Монолог

Ящик Инструментов
МОНОЛОГ (от греческого monos — единственный, единый и logos — слово) — «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии — речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа монолога — обращенного монолога (Du-monolog), как, например, речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам монолога являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана – где автор ведёт повествование от первого лица.

Монолог как отрывок эпического или лирического характера, прерывающий на некоторое время действие и переключающий зрителя на размышление, появляется уже в античной драме. Иногда это было отвлечённое рассуждение на темы, не имеющие отношения к действию пьесы, с которым хор обращался к зрителю (комедии Аристофана) или в виде рассказов вестников о событиях, которые невозможно было представить на сцене. Аристотель в своей «Поэтике» называл монолог одной из важных составляющих драмы, но отводил ему последнее место среди её элементов.

Новое значение монолог получил при смене «драмы положений» на драму нового типа — «драму характеров». Его новый этап развития пришёлся на конец XVI — начало XVII в.в. в елизаветинском театре и драматургии французских классицистов. В английском театре близость действующих лиц пьесы к зрителям создавала особую атмосферу действия, — зритель делался непосредственным адресатом произносимой речи. Для достижения большего эмоционального воздействия монологи вводили в свои романтические трагедии Кристофер Марло, Томас Кид. Главным содержанием драмы стало душевное движение персонажей, раскрыть которое и был призван монолог. Так сомнения главного героя, стоящего перед непростым выбором, отразил Шекспир в одном из самых знаменитых монологов мировой драматургии «Быть или не быть…»
Монолог может различаться по его драматургической функции и по литературной форме.

• по драматургической функции:

o технический монолог - рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
o лирический монолог - повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживания;
o монолог-размышление, или монолог-принятие решения -монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».

• по литературной форме:

o апарт - несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
o стансы - поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
o диалектика рассуждения - монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
o поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноименным термином Системы Станиславского) - повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
o авторское слово - непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
o диалог в одиночестве - диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.
o Солилоквий – речь, адресованная к самому себе. Широко используется в драматургии, как средство передачи персонажем своих мыслей и внутренних переживаний зрителю. В отличие от монолога он не адресован другим персонажам. По негласному театральному соглашению те его не слышат.
Исходная и первоначальная задача монолога — информация публики о тех обстоятельствах действия, которые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии монолога последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее — у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.

Как писать монолог – советы

Перед тем как начать писать монолог, продумайте его, решите, где он начнется и закончится, даже дойдя до того, что вы напишите первое и последнее предложение; продумайте, как много бы вы хотели написать, а затем заполните серединное пространство.
.
Большинство произведений – это сложная последовательность монологов, диалогов, действий и описаний. Знание, когда допускается появление монолога в сюжете, требует практики или интуиции.

1.От первого лица?

Многие начинают писать от первого лица. Возникает проблема с переключением на других героев. Есть несколько неочевидных моментов:

* Можно писать от первого лица, затем неожиданно переключиться и писать от третьего лица. Читатель это поймет и примет.

* Можно писать от третьего лица и переключиться на первое лицо.

* Можно всегда писать от третьего лица, что приводит к частичной потере выразительности.

* Можно писать от первого лица сразу от лица всех главных героев. Но надо иметь громадный опыт, чтобы делать это умело.

2.Монологи можно использовать для знакомства с персонажем или событиями, связанными с сюжетом. А некоторые писатели используют монолог, чтобы показать молчаливый персонаж с другой стороны, позволив ему выговориться и, тем самым, изменить отношение аудитории к нему.

Внутренний монолог – это уже совсем другая категория экспозиции, больше, чем монолог. Для монолога необходимо присутствие других персонажей, которые слышат выступление, что обеспечивает важное взаимодействие, которое может оказаться топливом или целью монолога.


3.Всегда используйте монологи, чтобы показать перемены в персонаже. Хорошая возможность для введения монолога - это любые существенные изменения в чувствах или мышлении, которые переживает герой. Что позволяет ему раскрыться и проявить внутреннее напряжение - это выгодно для читателя и сюжета.

Даже если персонаж не перенёс никаких существенных изменений, возможно, его решение высказаться это и есть изменения сами по себе. Почему он(а) высказался (лась) сейчас? Как это изменит наше мнение о нем(ей)?

4.Рассмотрим разрешение героям меняться, пока они говорят во время монолога. Если в начале монолога герой в бешенстве, то может быть более интересным закончить его истерикой или смехом. Или наоборот – успокоением/ новым решением. Если монологи начинаются смехом можно закончить их задумчивостью героя. Используйте монолог, как возможность показать перемены.

