В гостях у венгерских рыцарей. Путевые заметки

Валерий Заикин
               
           «Достопочтенные рыцари нашего славного Ордена!» -  обратился я к сидящим в зале. «Позвольте мне
поднять тост за Прекрасную даму моего сердца, сидящую рядом со мной, ей сегодня исполнилось  ровно 20 лет….»
Рыцари с шумом повскакали со своих мест , вскинули вверх руки с  бокалами , и их громкие возгласы «Виват! Браво!» перекрыли конец моей фразы: «… в четвертый раз!»
 Я положил ладонь на грудь и низко поклонился рыцарскому братству.

   Тут чей-то мягкий голос проник в мое сознание: «Вам добавить вина, сударь?»
  Я очнулся от своих грез и обнаружил себя в просторном зале ресторана, заполненном сидящими за столами людьми, а рядом со мной мою «Прекрасную даму» Веру.
 Голова Веры была увенчана бумажной короной, такую же  корону я увидел и на
других женщинах.
В воздухе разносился запах вкусной еды.
  Передо мной, с пузатым керамическим кувшином в руке, стоял ,то ли официант в костюме средневекового пехотинца, то ли рыцарь в роли официанта.
Скорее, рыцарь, я узнал его!

 Звали его Янош.
 Всего полтора часа назад он удивлял нас на ристалище искусством владения оружием средневековых рыцарей. С удивительной точностью метая на бегу в мишень тяжеленный снаряд, похожий на шестерню с заостренными зубцами, он,с 20 метров, попадал точно в десятку!

  Когда наш экскурсионный отряд, подвинутый будапештским  русскоязычным турагентством «Робинзон» на поездку по излучине Дуная, приблизился к окраине
старинного города Вишеград, мой слух уловил далекий барабанный бой.
    Его источник проявился, как только наш автобус остановился у подножия высокого холма, вплотную придвинутого к береговой линии Дуная.
  На склоне холма, среди развалин древней  крепости, служившей когда-то резиденцией венгерских королей,  гнилым одиноким зубом,темнел массивный
силуэт мрачного строения: чудом уцелевшая крепостная башня! 
 Погода была неприветливой, подстать, этому уродливому монстру: хмурое небо, раз за разом, бросало в лицо мелкие брызги, река была закрыта туманной завесой,
 земля пахла сыростью.
 К  воротам башни, между покрывающими склон приземистыми деревьями, вела крутая  щебенистая дорога.
 У начала ее, бодрым приветственным ритмом нас встречала пара барабанщиков, а перед ними стоял высокий черноволосый парень в стеганой куртке до колен, и в чулках из грубой шерсти на ногах.
 Он сразу же подошел к нашей группе, высадившейся из автобуса.
     Янош, как он себя назвал, неплохо говорил на русском языке.
 Он представился командиром   когорты вишиградских рыцарей-последователей тевтонского Ордена Габсбургов.
«Вы – наши гости, я буду сопровождать вас, и знакомить с этим замечательным местом!» - сказал он, -
« Добро пожаловать в башню Соломона, наш рыцарский замок!»

          О, рыцари, рыцари!
 В детстве я очень любил читать книги о вас! «Айвенго» Вальтера Скота я проглотил в один присест! С Сервантовским  «Дон Кихотом» было сложнее: его глубокий философский смысл я осознал только спустя много лет! Как и "Скупого рыцаря" Александра Сергеевича Пушкина, которого декламировал на сцене.
 На киноэкране моего детства шли американские фильмы под рубрикой «Взяты в качестве трофея», там действовали бесстрашные рыцари, чей кодекс чести:
  благородство, доблесть, верность, - был примером для подражания!
И я воображал себя таким воином!
Вооруженный деревянным мечем и щитом, которым служила крышка от выварки, я вступал в бой с невидимым противником, восклицая:«За любовь и честь!»
(Так пели герои КЛУБА ЗНАМЕНИТЫХ КАПИТАНОВ, моей любимой радиопередачи:
                Мы полны отваги, призираем лесть.
                Обнажаем шпаги за любовь и честь!)

 За любовь и честь!!
Мог ли я когда-нибудь подумать, что мне доведется соприкоснуться вживую с рыцарями древнего тевтонского Ордена! Это был нежданный чудесный подарок судьбы!

