Осе Минде. Искусство, безумие и терапия

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
Осе  Минде
 ИСКУССТВО КАК АРХИТЕКТОР ДУШИ,. Искусство, безумие и терапия, М, 2014
Ase Minde. Kunsten som sjelens  arkitekt.Kunst, galskap og terapie, Oslo, 2000, Gyldendal  Akademisk
Фрагменты из книги приводятся с разрешения автора

  От переводчика : Гениальность и безумие  часто стоят рядом  и  в бытовом сознании и  как предмет изучения в сфере психиатрии и психологии. Занимает   эта тема также и исследователей  в сфере литературоведения и культурологи.
    Осе Минде ; специалист по арт-терапии, практикующий психотерапевт . Она-  автор  книг « Терапия с помощью  искусства » и «Терапия с помощью   драматического искусства «( в соавторстве с Сью Йеннингс ), а также  исследования « Из кокона выходит  бабочка »( в соавторстве с Унни Сторенг ).
    В настоящее Осе Минде возглавляет  клинику для пациентов  с нарушениями   пищевого поведения в Осло. Осе Минде убеждена, что искусство  способно  исцелить душу и  сделать нашу жизнь гармоничной. В 2017 году Осе Минде  была удостоена  Королевской медали за заслуги  перед отечеством


ТВОРЧЕСКИЙ И  ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССЫ
                Хоть это и безумие, но в  нем есть последовательность.

                Гамлет, акт 11, сцена 2, стр 53
                перевод М.Лозинского, собрание сочинений Шекспира в восьми    томах, М,Искусство,1960

  Есть ли в безумии последовательность, как утверждал Шекспир  четыреста  лет назад ? В данной главе я намериваюсь  показать, что в творческом процессе и в процессе терапии есть много общего. Люди, переживающие душевный кризис, когда  их страдание  становиться  невыносимым, обращаются за  помощью, им каким-то образом  необходимо  выразить свою внутреннюю боль, и  тем самым получить облегчение  и обрести душевный покой. Подобная  же потребность может быть и у художника, и  он находит утешение в свой  работе. Страдание может  служить источником  созидательной творческой деятельности, но  оно  может  привести  и к тому  что окружающая действительность  предстанет в качестве бессмысленного хаоса, что приведет к параличу воли. Вот как  об этом говорит  Гамлет: «Последнее время - а почему, я и сам не знаю- я утратил всю свою  веселость, забросил все привычные занятия».
 Порой  безумие  отстоит от  творчества  на волосок. Густав Вигеланн (ПРИМЕЧАНИЕ ВИГЕЛАНН, ГУСТАВ -Vigeland, Gustav (1869–1943), норвежский скульптор, автор масштабного проекта  парка в центре Осло, где расположено приблизительно 1000 скульптур)