5.У монолога должны быть начало, середина и конец. Если вы собираетесь выделить время, чтобы поставить остаток истории на паузу, и позволить герою длинный монолог, можно точно сказать, что текст должен иметь структуру. Если это история, она должна иметь сюжетную линию. Если это напыщенная тирада, то она должна перейти во что-нибудь еще. Если это мольба, то необходимо повышать накал страстей в течение развития действия.

Хорошее начало монолога зацепит зрителей и других героев. Оно должно показать, что происходит что-то важное. Как и в любом хорошем диалоге, не стоит бессвязно бормотать "Привет" и "Как ваши дела", занимая впустую это место. Ближе к делу.

В середине монолога должна быть кульминация. Накалите ситуацию до предела, а затем верните ее обратно вниз, снизив напряжение и позволив персонажам поговорить между собой, чтобы продолжить или окончательно закончить обращение. Это то место в монологе, где происходят конкретные детали, драма и соприкосновение.

Концовка должна привести речь или историю обратно к рассматриваемому произведению. После остановки на своих неудачах и усталости Рэнди заканчивает свою душераздирающую речь к своей дочери в фильме «Рестлер» фразой, «Я просто не хочу, чтобы ты меня ненавидела, хорошо?» Напряжение монолога спадает и на этой финальной ноте сцена завершается.

6.Речь монолога должна убедить читателя – быть правдивой (без вымышленных переживаний и чувств). Автор обязан пережить ситуацию с героем, верить ему, вместе с ним искать выхода, развязки. Подумайте о заполнении анкеты или профиля для вашего персонажа. Задумайтесь над героем, относительно вещей, которые не являются необходимыми в данном произведении (например, какой дизайн комнаты предпочитает персонаж, список любимой музыки или утренние процедуры, и т.д.).

В качестве упражнения можно переделать произведение или его фрагмент из трагического в комедийный или наоборот. Продумать, как бы собирался поступить герой, будь его характер иным.

7. Монолог начинающийся в одном месте и заканчивается где-то совсем в другом, сделает напряжение более драматичным, персонажи – более убедительными, а ваше произведение – гораздо лучше.

Хороший монолог должен чередовать смешные, вызывающие тревогу и трогательные моменты, показывая при этом, что ни одна эмоция и ни одно состояние не возникает само по себе.

8.Используйте историю, чтобы выстроить характер. Монологи могут стать отличной возможностью для приостановки основного сюжета этой истории, и позволит главному герою раскрыть что-то в своем прошлом, рассказать анекдот или добавить немного «фона» о себе. Если все сделано хорошо и в подходящий момент, разъясняющая или удивляющая история добавляет цвет и фактуру основной истории, давая нам другую возможность близко рассмотреть сюжет.

9. Никто не захочет читать книгу, в которой все кричат друг на друга на протяжении всего времени. Учитесь работать над эмоциональным шагом в драматических моментах, это реальный трюк создать напряжённость и избежать пронзительных воплей неопытных писателей, описывающих драки.

Используйте сдержанность, и напряжение будет еще более ощутимым, если мы подозреваем, что кто-то может взорваться, но не делает этого.

10. При создании произведения иногда очень заманчиво добавить слишком много персонажей, слишком много событий и слишком много слов. Учитесь оглядываться назад и позволяйте лишь самым необходимым компонентам речи вступить в игру, особенно в монологе. Что остается непроизнесённым?

11. Хороший монолог необязательно весь должен быть смешным или серьёзным. Аналогично если вам хочется изменить уровень гнева в сцене с дракой, добавив долю юмора в противоположную трагическую ситуацию, обогатите произведение и тем самым поможете аудитории почувствовать, что происходит что-то сложное.

Однако следует соблюдать грань между смешным и глупым. Построение текста с иронией, в некотором отношении – сарказмом и сложным юмором сделают рассказ более глубоким и интересным для аудитории.

12. Всегда проверяйте ваше произведение. Читайте вслух фрагменты, а затем – всё произведение, чтобы получить представление о речи героев. Убедитесь, что всё звучит естественно.

13.Пунктуация монолога.

Расстановка знаков препинания в монологе обычная, не требующая дополнительных правил.

Возможно взять весь монолог в кавычки или поставить тире перед ним, но это необязательно.

Если монолог вставлен в рамки диалога или беседы с другими действующими лицами, он подчиняется правилам пунктуации диалога.


Использованные материалы:

Википедия
https://habrahabr.ru/post/168153/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3151/
http://ru.wikihow.com/-