Осе Минде. Страдание- Искусство как архитектор душ

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Осе  Минде
 ИСКУССТВО КАК АРХИТЕКТОР ДУШИ,. Искусство, безумие и терапия, М, 2014
Ase Minde. Kunsten som sjelens  arkitekt. Kunst. galskap og terapie, Oslo, 2000, Gyldendal  Akademisk
Фрагменты из книги приводятся с разрешения автора

   От переводчика: Гениальность и безумие  часто стоят рядом  и  в бытовом сознании и  как предмет изучения в сфере психиатрии и психологии. Занимает   эта тема также и исследователей  в сфере литературоведения и культурологи.
    Осе Минде ; специалист по арт-терапии, практикующий психотерапевт . Она - автор  книг « Терапия с помощью  искусства » и «Терапия с помощью   драматического искусства «( в соавторстве с Сью Йеннингс ), а также  исследования « Из кокона выходит  бабочка »( в соавторстве с Унни Сторенг ). В настоящее Осе Минде возглавляет   клинику для пациентов  с нарушениями   пищевого поведения в Осло.
    Осе Минде  убеждена, что искусство  способно  исцелить душу и  сделать нашу жизнь гармоничной. В 2017 году Осе Минде  была удостоена  Королевской медали за заслуги  перед отечеством.



СТРАДАНИЕ
А ты
Возьми да вылечи ее. Придумай,
Как исцелить недужное сознание,
Как выполоть из памяти печаль,
Как письмена тоски стереть в мозгу
И снадобьем ей дай забвенье, сняв
С ее груди отягощенной тяжесть,
Налегшую на сердце.
 
Макбет, акт У, сцена 3, 1) Здесь и далее Сноска перевод М.Лозинского, собрание сочинений Шекспира в восьми томах, М, Искусство, 1960
 
   Приведенная цитата содержит слова Макбета, обращенные к доктору, которого он просит излечить леди Макбет, персонаж одноименной трагедии Шекспира, которая как и многие другие герои драм Шекспира показывает, что против безумия нет средства. Причиной душевной травмы леди Макбет является чувство вины, которое мучает ее, она совершила убийство ради того, чтобы расчистить дорогу к трону. Она не может отмыть свои руки от крови и  уходит от страшной правды, погружаясь в безумие. Все события в пьесе Шекспира происходят вечером и ночью, действие в них связано с темными делами, с теневыми сторонами человеческой натуры. В начале пьесы Макбет представляет собой благородную, одаренную фантазией личность, но постепенно его характер изменяется. Подстрекаемый женой, женщиной с сильным характером, он идет по пути кровавых преступлений. Его склонность к фантазиям погружает его в мир галлюцинаций. Супружеская чета Макбет становится одержимой алчностью и безудержной жаждой власти. При этом Шекспир не освобождает их от ответственности за свои поступки. На примере Макбета великий драматург дает нам глубокий анализ души человека, находящегося в состоянии внутреннего бунта. Несмотря на то что личность Макбета ужасает нас, какой-то отклик она явно находит в  людях, ведь этот образ затрагивает нечто такое, глубинное в нас, что мы не осмеливаемся выставить на дневной свет. Его образ наглядно демонстрирует, к чему приводят злоба и алчность и как человек, который не желает смотреть правде в глаза, оказывается в плену собственной душевной боли. В конце концов он оказывается роковым образом обреченным на страдание.
В пятом акте, сцена 5, он узнает о смерти своей жены. В одном из своих монологов он говорит:

Чтоб умереть ей хоть на сутки позже!
Не до печальной вести мне сегодня.
Так в каждом деле. Завтра, завтра, завтра --
А дни ползут, и вот уж в книге жизни
Читаем мы последний слог и видим,
Что все вчера лишь озаряли путь
К могиле пыльной. Дотлевай, огарок!
Жизнь – это только тень, комедиант,
Паясничавший полчаса на сцене
И тут же позабытый; это повесть,
Которую пересказал дурак:
В ней много слов и страсти, нет лишь смысла.
 
(Макбет, акт 5, сцена 3)