 Густав Вигеланн говорил: « между «правильным» и безумным - расстояние величиной  в толщину листка  папиросной бумаги. И именно эта  микроскопическая толщина и может  стать решающим гранью для творческого процесса Те же самые факторы, которые способны блокировать  творческий процесс могут оказаться  тормозом  и в процессе терапии.
Дионис
 Представление о связи гениальности и безумия с незапамятных времен существует в нашей культурной традиции. Эта связь  мы  нашла отражение в  древне - греческих мифах и сказаниях о богах.
  Дионис, сын Зевса, -  единственный греческий бог,  рожденный земной женщиной.  Ею  была красавица Семела, дочь царя Кадма. Облачивших в одежду смертных, Зев обольстил Семелу,и она понесла от него.  Узнав обо всем этом  жена Зевса Гера ощутила ревность. Нарядившись старухой, она убедила Семелу чтобы та попросила Зевса показаться ей в подлинном обличье.А ведь судьба  любого  смертного, узревшего бога, - умереть. И вот когда  Зевс  явился  к ней в виде грома и молнии, ее мгновенно  охватило пламя и она стала умирать. Зевс успел спасти своего сына  и зашил его к себе в бедро, там тот  и пробыл следующие три  месяца  до своего рождения. Зевс  отдал ребенка сестре  Семелы  Ино  и ее мужу  Адаманту она воспитание. Когда об этом узнала Гера, то она наслала  безумие на Ино и Атаманта. Бог Гермес перенес Диониса на воспитание к нимфам, в Нисейскую долину. Здесь Дионис  научился искусству виноделия. Позднее вместе со своими сторонниками он объездил  всю  Европу, Азиу, добрался  до  самой Индии. Вокруг его фигуры возник культ, с ритуальным употребление вина с последующим оргиями. Их участниками напивались допьяна и испытывали состояние блаженного экстаза , вплоть до безумия когда и люди и животные могли разорвать  друг  друга на части.  Дикие экстатические ощущения  приносили  их участникам чувство свободы. Горячих приверженцев  своего культа Дионис  одаривал виноградом и вином  и давал им магическую силу. Тем самым они зависели от него, ведь как только  он  покидал их , то с ним тут же уходили  пляски, веселье и радость.
 Но не все хотели поддерживать культ Диониса,  на тех, кто отворачивался о него он  насылал безумие.  Одним из них был Ликург, сын царя Фракии. Чтобы отомстить Ликургу  Дионис проявил свой гнев  избив Ликурга так , что  тот лишился разума. Он обезумел до такой степени, что, повыдергивал руки и ноги из  тела  своего сына, потому что тот  захотел перерезать виноградную лозу. После этого  земля  Фракии стала бесплодной, но поскольку  фракийцы  продолжали чтить  Диониса  Ликург был наказан тем, что, что его растерзали лошади, а его мясо и кости были разбросаны  по полям, и поэтому  вся  земля в этом краю вновь стала  плодородной. Дионис был поистине могущественным. В его власти было обеспечивать плодородие и рост растений, но одновременно он мог  способствовать разрушению.  Ритуалы  в честь бога Диониса  символизировали возникновение новой жизни пробивающейся сквозь  хаос, жестокость и разрушение. Таким образом следствием этих грубых  ритуальных действий  были обновленные жизненные силы, просветленный  разум, дар предвидения, творческое вдохновение.  Дионис был одновременно богом и человеком, и  Вероятно именно поэтому его культ  так глубоко проник в человеческие сердца, и он был почитаем  более нежели другие боги.
 Знаменательно, что, что многие великие произведения античных  авторов  были  посвящены богу Дионису.Понятие « дионисийство»  было образовано от его имени, оно означает  экстатическое состояние, которое способно  вызвать вдохновение. Важно и то, что  многих древнегреческих философов занимала мысль о сходстве  творческого процесса  и безумия.  В главе первой об этом упоминается в связи с Аоистотелем. Согласно мнению Платона в своем  творческом  экстазе  художник  бывает одержим « божественным безумием ».

ТВОРЧЕСТВО  ПОБЕЖДАЕТ БОЛЕЗНЬ.

 Ницше рассматривал проявления дионисийства в качестве освобождающей человека силы. Но ведь эта сила может привести к безумию, парализовать творческие возможности?  Многие выдающиеся творческие личности утверждали, что в периоды особого вдохновения и большой продуктивности они ощущали себя одержимыми некоей дионисийской силой. В такие периоды художник целиком поглощен своей работой и ничто в мире не может помешать этому. Хотя следует иметь в виду, сказанное Вигеландом, что между «правильным» и безумным - расстояние величиной в толщину листка папиросной бумаги. Многие художники рассказывали, что в периоды глубокой депрессии они не могли заниматься творчеством. Французский композитор Гектор Берлиоз так описывал свои страдания в периоды депрессии
« Мои страдания неописуемы, у меня такое ощущение, что из моей груди вырвали сердце, я чувствую себя совершенно одиноким во всей вселенной, меня пронзает такая сильная душевная боль, что кровь стынет в жилах, я ощущаю одновременно и отвращение к жизни и невозможность умереть. Даже у Шекспира нет описания подобной пытки, хотя в чем-то это сходится с ощущениями Гамлета, на долю которого как никого другого выпало пережить ужасные мгновения человеческого существования. Я перестал сочинять музыку, мои чувства обострились, мой разум стал беспомощным. Я не мог ничего делать. Мне оставалось только одно - страдать »1)Сноска Berlioz Hector The memoirs of Hector Berlioz, St.Albans,1970,s.142, пер с норв. ЭП
В некоторых случаях можем наблюдать, как психические и физические страдания могут оказывать тормозящее действие на творческий процесс. Хотя для многих творческих личностей страдание являлось катализатором в их творческой деятельности. Физическая слабость и психическая неуравновешенность явились весьма важными факторами творческого развития столь многих писателей, живописцев, музыкантов, что игнорировать это невозможно. Естественно возникает соблазн исследовать и попытаться понять, каким именно образом страдание способно стать источником творческого вдохновения.
Конечно же, какие-то связи между творчеством и психическим страданием  более очевидны,  нежели другие. Так ,например, тот факт, что у Моне было плохое зрение, которое постоянно ухудшалось повлиял на его пристрастие к туманным пейзажам и в дальнейшем привел к переосмыслению пространства, его подходу к композиции. Он сам говорил, что болезнь обрекла его на то, чтобы видеть мир, как сквозь туманную завесу. В его фантастических кинематографических полотнах, с водяными лилиями свет он изобразил в виде мириад клубящихся карандашных штрихов. Он был подвержен частым сменам настроения, творил в состоянии пламенного порыва и глубочайшего отчаяния одновременно. Для Моне, так блестяще владевшего мастерством изображать цвет, было невыносимо сознавать, что скоро он утратит возможность различать детали. Он уже совсем почти ослеп, когда наконец в 1923 году, в возрасте восьмидесяти трех лет, согласился на операцию по поводу катаракты. И в последние три года своей жизни он видел значительно лучше.
Картины Френсиса Бэкона1) ПРИМЕЧАНИЕ  Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon 1909--992, Мадрид) -- английский художник-экспрессионист- другой пример того насколько как физическое страдание способно повлиять на восприятие окружающего мира и его художественную переосмысление. Френсис Бэкон болел астмой, и он признался самому себе «Я стал художником благодаря астме» . Его пугающие фигуры людей в клетках и иных клаустрофобических местах являются не столько воплощением модернистского ужаса, сколько постоянного страха испытать приступ удушья. Люди на холстах Бекона - болезненные, уродливые существа, на которых мучительно смотреть, и трудно судить, что, собственно говоря, он хочет сказать нам своим творчеством. Но при этом несомненно, что его произведения трогают сердце зрителя, уходя с выставки посетитель надолго уносит их в своем сознании.
Точно таким же образом, как художник Бекон использовал карандаш, писатель использует перо и слова. Ведь известно, что Достоевский боролся с эпилепсией, Стриндберг был одержим паранойей, а Вирджиния Вульф страдала маникально- депрессивным психозом, и таким образом литературное творчество стало для них средством выживания.
Вирджиния Вульф
( ПРИМЕЧАНИЕ  Вирджиния Вулф ( Virginia Woolf, 1882—1941) — британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. Входила в элитарная группа английских интеллектуалов Блумсбери.)

