Апология на Третью и Четвёртую книги Царств. Ч. 6

Николай Старовойтов
О ассирийских царях и их взаимоотношениях с израильтянами
 В 4 Цар. сообщается, что Менаим (евр. — Менахем, греч. и слав. текст — Манаим), шестнадцатый царь Израильского государства, стал данником ассирийского царя Феглаффелласара III (Фула): «Тогда пришёл Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра (34 000 кг), чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей» (4 Цар. 15: 19). Фул был первым ассирийским монархом, чьё имя упоминается в Священном Писании. Но в другой книге Священного Писания Фул, или Фалох, и Феглаффелласар предстают как разные лица: «Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он выселил (то есть увел в плен) Рувимлян и Гадитян и половину колена Мацассиина...» (1 Пар. 5: 26). Некоторые исследователи придерживаются той точки зрения, что Фалох (Фул) и Феглаффелласар — разные люди. Но более внимательное изучение богодухновенного текста и новейшие археологические находки показывают, что оба имени относятся к одному и тому же лицу. Джозеф Хорнер отмечает, что как в еврейском тексте, так и в тексте Септуагинты глагол «выселил» стоит в единственном числе. Если бы речь шла о двух лицах, то в священном тексте было бы написано не «выселил», а «выселили». По мнению Хорнера, союз «и» в середине фразы следует истолковывать как выражение «известный также под именем...». Таким образом, весь стих надо понимать следующим образом: «Бог Израилев возбудил дух Фалоха (или Фула. — Н.С.), царя Ассирийского, известного также под именем Феглаффелласара, царя Ассирийского, и он увёл в плен племена...»[83]. Верность такого истолкования подтверждается и археологическими находками. Были обнаружены две глиняные таблички, предоставляющие материал о рассматриваемом периоде ассирийской истории. На одной из них написано имя Феглаффелласара, а на другой — Фула, с явным указанием на то, что речь идёт об одном и том же лице[84].
 Благодаря археологии мы располагаем также и другим текстологическим материалом. Присоединив Вавилонию и сделав её частью великой Ассирийской империи, Феглаффелласар III сохранил в точности всю процедуру вступления на вавилонский престол. Для завоевания симпатии и благожелательного отношения вавилонян он позволил им, кроме всего прочего, называть себя Фулом (или Фалохом), чтобы они считали, что у них есть как бы свой собственный царь. Это, по мнению археолога Фри, объясняет[85], почему в Четвёртой книге Царств (4 Цар.15: 19) Феглаффелласар именуется Фулом[86], а в различных клинописных текстах — Фалохом (Pulu)[87]. Следовательно, приходит к выводу Фри, археологические находки подтверждают абсолютную верность имени ассирийского царя Фула, жившего во времена израильского царя Менаима. Те же самые находкиобъясняют наличие двух имен у ассирийского монарха. Таким образом, Священное Писание и в данном случае отличается точностью.
 Совершенно верным оказывается также рассказ богодухновенного текста о взимании Менаимом денег с состоятельных граждан государства для уплаты дани Фулу. Каждый богатый человек внёс по пятидесяти сиклей (4 Цар. 15: 20). В настоящее время известно, что эта сумма была тогда средней ценой раба. Таким образом, Менаим оценил своих состоятельных граждан (которых должно было быть около 60000) как рабов, потому что речь шла о гарантиях его свободы! Событие имело место в 743 г. до н.э.[88] Феглаффелласар в своих «Анналах» рассказывает об этом следующее: «Что касается Менаима, я ниспроверг его, как снежный вихрь; он ускользнул, одинокий, как птица, и пал ниц к моим ногам. Я снова возвёл его на престол и сделал своим данником»[89]. Видимо, Менаим был захвачен в плен, а затем он был вновь восстановлен на престоле, став данником ассирийцев.
