Неанд. Певчий Гад. Четвёртый короб. 33

Вячеслав Киктенко
33.
Три Главных точки в истории России. И все уводят в глубокую древность. Революция 1917 г.– только их следствие.
Первая точка, ближняя точка – Раскол. К нему всё чаще подбираются, но упираются лишь в обрядовые разногласия  – хождение посолонь или наоборот, двуперстие или «щепотничество», поклоны поясные или земные… Фелиокте, Учение о Троице.
Ну и в неточности перевода, конечно, упираются. Дальше копать опасно.
Житейская и державная суть Раскола проще, страшнее. Это суть доминирования. – Церкви, Государства, геополитики. Византийские книги сыграли тут лишь роль детонатора. С обрядами вопрос бы уладили, да не только в них дело было!

***
Старообрядцы…
Тема эта, память эта глубоко затаённо болит в каждом русском человеке…
Ещё бы!
Более десяти миллионов сильных русских людей было загублено за годы гонений на старообрядцев! По тем временам огромная часть населения России...
Словно некое сумасшествие сошло на русских же людей – царей и владык, ради буквы, ради византийских тонкостей церковного обряда ссылавших вместе с семьями миллионы русских людей. Иногда и казнивших.
А ведь это были самые сильные люди России!
Нередко предпочитали сжигать себя в избах, только бы не подчинить высокое низкому – не отдать под пяту государеву самое высокое, что даровано Богом – Святую Веру.
Православная церковь смирилась и отдалась под государеву  власть. В итоге русское осталось единым: хорошо это или не очень – с позиций сегодняшнего дня толком не рассудить. Но нельзя не сказать и о том, что в иные века Государство Российское достигало небывалого в мире могущества.
И вот тут понимаешь: гонение на старообрядцев никакое не сумасшествие. Это Державная Воля. Стремление выстроить единую великую Державу – любой ценой! Даже ценой непомерных, а со временем, кажется, и необъяснимых жертв. Будь желание и добрая воля власть имущих, в конце концов с обрядовыми тонкостями всё уладилось бы, да и не в них по сути крылись корни русской трагедии, не в спорах о двуперстии или троеперстии (на первых иконах Христос – с двумя перстами), не в хождении посолонь, или наоборот. Причины были иного, более жёсткого и вовсе не конфессионального свойства...
Цари прекрасно осознавали: дай волю старообрядцам, и они – непьющие, некурящие, работящие – за короткое время, даже в меньшинстве своём по отношению к большинству, обретут такую силу и самостоятельность, никакая власть не указ. Поднимут собственное дело, освоят промышленность, как тяжёлую, так и
лёгкую, станут землевладельцами, хозяевами земли, настоящими собственниками, а там…
А там, глядишь, единое государство, мучительно собиравшееся веками, окажется расколотым на пять, шесть, семь земель...

***
Да, это были бы самостоятельные, вроде бы отдельные земли, но – и вот тут главное: это были бы русские, сильные, славянские земли. И Россия вместе с ними осталась бы единой. А вот государство в прочнейшей паутине чиновничества, возглавляемой центровым пауком… какова была бы его судьба? За государство, пусть даже с его вековечным самодурством и барством, боролись веками. Зачем боролись? С какой целью? – или само-целью? – логикой не объяснить. Боролись и всё. И создали его, великое государство. А тут, понимаешь ли, само-стоятельные люди противятся, свои понятия о вере, о жизни, о справедливости, о собственности имеют…
Это угроза. Следует упредить. И – упредили…
***
Сердце болит, как только представишь, сколько крови, сколько здоровых корней, чистых жизней загублено. И загублено совершенно сознательно, с целью сохранения единого Государства.
Трудно сейчас рассудить – кто был прав: сильное, солидарное меньшинство старообрядцев, или же рыхловатое большинство. Да и невозможно истинно рассудить, понять изнутри, а не с нынешних позиций суть тех конфликтов, борений, противостояний.

***
Но вопрос-то остаётся: а попустил бы «гордый внук славян» беспредел чиновничества, воровства и разграбления России 20-го века? Да и 21-го тоже. Дай волю старообрядцам – сложился бы мощный класс настоящих собственников, а не подневольных людишек. Ведь даже при всех гонениях, именно из старообрядцев вышли самые богатые люди России, в основном купеческого сословия: Мамонтовы, Морозовы, Бугровы, Рукавишниковы, Третьяковы…
Да, это наверняка был бы класс, это было бы общество вольных, самостоятельных людей, пусть и разбросанных республиками или землями по необъятной территории, но ведь родственных, родных, своих! С родными – для всех! – песнями, пословицами, поговорками, понятими…
А вот ныне, в ослабленном, «кризисном» виде такая «полифония земель» просто опасна. Здесь конец Государства. На земли возможно делиться лишь будучи в силе, как тогда – при мощных, многодетных, работящих старообрядцах, пусть даже бывших в меньшинстве. И – при малопьющем в целом, тоже работящем большинстве.
А теперь… что теперь? Исторический момент упущен. Возможно, безвозвратно. Но как-то не принято об этом говорить ныне, страшная тема…