Жизнь Вирджинии Вульф можно сравнить с путешествием от одного субъективно переживаемого мгновенья к другому. При этом ей каким-то удивительным образом удавалось преобразовывать свои мятущиеся мысли и чувства из хаоса некую упорядоченность. В напряженных попытках осмыслить свои постоянно меняющиеся умонастроения она сумела запечатлеть  противоречия своего духовного мира. Как и многие другие писатели с неустойчивой психикой она научилась извлекать пользу из диких мучительных перепадов своих умонастроений. В их контрасте она видела разные повороты в восприятии истины, стремясь примирить их в своем творчестве, ей удалось создать мир удивительной гармонии и ритма. Примером этого может служить этот отрывок из ее романа «На маяк ».
«…посмотрела на холст, все в глазах расплылось. И вдруг, вся собравшись, будто сейчас, вот, на секунду, впервые - увидела,- она провела по самому центру уверенную черту. Кончено; дело сделано. Да, подумала она, кладя кисть в совершенном изнеможении,- так мне все это явилось. » 2)На маяк, М,  АСТ,2009 , перевод  с Е Суриц
Здесь мы слышим голос главной героини романа Лили Бриско. Но и сама Вирджиния умела с разных точек посмотреть на человеческую жизнь, любой предмет. Изображая своих героев писательница старалась передать многообразный мир их чувств и мыслей, а также трудно постижимое во взаимоотношениях людей. В одной из своих статей, написанной в 1919 году она рассказывает, как она  вводит нас  в свою творческую лабораторию :
«Попробуйте исследовать обычный день обыкновенного человека. Наш мозг воспринимает несчетное количество впечатлений, банальных, фантастических, мимолетных, некоторые из них вонзаются в него как стальные гвозди. Они со всех сторон беспрерывно устремляются к нашему сознанию и определяют нашу жизнь в тот или иной день, влиянии этих впечатлений непредсказуемо... Ведь наша жизнь формируется отнюдь не в каком-то   геометрически правильном порядке. То сверкающее великолепие, то приглушенная дымка, и так происходит с момента пробуждения нашего сознания до его окончательного угасания. Профессиональный долг автора - погрузить читателя в это неведомое безграничное изменчивое духовное пространство, при этом избегая смешивать его с внешней средой.»
 Мы можем только догадываться какие мысли роились в сознании Вирджинии Вульф, когда она впоследствии ощутила, себя настолько смертельно усталой, что уже больше не могла продолжать жить. Когда твой мозг вынужден беспрерывно воспринимать множество впечатлений со все сторон, человек становиться ранимым, становится существом без кожи. Вирджиния была подвержена депрессиям. У нее было пять нервных срывов и несколько раз ее клали в больницу, а теперь уже и творчество не могло удерживать ее в жизни, и она покончила с собой. В прощальном письме мужу, она написала следующее:
«Мой любимый!
Я уверена, что скоро снова сойду с ума. И на этот раз уже не смогу поправиться. Я опять начала слышать голоса, и никак не могу сосредоточиться, и поэтому я делаю лучшее, что могу сделать в этой ситуации. Ты дал мне самую большую радость в жизни. Ты во всех отношениях был для меня ВСЕМ, настолько, насколько один человек может быть таковым для другого. Я думаю что мы с тобой вдвоем были самыми счастливыми людьми на свете, пока меня не настигла эта ужасная болезнь. Я просто не могу больше.»2) Сноска. Пер.с норв.  -ЭП