 Преемником Менаима являлся его сын Факия, убитый после двух лет правления собственным сановником (премьер-министром) Факеем. Последний был провозглашён восемнадцатым царём Израильского царства. В Священном Писании рассказывается, что в период правления Факея ассирийский царь Феглаффелласар III пришёл на север Израиля в Галилею и в землю Неффалимову и переселил жителей этих районов в Ассирию, т.е. захватил эти территории (4 Цар. 15: 22-29). Факей был известной личностью в истории Израиля. Он заключил союз с сирийским царем Рецином (греч. — Раассон, слав. — Расин. — Н.С.), данником ассирийского монарха с 743 г. до н.э., и попытался вторгнуться в Иудею. Имена Рецина и Факея, а также факт захвата Галилеи и пленения её жителей подтверждаются археологическими находками. На глиняных табличках и в «Анналах» Феглаффелласара сообщается: «Я сделал данниками (...) Резона (то есть Рецина) Дамасского, Менаима Самаритянского, Хирама Тирского... Я подчинил города Gal'za (Галаад), Абилакку, находящиеся на границе с Израилем («Домом Амврия»), (...) и большую Неффалимову землю на всей ее протяженности...»[90] Рецин Сирийский и Факей Израильский были союзниками и попытались насильно вовлечь в свой союз Иудейское царство. Они попробовали свергнуть с престола Ахаза и поставить царём некоего сына Тавеилова (Ис. 7: 6). Это имя также подтверждается археологией[91].
 После того как Факей и Рецин пошли на Иерусалим (4 Цар. 16: 5; 2 Пар. 28: 5-8), иудейский царь Ахаз в страхе призвал на помощь Феглаффелласара III. Двинувшиеся на запад ассирийцы обложили данью Иудею, Аммон, Едом и Моав, захватив одновременно в плен жителей Галилеи и Галаада (4 Цар. 15: 29). Тогда пала знаменитая крепость Асор, построенная Соломоном и позднее перестроенная Ахавом. После такого набега Израиль превратился в крошечное зависимое государство. Эти факты подтверждаются с помощью археологии. Израильский археолог Йигаэль Ядин установил, что метровый слой пепла, покрывающий руины стен Асорского акрополя, разбросанные обломки почерневших камней, из которых эти стены были построены, обугленные балки и разбитые на куски кровли — всё это свидетельствует об ожесточённости борьбы при набеге, предпринятом ассирийцами во времена Факея[92]. Одной из наиболее значительных находок было то, что на «гидриях (кувшинах для воды) и разбитых предметах было имя Факея, написанное древним семитским письмом. Таким образом, впервые имя одного из Израильских царей появилось зафиксированным на письме в Галилее»[93]. Всё это указывает на историческую достоверность богодухновенного текста.
 В 732 г. до н.э. Феглаффелласар III пошёл на Дамаск. В 4 Цар. сказано: «И пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир (город в Мидии), а Рецина умертвил» (4 Цар. 16: 9). Памятники ассирийской клинописи подтверждают этот факт. Феглаффелласар пишет: «Я схватил воинов (Рецина), сломал их оружие, захватил их коней, лучников и всех, кто носит щиты и копья. (Рецин), спасая свою жизнь, укрылся за стенами города (Дамаска). Его военачальники попали в плен и были повешены, а страна покорена. Я осадил Дамаск и запер его, как птицу в клетке»[94].
Одновременно (в 732 г. до н.э.) в Самарии произошёл проассирийский переворот, в результате которого Факей был убит, а на самаритянский престол взошёл сын Илы Осия (4 Цар. 15: 30). Осия также упоминается в текстах Феглаффелласара III, которыми располагают в настоящее время учёные. Ассирийский правитель пишет: «Они (израильтяне) свергли своего царя Факея, и я поставил им царём Осию»[95].
 Таким образом, благодаря предоставленным нам археологией клинописным надписям на камнях и глиняных табличках мы располагаем поразительным подтверждением исторической достоверности Священного Писания. После ассирийских набегов некогда сильное Израильское государство уменьшилось до пределов горы Ефремовой со столицей Самарией. Там правил Осия, но в течение очень недолгого времени. Много израильтян было убито, другие выселены в Ассирию. Южное государство (Иудея) оставалось пока целым, но оно фактически потеряло свою независимость и платило дань Феглаффелласару III. В скором времени ему также предстояло прийти в упадок.