 Но я бы слукавил, если бы не упомянул о том, что при посещении лондонского  Тауэра уже однажды, несколько минут  наблюдал за боем одетых в рыцарские латы
 воинов. Но тогда  время экскурсии не позволяло задержаться и увидеть результат поединка.
 Здесь же Янош обещал, что мы будем присутствовать  при полном традиционном ритуале рыцарского ристалища! И я предвкушал этот момент!

 Мы с Верой присоединились к группе экскурсантов, под ритм барабанных ударов уже шагавших вверх по засыпанной гравием дороге к воротам башни.
 Темный провал входа в башню, зубьями приподнятой запорной  решетки, напоминал ощерившуюся пасть дикого зверя.
 Пустые глазницы бойниц  скупо пропускали свет внутрь холодного помещения.  Что-то зловещее ощущалось в атмосфере под   сводчатым сводом пропитанного сыростью зала, напоминающего подземелье из серого камня.
  Кто-то произнес: «В точь, тюрьма!»
  «Вы угадали!» - воскликнул Янош, - «Башня с давних времен  использовалась, как тюрьма, здесь в заточении содержались опасные преступники!
Она носит имя одного из них, некого Соломона, а двенадцать лет до своей кончины провел здесь бывший вассал венгерских королей,правитель провинции Валахии Влад Цепеш.
  Он отличался безмерной жестокостью  в расправе не только с врагами,но и с
 собственными слугами, чем-то ему не угодившими, он истязал  их, подвергал изощренным пыткам, даже сажал на кол.
 Их жалобы достигли ушей королевских судей, приговоривших его к  пожизненному заключению.  Вы, конечно, слышали о нем под другим именем: его прозвали «граф Дракула (дракон)».

 Да, подумал я!! Изуверов хватало во все времена, но это же каким извергом надо было быть, чтобы молва о нем пережила века!
Легенды, о кровожадности  Дракулы, превратили его в вампира, отвратительного героя многих книг и фильмов.
 
«А теперь, дорогие гости!» - обратился к нам Командор, - «По древней традиции, каждый, переступивший порог этого зала впервые должен отведать глоток венгерской ПАЛЕНКИ!»
  Мы подошли к почти современной барной стойке, устроенной между колоннами,( она
 была уставлена стаканчиками с каким-то напитком)и причастились местной самогонки.
 Сразу  стало теплее и веселее на душе, и это печальное строение уже не стало казаться столь мрачным!
   Пройдя через узкий проход на просторный плац с тыльной стороны башни, наша группа поднялась на галерею с двумя рядами скамеек.
  Мы расселись поближе к излучающим тепло светильникам, и нас обнесли глиняными чашами с токайским вином!
   Глашатай объявил громким голосом, что для начала рыцарского турнира,  не хватает царственных особ, предложив выделитьиз своих рядов пару на роли
короля и королевы. Нашлись добровольцы из нашей группы. Их облачили в отвечающие ролям мантии,и проводили к стоящим на помосте креслам.
  Тут к нам присоединилась  шумная, веселая группа молодежи из Германии ,и ребята со смехом выпихнули на плац  рыжеволосого парня на роль шута!
   На него напялили традиционный шутовской колпак, и он уже сам, видимо, вспомнив сюжеты старинных полотен, улегся, гримасничая, у ног «королевской пары»,
 под аплодисменты зрителей. 
 Назначили и полагающегося на таких церемониях  королевского  секретаря, для контроля за соблюдением правил на рыцарских турнирах!
Все было готово к состязаниям!
      Под барабанную дробь на плац  торжественным шагом вышел отряд воинов,(На венгерском, «ГУСАР»-воин, отсюда и русские ГУСАРЫ!).
 Разного роста и возраста, (На вид, от 18 лет, до 50 – 55ти,), тем не менее, в одинаковых одеждах воинов, и вязанных подшлемниках, вся команда имела бравый вид!

