Осе Минде. Сюрреализм и психотерапия

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Осе  Минде
 ИСКУССТВО КАК АРХИТЕКТОР ДУШИ,. Искусство, безумие и терапия, М, 2014
Ase Minde. Kunsten som sjelens  arkitekt. Kunst, galskap og terapie, Oslo, 2000, Gyldendal  Akademisk
Фрагменты из книги приводятся с разрешения автора

   От переводчика: Гениальность и безумие  часто стоят рядом  и  в бытовом сознании и  как предмет изучения в сфере психиатрии и психологии. Занимает   эта тема также и исследователей  в сфере литературоведения и культурологи.
    Осе Минде ; специалист по арт-терапии, практикующий психотерапевт . Она- автор  книг « Терапия с помощью  искусства » и «Терапия с помощью   драматического искусства «( в соавторстве с Сью Йеннингс ), а также  исследования « Из кокона выходит  бабочка »( в соавторстве с Унни Сторенг ). В настоящее Осе Минде возглавляет   клинику для пациентов  с нарушениями   пищевого поведения в Осло.
    Осе Минде  убеждена, что искусство  способно  исцелить душу и  сделать нашу жизнь гармоничной. В 2017 году Осе Минде  была удостоена  Королевской медали за заслуги  перед отечеством


 

СЮРРЕАЛИЗМ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Движение сюрреалистов было основано в 1924 году Андре Бретоном. Тогдашние молодые художники были одержимы общественным протестом, а в своих эстетических устремлениях они протестовали также против привычного представления о действительности, стремились создать нечто «более реальное», некую сверхреальность. Многие из сюрреалистов были увлечены Зигмундом Фрейдом, и были убеждены, что творчество никак не может опираться на здравый смысл. Они заявляли, что здравый смысл необходим в научных исследованиях, а искусство может опираться только на иррациональную сферу.
Согласно мнению Э. Х. Гомбрича, эта точка зрения не нова, при этом он ссылается и на древних греков, которое говорили о «божественном безумии» и на писателей романтиков Кольриджа1) ПРИМЕЧАНИT Сэмюэл Тэйлор Кольридж (Samuel Taylor Coleridge 1772 – 1834) – английский поэт-романтик, критик и философ, выдающийся представитель «озёрной школы». и Де Куинси2) Cноска Томас де Куи;нси (Thomas de Quincey; 1785 –1859) – английский писатель, автор знаменитой «Исповеди англичанина, употребляющего опиум», экспериментировавших с опиумом и другими средствами, вызывающими опьянение, чтобы высвободить творческую фантазию. «Сюрреалисты пытались фиксировать такие умонастроения, которые позволяли пробиться на поверхность глубочайшим слоям подсознания. Они были согласны с мнением Поля Клее, что художник не может планировать свою работу, и что произведение искусство зреет, формируется само по себе» CНОСКА, Gombrich, 1996, s 593 пер. с норв. мой ЭП
Кстати, Фрейд не считал, что творчество основано исключительно на подсознании. Согласно теории Фрейда, сфера подсознания – это то место, где находятся наши необузданные фантазии, потребности, стремления и импульсы. На ранней стадии развития для грудного ребёнка решающую роль играет взаимодействие с близкими людьми, с окружающей средой. Если потребности ребёнка не удовлетворяются, то они трансформируются или подавляются. Во взрослой жизни эти вытесненные потребности найдут свое отражение в снах и фантазиях, а также в художественном творчестве. В процессе создания своих произведений художник многое черпает из своего подсознания.
    Рене Франсуа Гислен Магритт (.ПРИМЕЧАНИЕ   Ren; Fran;ois Ghislain Magritte, 1898—1967) — бельгийский художник-сюрреалист.
Картины бельгийского художника Рене Магритта отчетливо демонстрируют, как его собственные вытесненные в детстве потребности импульсы и желания нашли свое скрытое отражение в творчестве. Хотя Магритт не особенно верил во Фрейда и его психоанализ. Он постоянно подчеркивал, что его картины являются не символами, а скорее поэтическими мистериями, посланиями с двойным смыслом, и публике совсем незачем пытаться их истолковывать. Он как-то сказал: «То, что стоит за каждой из моих картин – это просто стена, на которой она висит».