 Историчность Саргона (4 Цар.17:6,24,26-27; Ис.20:1),
 пленение Израиля (4 Цар.17: 6,24)
 Дань, которую ежегодно выплачивал Осия ассирийскому царю, состояла из золота, стоимостью примерно в триста тысяч долларов, и серебра, стоимостью около двух миллионов долларов. Дань эта ложилась тяжким бременем на израильтян. Поэтому, едва только умер ассирийский царь Феглаффелласар III, Осия начал вести тайные переговоры с Египтом и просить у него помощи в деле освобождения от ассирийцев. Реакция Ассирии последовала незамедлительно. Новый ассирийский монарх Салманассар V (726 [или 728] - 722 гг. до н.э.), напав на Ханаан, взял Сихем и осадил Самарию. Царь Осия был захвачен за пределами города и уведён в плен ещё до падения Самарии. После трёхлетней осады город оказался в руках ассирийцев (722 г. до н.э.), и значительная часть израильтян была уведена в плен в Ассирию. 4 Цар. так повествует об этих событиях: «И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошёл царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал её в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию...» (4 Цар. 17: 4-6). В Священном Писании не указывается имя царя, взявшего Самарию, и ничего не говорится о смене ассирийских правителей, произошедшей во время осады Самарии. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, склоняются к мнению (правда, в этом всё ещё нет единства) о том, что осада началась при Салманассаре V, а закончилась при его преемнике Саргоне II. Похоже, что ни войско, ни жители Самарии не получили известия о смене предводителя в стане врагов[96]. Вне зависимости от расхождения во мнениях относительно имени царя, взявшего Самарию (некоторые говорят о фальсификации текстов, осуществлённой Саргоном, преемником Салманассара), археология предоставляет нам два важных текста, подтверждающих историческую достоверность сведений Священного Писания о падении Самарии.
 1.«Вавилонская хроника» упоминает о разрушении Самарии как о значительном событии, произошедшем в период царствования Салманассара V. Характерно, что в еврейском тексте Самария обычно называется Шомрон (в Септуагинте — Соморон), а в 10-м стихе четвёртой главы книги Ездры (еврейский текст) (в Септуагинте — II Ездры, в славянском — 1 Ездры) она именуется «Шамрайин». Точно такое же наименование мы встречаем и в «Вавилонской хронике». Пленные израильтяне были выведены в районы Ассирии — Халах, Хавор, Гозан (4 Цар. 17: 6; 1 Пар. 5: 26). Затем в подходящее время пленников доставили в Нимруд (то есть Калах) и Ниневию. Благодаря археологии мы располагаем черепками из этих двух городов, на которых упоминаются двадцать израильских имен, например Менаим, Осия и так далее[97].
 2. В одной из надписей Саргона описывается событие, о котором прежде знали лишь из Библии. Надпись гласит: «В первом году моего царствования я осадил и завоевал Самарию и увёл как добычу 27920 её жителей... Город я отстроил заново и лучше прежнего и поселил туда народ из захваченных мною земель. Правителем города я назначил моего военачальника, а на жителей наложил дань, обычную для ассирийских подданных»[98]. Соответствующие библейские сообщения в 4 Цар.17: 6,24 гласят: «В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию(...)» и «И перевёл царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых(...)» Относительно удивительного сходства этих сообщений израильский историк Моше Перлман отметил: «Как мы видим, были сделаны два сообщения: в летописи завоевателя и в летописи побеждённых, из которых каждое является почти точным отражением другого»[99].
 На памятниках Ассирийских Саргон высокомерно говорит о взятии Самарии: «Взглянул я на Самарию, и взял её»[100].
 Сходство между событиями, изложенными в Священном Пи­сании и в этих текстах, очевидно. Библия очень точно описывает именно ассирийцами впервые примененную тактику искоренения народа, которую в течение веков периодически использовали диктаторы и шовинисты. Целью ассирийцев было сломать всякое сопротивление и воспрепятствовать возрождению Израиля. Это была тактика варварского вытеснения и геноцида!..