Макбет рассуждает о том, что жизнь коротка, как вспышка света. Любая жизнь, как и комедиант, забыта напрочь уже через два часа после паясничанья на сцене. Вопрос «быть или не быть» занимает очень многих  героев Шекспира, так он поставлен в «Гамлете» и в подведении жизненных итогов Макбетом.
Далее в данной главе мы увидим на примерах Эдварда Мунка и Фриды Калло, каким образом жизнь и творчество художника могут показать нам амбивалентность взаимоотношений между Бытием и Небытием. Физические страдания и потеря близких явились движущей силой их творчества. Искусство Мунка и Калло иллюстрирует не только амбивалентность взаимоотношений Бытия и Небытия, но и возможность внести некую упорядоченность в нашу жизнь, чтобы мы --в противоположность Макбету видели в ней смысл, несмотря на то, что ее можно воспринимать, лишь как краткий миг.
Когда мы переживаем какие-то травмирующие впечатления, какие-то несчастья: предательство, преступное посягательство, разбойное нападение,  мы начинаем чувствовать, что наши представления о жизни терпят крах. Наша первая, немедленная реакция обычно бывает такой: нет, этого не может быть. Мы не хотим воспринимать произошедшее, мы хотим вернуться в тот мир, который существовал для нас до случившегося. Прежнее внезапно исчезает. Так, например, потеря близкого человека глубоко затрагивает нашу внутреннюю суть. Она ставит нас перед фактом, что все мы смертны, мы начинаем думать о небытии и что жизнь это лишь краткий миг. Пожалуй, осознание факта небытия-- самая ужасная из всех наших мыслей. Небытие есть конец нашего существования. Поэтому мы часто отчаянно цепляемся за картины прошлого. Но при этом, как герои «Макбета», пытаясь уйти от боли, мы оказываемся привязанными к ней. Эти картины становятся навязчивыми, одно и то же прокручивается в нашем сознании. Они преследуют нас в душе, за завтраком, в автобусе, на работе. Человек может стать одержимым какими-то навязчивыми повторяющимися действиями, потому что мы не можем принять реальность вокруг нас. Когда мы отвергаем правду, мы оказываемся привязанными к боли, становимся пленниками скрытой ненависти к правде, как это произошло с леди Макбет, она не могла принять правду и предпочла покончить с собой.
В наше время есть тенденция рассматривать депрессию как нечто чуждое, постороннее в нашей жизни. Но ведь депрессия – это совсем не то, что нужно удалить, как опухоль. В жизни есть и радость и горе, и в целом жизнь – это борьба. Единственное, в чем мы можем не сомневаться, – это то, что мы умрем,  и при этом смерть далека и мы боремся против ее приближения Отрицать смерть  --это то же самое, что отрицать жизнь и развивать страх перед ней.
Амбивалентность, двойственность взаимоотношений между Бытием и Небытием заставляет нас как бы постоянно находиться на баррикадах и бороться против боли, которая ведет нас к небытию. И в этой пограничной области и находится энергия творчества. Если мы прекратим искать спасения в бегстве, станем способными погрузиться в боль и хаос, то обретем свободу стать аутентичной, подлинной личностью. С точки зрения Хайдеггера, единство Бытия и Небытия и есть подлинное существование, экзистенция. Наше отношение к смерти, небытию играет главную роль в том, как мы проживаем свою жизнь:» Экзистенция имеет приоритет перед эссенциализмом». 1)Сноска Эссенциали;зм (от лат.  essentia — сущность) — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств.
Образ жизни человека представляет собой нечто заранее предначертанное в соответствии с той культурой, в которой мы рождены. Что касается экзистенции. нет ничего предопределенного. Экзистенциалисты верили человек может формировать себя сам. Киркегор утверждал, что когда мы делаем свой выбор, то исходим не из бытия, эссенции, а из экзистенции.
Искусство позволяет нам приблизиться  к боли. Но искусство при этом может быть и бегством от действительности. Сейчас мы с вами на следующем клиническом примере увидим, как в своем стремлении отринуть правду человек оказывается пленником  навязчивых повторяемых действий, стал пленником собственной жизни.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ:МЁРТВЫЕ ГЛАЗА

Лет двадцать пять назад, когда я изучала арт-терапию в Англии,  проходила практику в большой психиатрической клинике; в то время там находилось множество пациентов, которые практически оставались в этом заведении в течении почти всей своей жизни. Они поступили сюда в молодости, и даже при улучшении их состояния(поскольку отсутствовала возможность наблюдения за ними и ухода как со стороны медучреждений, так и родных) не могли вернуться домой.
Один из пациентов, мужчина, пристрастился к живописи. Он писал исключительно портреты либо членов королевской семьи, либо врачей, медсестер и нянечек, работавших там. Он находился в психиатрической больнице уже более двадцати лет, и медицинский персонал поддерживал его занятия живописью. Ему даже был выделен отдельный маленький домик на территории больницы, который он использовал как студию, где и ночевал.
Сотрудники полагали, что как арт-терапевт, я должна была проявить особый интерес к его картинам. Никогда не забуду своего первого впечатления, когда меня привели в это помещение. Здесь все стены с пола до потолкам были увешены портретами. Портреты разных людей, но что-то у них было общее, и я поняла -- глаза, их выражение. Совершенно безжизненные, мёртвые глаза смотрели на меня отовсюду, независимо от того, в какой части этого помещения я находилась. Мне казалось, что я могу потерять сознание. Потом я вновь испытала ощущение, когда из беседы с персоналом отделения узнала, что пациент был помещен в клинику после того как задушил свою мать. И вот в течении двадцати лет он искупал свою вину, нес наказание: отовсюду его преследовал ее взгляд, круглые сутки она смотрела на него, одетая, как английская королева, или медсестра. Этот пациент отвергал правду. Он был одержим повторяющимися действиями, пытался на своих портретах воскресить свою мать. Сотрудники больницы считали, что они оказали ему большую услугу тем, что предоставили ему отдельный домик, который он использовал и как жильё и как мастерскую художника. Но в этом домике круглые сутки царила смерть. Из под его кисти все выходило безжизненным. Предоставленный самому себе, он терял жизненные силы в этой мастерской, которая стала для него тюрьмой. Ему не удалось подобно Мунку и многим другим художникам, преобразовать свое чувство утраты и свою боль. Этот английский пациент пытался с помощью искусства воскресить свою покойную мать, а сам на долгие годы оказался вблизи смерти.