Мы встретили их приветственными возгласами и аплодисментами.
 Бойцы опустились на одно колено перед «королевской четой», и ,как мы поняли, произнесли какую-то клятву, на что получили одобрение королевы, махнувшей платочком.
 Оруженосцы вынесли атрибуты  состязания: луки, арбалеты, мечи, щиты, каски, прочее оружие и доспехи, барабанщики дали сигнал к началу турнира, «и грянул бой»!
 Описывать весь ход турнира очень трудно! Участники демонстрировали чудеса владения оружием, их стрелы летели точно в цель, в парных схватках  натурально звенел металл! Передавая мощь ударов, звучали крики напряжения!
 Бой не оставлял ощущения, что идет не всерьез! Хотя было понятно, что это – не «Битва гладиаторов».
 Мы так увлеклись зрелищем, что отчаянно «болели» за того, кто противостоял лучше вооруженному сопернику,(Цепь против топора, металлическая сеть против двуручного  меча),награждая громкими аплодисментами каждый удачный прием!
 Все развивалось так стремительно, что я не успевал управлять фотокамерой, и получившиеся снимки не отражают атмосферу происходящего зрелища!
Но я просматриваю их с волнением, словно опять присутствую на плацу!
  Бои закончились, но спектакль продолжился!
 На сцене появился Янош с соколом на руке в кожаной перчатке.
 Птица напомнила мне другую, легендарную птицу невероятной величины и силы,
 ставшую символом свободного венгерского народа.  Молва называла ее Турул!
 Много веков назад она вывела племена, обитавшие в Зауралье, там, где сейчас Ханты-Мансийск, и привела в Карпаты,  сопровождая и опекая народ на всем протяжении долгого и нелегкого пути, пока не исчезла неизвестно куда.
 Об этом нам рассказывала гид Ирина в автобусе.
 Позже мы с Верой увидели великолепный памятник этой птице на постаменте, парящей над высоким берегом Дуная, недалеко от Будайского королевского замка.
С грозно поднятой головой, птица сжимала в когтях клинок.  Когда в давние времена, в 17м веке, в борьбе за независимость Венгерского народа от Австрийских правителей князь Ференц Ракоци поднял восстание, в одной из битв с австрийскими солдатами у него выбили меч из рук. Тут вдруг возникла громадная птица Турул,
метнулась камнем вниз, подхватила меч и передала князю!
Это привело австрийских солдат в ужас! В страхе, они бросились бежать, но попали в болото, что и решило исход сражения.
 Что-то подобное совершил сокол Яноша: две стрелы, выпущенные и арбалета одна за другой, взлетели в воздух, сокол рванулся за ними, подхватив одну клювом, другую когтями и принес Яношу, вызвав восхищение публики! И когда прозвучал сигнал финала, многие бросились фотографироваться с соколом.
 А мы с Верой вышли за пределы башни, поднялись на участок разрушенной крепостной стены, чтобы взглянуть на Дунай с высоты замка.
 К этому времени дождь прекратился.
   Внезапный порыв ветра отодвинул в сторону полог тумана, и сквозь разошедшиеся облака вырвался ослепительный луч солнца, преобразив все вокруг, отразившись
от упругой волны. Царственный Дунай предстал перед нами в полной красе! С высоты птичьего полета, на сколько мог видеть глаз, разворачивалась впечатляющая
 панорама излучины! Слева, в отдалении, река, торопясь к Черному морю, ныряла под ажурные арки мостов, соединяющих Пешт и Буду. Справа река изящно изгибалась, и следуя изгибу, вверх по течению шел красивый, белый  корабль, с вершины холма кажущийся маленькой лодчонкой!
 А прямо перед нами, на противоположном берегу, нас приветствовала уже страна Словакия!
  Угрюмые стены башни Соломона с ее мрачной историей, и  тайнами, погруженными в средние века, остались за спиной. А нас уже подгоняли вперед барабанные палочки,
и выстроившись в почти стройную колонну, наша группа промаршировала вниз по склону  к  набережной красавицы – реки. Здесь нас ждал ресторан с романтичным названием «Ренессанс»!

    «Добавить вина вам?» - уловил мой взгляд Янош.
 Нет, не перевелись  рыцари на белом свете, подумал я!
 «Налей и себе, славный рыцарь!»-протянул я  ему вторую чашу, - «Есть тост! Сегодня у моей жены Веры юбилей! И мы рады отметить его в гостях у твоей когорты!»
  «Браво!» - воскликнул Янош, - «Поздравляю, сударыня! Ваше здоровье!»
  И мы сдвинули наши чаши.
                *            *           *