 Несмотря на то что в некоторых стихах Священного Писания, повествующих о царе Ассирийском (возможно, имеется в виду царь Саргон), имя «Саргон» встречается в Библии всего лишь один раз (Ис. 20:1). Еврейский текст называет ассирийского царя Саргоном, а Септуагинта — Арна (Септуагинта даёт это имя с утратой первой буквы)[101]. Вплоть до 1843 года мы не располагали никакими другими историческими источниками, подтверждающими существование этого царя. Американский филолог Джек Финеган отмечает, что «в течение длительного времени» упоминание имени Саргона в книге пророка Исайи было «единственным во всех письменных источниках и литературе» . Специалисты по Ассирии отождествляли Саргона с Салманассаром или Сеннахиримом (Синаххерибом). В связи с отсутствием в исторических текстах имени Саргона, некоторые сомневались в самом существовании этого царя[102]. Тем не менее после 1843 года не осталось никаких сомнений в том, что ассирийский царь Саргон был реальной исторической личностью. В результате раскопок, произведённых французом Полем Эмилем Ботта в Мосуле и Хорсабаде (примерно в 22 км к северу от местонахождения древней Ниневии), был обнаружен большой укреплённый дворец Саргона. Ранее была раскопана огромная крепость Саргона[103]. Французские, а затем и английские археологи на месте крепости и дворца Саргона извлекли из земли громадные статуи, фрагменты колонн и множество табличек с рельефами и текстами «Анналов». Всё это стало ценнейшим материалом, который пополнился благодаря обнаружению в Ниневии богатой библиотеки Ашшурбанипала. Спустя десятилетия удалось прочитать тексты, сохранившиеся на этих памятниках, и наука ассириология, пребывавшая до тех пор в зачаточном состоянии, начала быстро развиваться. В то же самое время свидетельства, предоставленные ассирийскими памятниками, одно за другим подтверждали историческую достоверность Священного Писания. «Правители, города, войны и истории, до того времени известные только из Ветхого Завета, становились реальностью»[104]. Среди всего прочего были обнаружены и тексты Феглаффелласара III (или Фула) и Саргона II, повествующие об их походах в Сирию и Палестину с целью захвата Самарии. Эти находки, ставшие достоянием не только археологов, но и всех университетов, институтов, государственных и богословских школ и духовных семинарий, ценны ещё и потому, что с их помощью «легко можно дополнить Священное Писание доступным многостраничным иллюстрированным комментарием»[105]. Всем этим — проведением археологических исследований, обогащением музеев ценнейшим просветительским материалом и сокровищами[106] — мы обязаны Священному Писанию. Именно оно подтолкнуло учёных к подобным исследованиям. В ассирийских текстах впечатление производит то, как рассказывается в них о взятии Самарии. Кайгер пишет: «Ассирийский автор описывает покорение одного из самых значительных городов в истории лаконично и равнодушно. Для него Израильское царство было не более чем одним из сотен незначительных окраинных (удалённых от центра) государств, а столица этого царства (Самария) — одним из тысяч не вызывающих особого интереса городов, которые следует подавить, ограбить, а затем растоптать и уничтожить... Что касается самих израильтян, то они не считали падение Самарии делом рук Саргона, имени которого они даже не сочли достойным упоминания, полагая, что Самарию за вероотступничество и злодеяния погубило Провидение Господне в назидание будущим поколениям»[107].
 Говоря о библейском описании уничтожения ассирийцами непокорного Северного царства Израиль (4 Цар,17: 6-18) археолог Кэтлин Кеньон комментирует: «Может возникнуть подозрение, что здесь есть преувеличение». Но так ли это? Она добавляет: «Археологические свидетельства падения царства Израиль рисуют картину ещё более яркую, чем библейское сообщение.(...) Полное уничтожение израильских городов Самария и Асор, а также разрушение Мегиддо - это достоверное подтверждение того, что писатель [Библии] не преувеличивал»[108].
 К вышесказанному нужно добавить следующее: прекрасный укреплённый город Самария стал мерзок иудеям, а слово «самарянин» превратилось в ругательство. Иудеи презрительно высказывались о самарянах и не желали вступать с ними в какие-либо отношения (Иоан. 4: 9). Тем не менее Господь вернул слову «самарянин» его первоначальное значение. О прекрасном поступке жителя этого города рассказывается в одной из наиболее глубоких притч Нового Завета, повествующей о любви к ближнему (Луки 10: 30-37).
 Итак, Северное царство пало! Его десять колен были либо истреблены в борьбе с ассирийцами, либо ассимилированы пришлыми народами... Пёстрая разнородная толпа жителей Самарии перестала называться избранным Богом народом. Эти люди стали именоваться «самарянами»!..
 Ср.4 Цар.17: 6-23 с Втор.28: 15-68
 Из ассирийского плена 10 колен так никогда и не возвратились в Палестину. Остаток народа Иудейского возвратился при Зоровавеле, Ездре и Неемии. Из 10 колен [названных в исторических книгах и у пророков после разделения царства Соломона «Израилем», а также «Ефремом» обратно вернулись лишь единицы. Всенародному возвращению ещё предстоит исполниться. В последнее время наблюдается этот процесс.
Историчность 10 еврейских царей
 Ассирийцы разрушили Израильское царство. Исторические записи этих событий, сделанные самими ассирийцами, недавно были обнаружены. В этих записях упоминается 10 еврейских царей: Амврий, Ахав, Ииуй, Менаим, Факей, Осия, Азария, Ахаз, Езекия, Манассия. Многие из этих сообщений подтверждают правдивость Библии.