Рене Магритт родился 21 ноября 1898 года и был старшим из детей, кроме него было еще двое сыновей. Отец имел  небольшую швейную мастерскую, а мать была модной портнихой. У них был также поменяла местами небольшой магазин по  продаже и одежды  и штор. Семья была вполне состоятельной, и дети смогли получить достаточно хорошее образование. Более всего Рене был привязан к самому младшему  из  своих братьев  Полю. Отец был неуемной, беспокойной натурой. Семья много переезжала по маленьким торговым городкам пока, наконец, не  осела в Брюсселе. Мать Магритта в течении нескольких лет страдала от депрессий. Поскольку Рене был старшим из детей, то именно ему приходилось выслушивать ее депрессивные излияния. Так же, как и его мать, Магритт в детские и молодые годы был настолько увлечен религиозными размышлениями, что помощница по хозяйству в их доме  беспокоилась по поводу его психического здоровья. Лето Рене проводил обычно с бабушкой и дедушкой, которые жили в деревне. Здесь он играл с одной маленькой девочкой, с которой они  любили бродить по заброшенному кладбищу. Однажды они встретили там художника, который рисовал, стоя у своего мольберта. С этого мгновенья Магритт ощутил непреодолимое  желание стать художником.
Когда Рене было четырнадцать лет, его мать, после нескольких неудачных попыток, совершила самоубийство. Ей был всего 41 год, когда она бросилась с моста в реку Самбр, недалеко от Шателе. Событие обросло слухами и домыслами. Говорят, что Рене и его братья видели, как семнадцать дней спустя после самоубийства ее труп был извлечен из воды. Тело было почти обнаженным, в то время как лицо оказалось закрытым подолом прозрачной ночной рубашки. Жена Рене Магритта Жоржетта утверждала, что в течении всех сорока пяти лет, пока они были женаты, он никогда не упоминал самоубийство своей матери. А его биограф Луи Скутенер приводит такие воспоминания художника: «Ее лицо было закрыто ночной сорочкой. Мне на всю жизнь так и осталось неясным, что произошло: сделал ли это водный поток или она сама натянула сорочку на лицо, чтобы не встретиться глазами со смертью, к которой сама стремилась». Магритт никогда рассказывал о своем детстве. Складывается впечатление, что он хотел совсем забыть о нем. И у него самого бывали в жизни периоды депрессий, и его преследовали мысли о самоубийстве. Несомненно,  самоубийство матери -- важнейший мотив творчества этого художника. На многих его полотнах мы видим женские фигуры с закрытыми тканью лицами или женщин, которые кажутся одновременно и живыми и мёртвыми.
В восемнадцать лет Магритт начал учиться в Академии Изящных Искусств в Брюсселе. Закончив академию и приступив к самостоятельному творчеству, он начал экспериментировать в русле тогдашних художественных течений: пост-- импрессионизма, экспрессионизма, кубизма и футуризма. В 1925 году Магритту довелось познакомиться с репродукцией картины «Любовная песня» Джоджо Де Кирико 1) ПРИМЕАНИЕ:Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico, 1888 – 1978) — итальянский художник, близкий сюрреализму. которая произвела на него неизгладимое впечатление. На картине изображена голова античной статуи и большая резиновая перчатка, висящая на стене. На переднем плане картины мы видим шар, а на заднем плане блестит море и заброшенный город. Главный мотив произведения Кирико – сопоставление атрибутов древнего мира с теми, что связаны с  сегодняшней реальностью. «Его художественной задачей является стремление уловить то странное чувство, которое возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то неожиданным и загадочным. Соприкоснувшись с этой картиной, Магритт написал:«Она знаменует полный разрыв с привычным духовным миром художников, которые находятся в тисках своего таланта, отточенного мастерства и мелких эстетических пристрастий, это совершенно новое видение». Именно это соображение и явилось путеводной нитью для Магритта почти в течении всей его жизни. Он изображает обыденные житейские предметы таким образом, что они обретают какой-то мистический смысл, он изменяет наш взгляд на них. Его картины проникнуты атмосферой сновидений, на них тщательные карандашные силуэты, при этом они скорее ставят вопросы, нежели дают ответы. Они незабываемы, потому что необъяснимы. Магрит не копировал реальность, он создавал новую реальность, тем самым заставляя нас видеть окружающий мир по-новому. «Слишком часто» -- говорил он, -- нам свойственна тенденция быть связанным только с одним каким-то мнением, неведомое мы поворачиваем к себе одним боком и редуцируем до хорошо известного ранее. Моя цель представить что-то привычное и давно известное как отстраненное и абсурдное. »
У Магритта был долгий и прочный брак с Жоржеттой, они жили вместе вплоть до смерти художника в 1967 году. Он умер дома, после недолгого пребывания в больнице. Многие произведения Магритта предстают постоянным и  бесконечным размышлением о природе безумия. Создается  впечатление, что в своем творчестве Магритт черпает уверенность в способности  контролировать собственные чувства и не позволить себе погрузиться в безумие, как это случилось с его матерью. Примером  может служить картина «Человек размышляющий о безумии».