И Берлиоз, и Вирджиния Вульф пишут о том, насколько мучительным может быть человеческое страдание. Берлиоз описывает, как кровь стынет в его жилах, Вирджиния тоже пишет о своих ужасных страданиях, когда ей слышались голоса, и она чувствовала, что снова о сходит с ума .Мы можем только вообразить, как это невыносимо ощущать, как стынет кровь в твоих жилах или слышать неведомые голоса. При этом совсем немногие из нас сумели донести до других, как это в течении двадцати четырех часов вновь и вновь испытывать подобное. Это состояние, когда человек улавливает малейшее движение из происходящего вокруг него и аккумулирует это в себе.

Дэнис Поттер

 Как мы видим на примере  Марты Грэм деятели искусства могут  сохранить способность к  творчеству до последних дней своей жизни. Это было характерно  и для  выдающегося английского теледраматурга  Дэниса  Поттера,  скончавшегося в 1994 году. Поттер кроме всего прочего  является  автором  телефильмов «Pennies from heaven «(1978 ) (  Деньги упали с неба) и «The singing detective» (Поющий детектив ) (1986 ). Незадолго  до его  смерти, а он умер от рака в  пятьдесят девять  лет,  журналистка с четвертого канала ВВС Мелвин Брагг взяла у него интервью. Это одно из пронзительных интервью, которые я когда-либо читала в свое жизни. Он рассказывал о том, как его мучает боль и что болезнь научила  его  умению сосредотачивать свой взгляд. Сидя за своим письменным столом, он наблюдал растущее под окном сливовое  деревце, в полном цвету. И вдруг ощутил, что теперь совсем по другому воспринимает  его цветение. Он  открыл для себя,  что  весной дерево  сливы, все как пеной покрытое роскошными белоснежными цветами  – это  и есть  самое красивое, что он ему довелось видеть в своей жизни. Находясь  на пороге  смерти Поттер сидит за письменным столом и описывает  радость жизни,  связанную с  обретенной им способностью по-настоящему видеть то, что окружает нас в обыденной  человеческой жизни:
 «Все  вещи  представляются мне  еще более обыденными  и, одновременно, еще более значимыми, чем  когда бы то ни было ранее,пожалуй, теперь для меня различие между важным и обыденным  не играет никакой роли. Взгляд на любой предмет  в каждое  мгновенье - настолько прекрасно, если бы люди только знали  это. Описать это  невозможно, это можно только  ощутить, это  великолепно, в этом есть  умиротворенность, утешение, если ты  к нему стремишься  …. хотя я не собираюсь утешать людей. Черт бы  побрал все это!  Если ты видишь  какие-то  вещи теперь, непосредственно в это мгновенье, ты действительно видишь их Только представьте  себе, что такое праздновать все эти мгновенья ( 1994 стр5 ).
  Когда Поттера спрашивали, не боится ли он смерти он отвечал, что никогда раньше он не  ощущал подобного прилива творческих сил, и написанное им теперь – несомненно лучшее из всего созданного им. Он был благодарен врачам, которые давали ему  необходимую  дозу морфина, которая  снимая боль позволяла ему писать по 10-15 страниц в день.  У него не было страха смерти, но он опасался, что ему не хватит времени закончить начатое.  В последние недели жизни  для него  было важным не только наблюдать за цветением сливового деревца, но и чтобы « расцвело» и его собственное  самое последнее творение. И действительно эта телевизионная постановка  его последней пьесы явилось поистине захватывающим зрелищем не только в Великобритании, но и далеко за ее пределами. В созданных им характерах мы узнаем присущие  нам  черты. Точно также и с  другими видами искусства : поэзией, музыкой, театром, танцем, Внезапно нас захватывает чувство  сопереживания,  это  значит автор  сумел  выразить языком искусства то, что  таилось в  глубине нашего сознания.
  Также как  Грэм  считала духовное достояние,  обретенное другими,  своим достоянием и наследием, которое помогло ее  эстетическому развитию и обретению славы, так и наши  пациенты  способны благодаря художественному творчеству обрести жизненный стимул и новые возможности. Цель психотерапевта  не изменить пациента, а скорее помочь ему посмотреть на свою жизнь по новому. Или как говорил  Поттер  начать  воспринимать  вещи  в настоящем,  непосредственном их проявлении, то есть научиться видеть подлинную суть вещей, так же как Поттер научился  восхищаться цветущей сливой.