 Ассирия
 Политика ассирийцев состояла в том, чтобы покорённые ими народы переселять в другие земли, уничтожить их национальное сознание, чтобы таким образом легче ими править. Сами ассирийцы были весьма воинственным народом. В то время все народы были грабителями, а ассирийцы были самыми худшими из них. Своё государственное благополучие они строили на награбленном имуществе других народов. Их поведение с пленными было весьма жестоким. Они сдирали с живых людей кожу, отрезали у них руки, ноги, нос, уши, вырывали глаза, язык и сбрасывали груды человеческих черепов и костей для устрашения других.
 Ассирия была основана ещё до 2000 г. до н.э. переселенцами из Вавилона. Она многие столетия была управляема Вавилоном и часто с ним соперничала. Приблизительно в 1300 г. до н.э. Салманассар I сбросил вавилонское иго и стал править всею долиною Евфрата. С этого времени начался упадок Ассирии. Тиглатпаласар I (1120 - 1100 гг. до н.э.) снова сделал Ассирию великим царством. Затем наступила опять золотая эпоха Ассирии, во время которой она развилась в мировую империю при царствовании следующих царей:
 Ашшур-насирпал II (885 - 860). Воинственный и жестокий. Спаял ассирийцев в наилучшую боевую машину древнего мира.
 Салманассар III (860 - 825). Первый ассирийский царь, вступивший в войну с Израилем. Ахав вёл с ним войны. Ииуй платил ему дань.
 Шамши-Адад V (825 - 808). Адад-нерари (808 - 783). Салманассар IV (783 - 771). Ашшур-дан (771 - 753). Ашшур-нерари IV (753 - 747). Падение.
 Тиглатпаласар III (747 - 727). Фул было его особое имя. Он увёл Северный Израиль в плен (734 г. до н.э., см. Ис.7).
 Салманассар V (727 - 722). Он осаждал Самарию и умер во время осады.
 Саргон II (722 - 705). Закончил разрушение Самарии и пленение Израиля. За 2 тыс. лет до него в Вавилоне был царь Саргон I.
 Синахериб (Сеннахирим, 705 - 681). Царь Ассирии, известный более других. Поражён Ангелом Господним у Иерусалима. Сжёг Вавилон (см. 2 Пар. 32).
 Асархаддон (Асардан, 681 - 668). Восстановил Вавилон. Покорил Египет. Был одним из величайших царей Ассирии.
 Ашшурбанипал (668 - 626). (Сардонапал, Оснаппер). Разрушил Фивы. Собрал огромную библиотеку. Был сильным, грубым, образованным царём.
 Ашшур-этель-илани, Син-шар-ишкун (Саракос) (626 - 607). В этот период жестокая империя пала, будучи окружённой скифами, мидянами и вавилонянами.
 Южное царство (Иуды)
 В то время как в 722 г. до н.э. царство Израиля потеряло независимость, царство Иуды сохраняло её до 586 г. до н.э. Современная археология может предоставить нам довольно убедительный материал и о царстве Иуды. Ветхий Завет повествует о том, что на пятом году царствования Ровоама фараон Египта Сусаким (Шешонк) III вторгся в Палестину. На барельефе Победы в храме Карнака (Египет) Сусаким III действительно упоминает множество иудейских городов, так как это вторжение было гораздо более масштабным, чем о том сказано в Ветхом Завете (4 Цар. 14: 25. 2 Пар. 12: 3). В последнем сообщается, что в войске Сусакима были ливиане (ливийцы), троглодитяне (сукхиты) и ефиопляне (эфиопы) (2 Пар. 12: 3). До 1904 года название «троглодитяне» (троглодиты) оставалось загадкой. Но в 1904 г. немец Шпигельберг идентифицировал эту народность. Троглодиты, по Шпигельбергу, известны из египетских текстов с XIII в. до н.э. как «джукту», или «джуктен»; они были вспомогательной военной силой — легковооруженными разведчиками, вероятно, ливийского происхождения. Это открытие было забыто вплоть до недавнего времени, когда археологи Гардинер и Олбрайт подтвердили мнение Шпигельберга[109]. У археологов имеется также убедительный материал, проливающий свет на сооружение крепости Гаваа. Благодаря табличкам из Рас-Шамры мы можем хорошо понять смысл реформ, проведенных Асой (царём Иудеи), о которых сказано в Ветхом Завете: Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукана Астарты (З Цар.15: 12-13). Эти обряды и празднества идолопоклонников, как сообщают нам тексты из Рас-Шамры, были не просто идолопоклонническими, но преимущественно оргиастическими; к тому же еврейский текст рассказывает о иеродулах (храмовых проститутках) и содомитах. А Астарта была почитаемой богиней хананеев. Во время царствования Иосафата, современника Амврия (царя Северного царства), наиболее интересным событием, которое подтверждается археологией, была реконструкция большого портового города Ецион-Гавера (слав. — Асеон Гавер. — Н.