Многие темы Магритт разрабатывал в течении всей жизни. Большинство из них можно рассматривать как попытки что-то восстановить или примириться с чем-то в своем внутреннем мире. Может быть, это было связано  с утратой матери, которой он лишился так неожиданно и в и таким странным образом. Это отчетливо видно на картине «Влюбленные (1928), которая, возможно символизирует желание попрощаться с матерью. Для многих его картин характерны двойственность или параллельность мотивов, которые воплощают его неразрывную психологическую связь с ней. Неуравновешенность ее характера, вероятно, и создала эти него такую ситуацию, что ему было трудно отделить свои чувства и реакции от ее. В 1940 – ые годы Магритт сам страдал маникально – депрессивным психозом. В 1941 году он написал в письме своему другу поэту Полю Элюару, что чувствует себя менее усталым и не в такой сильной депрессии. При этом в скобках замечает, что, наверное, депрессии никогда не покинут его окончательно.
Сновидения, влияние их символики на движение сюрреалистов
Сюрреалистам был присущ интерес к снам и толкованию их символики в соответствии с теориями Фрейда и Юнга. Зигмунд Фрейд является автором классического труда «Толкование сновидений» (1899). После выхода в свет этого труда Фрейд заявил :«Я стремился доказать, что существуют психологические техники, которые позволяют истолковывать сны». Фрейд считал, что сновидения являются закодированными посланиями из сферы подсознания, которые способны поведать о вытесненных влечениях, побуждениях и инстинктах. Юнг же считал, что сны имеют своим источником некое «коллективное бессознательное», согласно мнению Юнга,--это планета, гигантский кладезь исторического «генетического наследия, огромный резервуар духовных представлений, символов и архетипов«. Сюрреализм размыл границы между сном и реальностью, своим творчеством сюрреалисты создавали новую реальность. Для многих из них сны стали основой для содержания их картин. Наиболее приверженным этому принципу оказался художник Сальватор Дали (1904-1989). Он поставил своей целью изобразить  иррациональность и  алогичность сновидений. Многим его полотнам присуще то призрачное настроение, которое бывает часто свойственно снам, ведь в них присутствуют не связанные между собой обрывки реальности. Дали был увлечен живописным изображением собственных снов. Он часто любил сидеть на стуле, закрыв лицо ладонями и погрузившись в свои мысли, пытаясь вспомнить свои сны и те символы, которые он хотел бы воссоздать. Дали был очень увлечен Фрейдом и его теорией, особенно его соображениями, касающимися сновидений. Подобно Фрейду, Дали всю жизнь интересовался подсознанием и пленительной тайной обыденной реальности, которая скрывается за нашими снами. Он считал, что благодаря искусству обыденные предметы могут обнажить свою сокровенную суть. «Отцом» фантастических образов Дали явился Фрейд. Сам Фрейд тоже увлекался творчеством Дали и собирал его картины. Впрочем, отношения у них были сложные. Свою книгу «Дневник гения» Дали начинает с цитаты Фрейда: «Тот мужчина, который восстает против авторитета своего отца и побеждает его, тот, несомненно, герой». У Дали было в жизни сразу несколько авторитетов, против которых восставал. Одним из них был Андре Бретон. Дали терпеть не мог, чтобы на него давили какие - либо правила. Со многими из них он был не согласен, и Дали был исключен из формального  сюрреалистического движения. И тем не менее в течении всей жизни своим творчеством Дали исследовал грань между сном и реальностью.