вполне съедобные "болотные" грибы. Узнал леса вокруг него,  изобилующие порой белыми и "красовиками" (подосиновиками). Собирал грибы для соленья: чёрные грузди, волнушки, рыжики.

Особенно урожайными в грибном отношении показались мне годы 2013 и 2016. В первую очередь запомнились белые. В 2013-м году их несли отовсюду. Но я предпочел леса вокруг болота - и ходить недалеко, и дорога частично расчищена. После нескольких тёплых августовских дней с дождями грибы в лесах полезли со всех сторон, и росли в таком изобилии, будто это были места за Пежей. Возможно, в те восьмидесятые и девяностые годы их здесь тоже было полным-полно. А я вот тащил их за десять-двенадцать километров... Да, но то была тренировка, особенно тренировка на выносливость, дававшая серьёзные положительные результаты.

В первый раз я пришел в леса на западной окраине болота лишь с тайной надеждой на желанную встречу. Свернул с тропинки в лес по старой просеке и сразу встретился с ними. Стоят в ряд, одни краше другого - крепкие, коренастые, упитанные, ещё мокрые от дождей и росы, сверкающие глянцевыми светло-коричневыми шляпками. Сразу было понятно, что это не могло быть случайностью, что грибы должны быть везде. Случайностью было то, что в этом месте я оказался первым, и надо было пользоваться предоставленной мне возможностью. Это я и сделал, начав прочесывать лес во всех направлениях и везде находя желанных красавцев. В основном грибы были средних размеров, но среди них попадались и настоящие геркулесы, ножки которых можно было охватить только двумя руками, а шляпки невозможно было втиснуть в пакеты.

Через час сбора сумка уже не вмещала грибы. Пришлось выложить три пакета и спрятать их у самого края тропинки. Можно было бы уже возвращаться с добычей, но азарт грибника не позволил мне это сделать, и я пошёл обследовать другие уголки леса, - те, что ближе к болоту. Перелезаю через заросшую мхом и травой канаву и вижу целое отделение стройных гренадеров во главе с предводителем-великаном, который в средних размеров корзину не мог бы поместиться. А за ними по канаве, под елками, среди завалов из веток виднелись основные силы этого удивительного грибного войска, на сбор и очистку которых у меня ушло более получаса.

И снова сумка была переполнена, не вместив и половины собранного грибного богатства. Пришлось брать одни шляпки, оставив ножки в двух пакетах в укромных местах до моего возвращения.

На радостях звоню домой. Сообщаю об увиденном и о результатах похода. Получаю строгие указания: брать только самые крепкие, и чтобы ни одной "червоточины"! Но здесь и выбирать не приходилось. Все грибы были крепки, как на подбор, и даже самые крупные, "не вмещающиеся". Отдельные шляпки приходилось разрезать, чтобы уложить в сумку. И какой "сахарной" белизной сверкали они в руках!
Забрав на обратном пути оставленные у тропинки пакеты, я был уже перегружен грибами. Пришлось нести переполненную сумку (на спине вместо рюкзака) и два полных пакета в руке. Естественно, возвращаться пришлось уже на одной палке, а вторую воткнуть за пояс (чтобы не мешалась). Как хорошо, что расстояние до автобуса было незначительным (раза в четыре меньше, чем до Пежи). Иначе бы просто не дошел. А тут часа через два всё же добрался. Уже и не помню своих ощущений в ногах, в руках, в пояснице. Дома же была всеобщая радость и очередные фотографии.

Возвращаться за оставленными грибами необходимо было бы на следующий день, но состояние не позволило этого сделать. Встреча состоялась лишь через двое суток, и отрезанные ножки показались мне не лучшей кондиции. Но расстраиваться не пришлось, ибо молоденькие белые крепыши попадались снова и снова. Да и "взрослых" было немало. Как это я не заметил их в прошлый раз! К двенадцати часам наполнил всю взятую с собой тару и с полной сумкой спокойно вернулся домой...

Пока шел грибной слой, успел сходить за белыми ещё пару раз, но уже в более отдаленные леса, за болото - ближе к Дворишкову полю. В тех краях леса особенно богаты грибами. Но туда есть возможность проезжать на машинах (через Андреево и Полуниху), и их посещает обычно много народа. И в тот период грибников здесь было немало, но грибов на всех хватило. И я находил целые семейства по пять, по восемь штук и даже более.

В лесу у меня было немало встреч с такими же, как я, любителями. И каждый радовался своей удаче. Запомнился одни мужичок, который тащил из-за болота аж пять огромных полных пакетов. Проклинал по дороге и завалы, и бездорожье, и грибы, которые "до Ломов-то не допрешь, ... а там ещё с пересадкой ехать надо"... А в целом все были счастливы.

В прошлом, 2016-м году, в моих знакомых лесах у болота грибов совершенно не было. И я решил сходить в противоположном направлении, к Полунихе, откуда мужички по утрам тащили полные корзины отборных белых. В те края от Ломов ведут несколько старых, заросших просек с многочисленными поперечными вырубками, в которых легко закрутиться незнакомому с этими краями человеку. И как раз представился случай - меня вызвалась проводить туда знакомая (по лесным встречам), несколько раз уже побывавшая там и обнаружившая богатые лесные угодья. Сходили мы два раза, и каждый раз возвращались с большим урожаем белых. В последующем, уже в сентябре, я самостоятельно съездил в те края несколько раз, но уже за волнушками, слои которых шли один за другим в течение доброго полумесяца. А после были ещё и опята, и даже последние, сентябрьские, белые, на прощанье подаренные мне лесом. В целом, год оказался радостным и весьма удачным. Радость дополнил и обильный урожай яблок, которые предлагали знакомые и в Ломах, и на наших огородных участках.