С.), уничтоженного пожаром во время царствования Ровоама. Ветхий Завет пишет, что Иосафат построил множество кораблей в Фарсисе, чтобы они плыли к Офиру (в греч. тексте — Софира), но этот флот потерпел крушение во время шторма у гавани Ецион-Гавера (3 Цар. 22: 49). Раскопки Нельсона Глюка доказали, что второй город Ецион-Гавер датируется временем царствования Иосафата[110]. То, что Иосафат был одним из самых деятельных правителей Иудеи, видно ещё и потому, что, помимо восстановления Ецион-Гавера и строительства большого флота, при нём Вирсавия стала самым процветающим городом района Негев. Кроме того, археологи раскопали и другие поселения, которые были возведены в то время в северной части Негев и в пустыне на севере Иудеи, как сказано в Ветхом Завете, — домы и грады крепки, построенные Иосафатом в Иудее (2 Пар. 17: 12). Это подтвердили раскопки «Соляного города», в котором через несколько веков предстояло поселиться общине ессеев[111]. В течение шести лет правления в Иудее Гофолии, матери Охозии (4 Цар. 8: 26), возобновилась экспансия мерзких хананейских языческих культов. Особенное почитание оказывалось Ваалу, верховным жрецом которого был Маттан. Имя Маттан - хананейское, с характерным окончанием «ан». Это подтверждается множеством обожжённых глиняных табличек, найденных археологами в последние годы[112]. Очевидно, что Маттан был хананеем, которого пригласила царица Гофолия, чтобы внедрить чувственный культ хананеян, свидетельства о котором найдены в замечательных архивах из Рас-Шамры (Угарита)[113]. С восшествием Озии на трон южного царства государство Иудея вступает в период процветания (VIII в. до н.э.). В Четвёртой книге Царств (15: 1-7) даются очень краткие сведения об Озии, или Азарии; гораздо более подробно о нём рассказывается во Второй книге Паралипоменон (26: 1-23). Недавние раскопки в южной части Иудеи, в пустыне Негев, подтвердили правдивость сведений, предоставляемых Второй книгой Паралипоменон. Археологи отметили расширение площади расселения иудейского народа в том районе, зафиксировали строительство городов, крепостей и поселений, обнаружили находки, свидетельствующие о передислокации армии. Как показывают исследования археолога Глюка, в то время область Негев процветала. Это было место оживлённой транзитной торговли между побережьем и внутренней частью Аравии. У Озии в то время были хорошо налаженные связи с арабами[114]. Он, уже в третий раз по счету, отстроил Ецион-Гавер. Впервые в истории Ецион-Гавер принял облик настоящего города; он перестал быть просто укреплённым зернохранилищем. По глиняной посуде, найденной на месте города, определили, что третий Ецион-Гавер датируется временем правления Озии. Археологи предполагают, что найденное ими погребение с арамейской надписью содержит останки царя Озии. Это погребение находилось не в царском некрополе, а на древнем кладбище у подножия горы Елеон. Озия был погребён в таком странном месте, потому что он, как повествует Ветхий Завет, был наказан Богом проказой, так как дерзнул присвоить себе священнические права. Как прокажённый, он лишился царской власти и удалился, в соответствии с иудейским законом, в особое жилище, где провёл остаток своих дней, совершенно изолированный от остального мира (2 Пар. 26, 16-23)[115]. Во время царствования Ахаза Иудея поддерживала опасные связи с Ассирией. Ахаз, чтобы дать отпор израильскому царю Факею и сирийскому царю Рецину, позвал на помощь ассирийцев, несмотря на то что пророк Исайя дал ему другой совет (Ис. 7: 1-9). Отъезд Ахаза в Дамаск, чтобы поклониться ассирийскому правителю и стать его вассалом, способствовал тому, что Ахаз подвергся влиянию культа ассирийцев и в ре­зультате построил в Иерусалиме жертвенник, подобный тому, какой ассирийцы поставили в Дамаске (4 Цар.16: 7-11). В «Анналах» ассирийского царя Феглаффелласара, которые рассказывают о его победах и где приводится список народов, ставших его данниками, имя Ахаз упоминается как «Иоахаз» (в другой транскрипции): «...