Зима или лето?

Ильмир Шакиров
Зима или лето? когда накатывать начинающих.
Одна из проблем тренера – с какого сезона начинается дебют пилота. То есть, «летний» или зимний сезон влияет на особенности езды пилота. В свое время, когда мы еще начинали (в очередной раз, и уже выбрались за пределы республики) адепты картинга пояснили папику, что зимой они собственно не ездят, предпочитая не «сбивать руку». Тренируются они по большей части в Европах.
Надо сказать, что тогда мы этому не поверили (татарин не верит пока не проверит), а зря-с…Прошло пару зимних и летних сезона, пока мы не убедились, что собственно, по большей части они правы. Особенно меня в этом убедили зимние погонялки, один из четырех этапов, в Сочах, где 3го декабря днем было аж плюс 16 градусов. Как говориться факт налицо. Не поспоришь. Поэтому мы  изменили мнение о подготовке, накатке начинающих пилотов.
Но тут возникает противоречие, каковое мне высказывали многие из тех, кто ездил ранее. –«Мы весьма хороши в мокрую погоду. И связано сие с зимней накаткой.»
   
      Действительно, мокрая погода конек челнинских картингистов, ну тех, кто тренировался зимой. Нам например памятен тот день, в 90х, когда обитатели москвабада пригласили на свою голову ребят с камаза. (челны это где?).
(тогда компьютеры только входили в обиход, и нас поместили в самый «хвост», ибо мы в московской области в соревнованиях не учасвовали и рейтинга, по коему выставляли тамошних картингистов перед стартом (чтобы не проводить контрольные, тогда еще долгие, ибо датчики не дошли до наших краев). Тут начался дождь. Думаю не стоит объяснять, что призовые места заняли наши. С награждением немного нехорошо вышло, но мы тогда вошли в понимание проблем Там там новости и Дня города. Ограничились большой коробкой сникерсов или марсов, тогда входивших в обиход, да и были таковы, прихватив для отчета грамоты)

 Возникает противоречие, "зима хорошо, ибо дает навыки для дождя летом, и зима плохо", по мнению картингистов выше рангом. Надо сказать, что мы отследили один нюанс зимней накатки. Плохо накатывать начинающих, ибо на нашей практике зимнику, который потом продолжил летом, пришлось затратить полтора месяца (май, пол июня) чтобы убрать «трактор» (резкий поворот) при езде по летней траектории. И ведь не только он один такой. «Интересно»- сказали мы и отложили решение на потом. И это потом пришло с пониманием нюансов.
В самом деле, зимники челнов славились  вождением в мокрую погоду. (еще бы, сам гонял в 90е «пионеров» по дождю, пока невыкатают 20ти литровую канистру). А почему сейчас то нам неугодна ( и не только нам) зимняя езда?
Дело в деталях.
Дело в том, что мы, в те лихие 90е, тренировались на почти летних картах, с их углами и касторами , ну расширенная колея, и максимально сбитый зад. В общем летняя машина, ну иногда чуть приподнятая. Были конечно варианты очумельцев с поднятыми шасси (мы например просто перевернули шасси камазовского Пионера, сдвинули сиденье назад, загрузив зад, и в общем то, на доработанном (типа спортивном) В501М (две передачи и обьем 50кубов) произвели фурор на местном картинговом бомонде. (еще бы….сама тачка легкая, мотор не очень мощный, так что на льду или укатанном снегу, где 125ки мински буксовали и путались с четырмя передачами, наш пионэр элементарно ускакивал на второй, и осторожно «ступая на лапках» на первой передаче. )
Таким образом, выходит, что раньше мы тренировались на летних шасси, адаптированных к зиме. Это объясняет ситуацию, почему мы были готовы к мокрой погоде.
Конечно же, были тогда и настоящие зимние классы, ЧЗ250 с шипами, и максимально загруженным задом. Некоторые даже обеспечивали баланс веса таким образом, что при старте и прямой карт валил на задних колесах, и перед поворотом немного сбалял обороты чтобы повернуть.
В наше время подобная компоновка распространена более широко. И вот уже «Патриот» вовсю «клепает» зимние шасси под Ротакс и Париллы. Под эту моду многие самоделкины начали, точнее продолжили ваять чтото подобное.кто на что горазд. Отличились и наши, делая чтото среднее. Могу сказать, что гибрид летней и зимней шасси хорош, но все же не то. Универсал хорош по началу, и как выяснилось, тактически проигрывает чисто зимней компоновке и присущей ей, зимней, методам езды.(то есть, слабый или уступающий пилот на чисто «зимней» имеет больше шансов перед хорошим пилотов на универсальной.
Вот здесть то «и порылась собака». Стало понятно, почему адепты картинга, так не любят зимние погонялки. То есть по снегу или льду. Тачка не та. Специфика иная. Нам стало сие понятно после пары лет «граблей» и то, когда главтренер вытащил «в свет» (в сочи зимой) пару Микробов и ихнего тренера механика. Так что, все познается в сравнении.
Поэтому когда меня спросили, -«как вы относитесь к зимним гонкам»?, я сказал, не совсем гут для начинающих. Более того, не рекомендовал бы особо тренироваться и накатанным летникам. И дешевле будет, пусть физуху качают, руки там или вообще плавают. Ну а на вопрос, а если дождь,(то есть не готовы будут к дождю. Если зимой не будут ездить) то один сведущий ответил, -«так дождь не всегда?».
(отмечу особенность наших дождевиков из 90х, когда резина была универсальная В25,В28, они были хороши при внезапно начавшемся дожде. Особенно хороши. Если остальные имели возможность прикататься то ехали тоже не слабо. Так вот, сейчас существуют и дождевые настройки и шины для дождя, весьма неплохие. Так что выигрыш конечно есть в зимней накатке, но минусов больше, и один «сбитая рука» (утрата летнего стиля. Вроде как бы фигня, чего там…но блин, полтора месяца переучивания это дохрена, особенно если начинаешь с мая, а заканчиваешь в сентябре.)
Итак, кому хорошо зимой? Тем кто не может ездить для УТС в Сочи. (четыре этапа –ноябрь, декабрь, январь, февраль. Относительно теплая (10 градусов в плюсе) и по большей части сухая трасса.)
То есть, малоимущим и бюджетникам. Для коих тачка с мотором Хонда или Лифан бюджетом 25- 30 тыров и то верх возможностей, благо кроме зимы есть и летний класс Хонда Стандарт.
А вот тем, кто хочет порыпаться на разные там УРФО (региональные), самое место в сочи. Европа уже иной, совсем иной уровень.
(как бы вам расклассифицировать то…основные уровни –республика –у нас 5-6 гонок, из них пара УРФО, следующий уровень региональные, тот же УРФО или ПФО (ЮФО уже круче), потом собсвенно РФ. Ну дальше не заглядывали.
Таким образом, мы пришли к мнению, что для тех кого мы решили накатывать для результатов летом (в команде) например, больше упора на летние траектории, чтобы не забывали. Зимой хорошо бы, при минимальном снеге, катать на летней шасси, если конечно трасса ровная.
Забыл про шипы. Ротакс это нечто. Адреналин ощущается даже на расстоянии. (поэтому и не сажусь сам, иначе брошу все и буду сам гонять. А это недешевое удовольствие, да и полно весьма крутых перцев. Так что, есть микробы, (и прочие миники)через них можно вполне реализоваться.
На шипах оно конечно способнее ездить. Но опять же, цена вопроса.