Я принял дань и от Яухази (то есть Иоахаза) из Яу-даи (то есть Иудеи)», — пишет ассирийский правитель. В том же списке перечисляются имена царей Эдома, Моава, Газы, Аскалона и Аммона. Это все были соседние с Иудеей страны, что указывает на обширность территории, подвергшейся вторжению ассирийцев[116]. Священное Писание порицает Ахаза, так как он поддался влиянию восточных культов. Сообщение Священного Писания о том, что Ахаз «провёл своего сына через огонь» (согласно толкованию некоторых, принёс его в жертву всесожжения идолам) по мерзким обычаям других народов (4 Цар. 16: 3), подтвердилось находками археологов, согласно которым бог Молох (Мулюк, или Малик) широко почитался в странах к востоку от Палестины[117]. Существование богини Адрамелех, о которой говорится в Ветхом Завете (4 Цар. 17: 31), в настоящее время также нашло подтверждение у археологов. Адрамелех, по свидетельству ученых, почиталась в Сирии как Адад-Милки народами, которые жили к востоку от Палестины и которые ассирийцами поселены были в Самарии после изгнания израильтян. Кроме того, согласно археологическим находкам на севере Месопотамии мы имеем сведения о человеческих жертвоприношениях богу Ададу. Эти данные относятся к Х-VII вв. до н.э. Археолог Томпсон, изучив эти факты, написал: «Если мы точнее хотим понять религиозные обряды Ахаза, то должны обратить внимание на эти открытия археологов»[118].
Главы 18-25 говорят об оставшихся 9 царях Иуды от Езекии до Седекии (об этих царях см. во 2 Пар.29-36).
 Вторжение Сеннахирима в Иудею (2 Пар.32: 1), во время которого он покорил «укреплённые города Иуды» (4 Цар.18: 13) и осаждал Иерусалим (4 Цар.18: 17), но не покорил и вернулся обратно в свою землю (4 Цар.19: 35,36);
 описание сцены переговоров (4 Цар.18: 17-36)
 Кандидат исторических наук пропагандист атеизма М.Рижский пишет: «В 701 г. преемник Саргона II на ассирийском престоле Сенахериб вторгся в Сирию. Был захвачен Сидон и другие финикийские города (кроме Тира), разбиты и признали над собой власть Ассирии ближайшие соседи Иуды: Амон, Моав и Эдом. После осады был захвачен филистимский город Аскалон. Но в Иудее Сенахериб встретил сильное сопротивление. Затянулась осада ассирийцами укреплённого города Лахиша. Готовился к осаде также Иерусалим: были укреплены стены города и построена вторая стена, пополнялись запасы оружия и пищи, нехватки воды можно было не бояться, внутри города были обильные источники. Сенахериб, по-видимому, оценил сложность осады и попробовал добиться покорности путём переговоров. Для этого ещё во время осады Лахиша к Иерусалиму был направлен рабсак (ассирийский высокий военный чин) с целой свитой. Ассирийские послы остановились под стенами города, и сюда к ним вышли уполномоченные Езекии. Описание сцены переговоров великолепно по своей жизненности (Ис.36; 4 Цар.18; 2 Пар.32)»[119].
 Записи этого набега, по словам самого Сеннахирима, найдены на глиняной призме. Призма хранится в музее Восточного института, в г.Чикаго (США). На ней написано: «После того как царь Иудейский Езекия не покорился моей власти, я победил 46 его укреплённых городов и меньших городов без числа. Я применил стенопробивные тараны, машины, подкопы, проломы в стенах, топоры, и я осадил и взял города. 200 150 человек населения простых и знатных, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, волов, овец без числа я взял в добычу. А Езекию я запер в Иерусалиме, его столице, как птичку в клетке. Я построил ряд укреплений против него и изгнал всех, кто вышел из ворот его города. А его города, которые я покорил, я отдал царям Азота, Екрона и Газы».
 Ни один из ассирийских царей не решился бы записать своё поражение, какое потерпела армия Сеннахирима у стен Иерусалима (4 Цар.19: 35-36), а потому Сеннахирим ничего не говорит о взятии Иерусалима. Факт этот подтверждает правдивость библейского рассказа о поражении Сеннахирима.
 Английский археолог Стречей обнаружил в районе Лахиса массовую могилу, в которой находились две тысячи мужских скелетов.
 Об отступлении от Иерусалима армии Сеннахирима написано и у Геродота.

 Источники автора:
[83] См.: Horner J. Biblical Chronology//Proceedings of the Society of Biblical Archaeology,1898,p.237. Цит. по: Free J.P. Archaeology and Bible History. Wheaton-Illinois,1954,p.196.
[84] См. перевод этих надписей в статье: Thiele E.R. The Chronology of the Kings of Judah and Israel//Journal of Near Eastern Studies.T.II,N3. July,1944,p.155-156.
[85] Free J.P. Op.cit.,p.197.
[86] Olmstead A.T. History of Assyria. N.Y.: Scribner's,1923,p.181.
[87] Burrows M. What Nean These Stones? N.Haven: American Schools of Oriental Research,1941,p.102.
[88] См.: Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd,1973,p.133. Thiele E.R. Op.cit.,p.156-163.
[89] Pritchard J.B. The Ancient Near East. Vol.I. Princeton,1973,p.194.
[90] То же,p.193-194.
[91] Thompson J.A. Op.cit.,p.134.
[92] См. статью Й.Ядина в журн.: «Biblical Archaeology»,N20 (1957),p.34-37,39-40.
[93] Keller W. (Вернер Келлер) «Библия как история» (греч.), афинское изд. 1968 г., стр.336.
[94] (Афинское издание 1958 года. Этот сайт не воспроизводит греческий алфавит.)
[95] Pritchard J.B. Op. cit.,p.194.
[96] Подробнее см.: Free J.P. Op.cit.,p.199-200. Thompson J.A. Op.cit.,p.134,135. Vos H.F. An Introduction to Bible Archaeology. Moody Press, Chicago, 1959,p.85.
[97] Segal J.B. An Aramaic Ostracon from Nimrud//Irak,19,1957,p.139-145. Кроме того, см. статью У.Олбрайта в журн.: «Bulletin of the American Schools of Oriental Research», N149, 1958,p.33-36.
[98] Pritchard J.B. Op.cit.,vol.I,p.284,285,195.
[99] Моше Перлман, Digging Up the Bible,1980,p.85.
[100] См.: Layard, «Nineveh and Babylon»,p.148.
[101] (Источник на греческом. Этот сайт не воспроизводит греческий алфавит.)
[102] Olmstead A.T. Op.cit.,p.282.
[103] Finegan J. Light from the Ancient Past. Princeton: Princeton: Princeton University Press,1946,p.174. Hilprecht H.V. Explorations in Bible Lands During the 19th Century. Philadelphia: Holman,1903,p.86.
[104] Keller W. Указ. изд.,стр.342.
[105] Keller W. Указ.изд.,стр.343.
[106] См.: Breadsted J.H. The Oriental Institute. Chicago: University of Chicago Press,1933,p.368.
[107] Caiger S.L. Bible and Spade.,p.148-149. Цит. по: Vos H.F. An Introduction to Bible Archaeology. Moody Press, Chicago,1959,p.86.
[108] Kathleen M.Kenyon. The Bible and Recent Archaeology. 1978,p.97.
[109] Kitchen K.A. Ancient Orient and Old Testament. The Tyndale Press,L.,1966,p.159.
[110] Thompson J.A. Op.cit.,p.138-139.
[111] См.: Cornfeld G., Freedman D.N. Archaeology of the Bible: Book by Book, Harper and Row Publishers, San Francisco,1976,p.126.
[112] Albright W.F. The Archaeology of Palestine and the Bible. N.Y.,Revell,1935,p.127.
[113] См.: Thompson J.A. Op.cit.,p.139.
[114] Thompson J.A. Op.cit.,p.139.
[115] См.: Cornfeld G., Freedman D.N. Op.cit.,p.127.
[116] См.: Thompson J.A. Op.cit.,p.141-142.
[117] См.: Albright W.F. Op.cit.,p.163.
[118] Thompson J.A. Op.cit.,p.142.
[119] Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: «Политиздат»,1987, стр.138,139.