Круг замкнулся. К читателю

Шафран Яков
К ЧИТАТЕЛЮ

Яков Шафран — автор шести книг издал ро-ман «Круг замкнулся», в котором показывает широкую па-нораму современной жизни в России, корни которой не только во внешнем влиянии, но по большей части в прошлом нашего народа, в сугубо глубокой связи идей о судьбах Рос-сии прошлых деятелей с аналогичными идеями современно-сти, дает глубокий и серьезный анализ причин и следствий и ответ на вопрос — каков истинный путь развития страны и общества.

Действие романа «Круг замкнулся» — как сказано в ан-нотации к книге — охватывает период с 1913-го по 2009-й год: ключевые предреволюционные годы, двадцатые, с сере-дины тридцатых по середину сороковых, пресловутые 90-е и первое десятилетие XXI-го века. К тому же автор через вос-поминания героев описывает и промежуточные периоды жизни страны. Словом, можно говорить о непрерывной связи времен. Личная жизнь, работа и социальные вопросы героев предстают перед читателем на фоне исторических и общественных коллизий разных лет.
 
Роман — суть многоплановое и многоуровневое произве-дение, изобилующее историческими  данными из прошлого России и православия и нынешними житейскими делами, в котором мы видим четыре линии; из них две — сюжетные. Первая — это описание жизни и деятельности главного ге-роя Андрея Курилова, начиная с родовых корней, с его даль-них предков конца XIX-го века и далее — его детство, юность, молодые годы, включая предпринимательские дела, нерасторжимо связанные с общественными и экономиче-скими трудностями в жизни страны, с торжеством потреби-тельского духа, что, попросту говоря,  есть расчеловечива-ние всего и вся, со стяжательством и неистребимым мздоим-ством чиновников: «...В глазах деньги, деньги, деньги. Давай им и давай, ненасытным»; когда все это приводит к неиз-бежному желанию нарушать закон, ибо все так делают, или же убежать от всего этого за рубеж. Это и описание устрем-лений и надежд героя, его душевных и пространственных метаний — вплоть до эмиграции (в романе автор достоверно рассказывает о «прелестях» американской жизни). Развора-чивая эту линию сюжета, автор убедительно доказывает, что причина всего вышесказанного — в происшедшем в середине 80-х — 90-х годов всеобщем сломе, коренящемся, в свою очередь, сколь долго бы нам не доказывали, что все это давно кануло в Лету, в прошлом страны и народа, а также во влиянии извне.

В другой сюжетной линии перед нами проходят россий-ские события начала ХХ-го века, самым серьезным образом повлиявшие на  дальнейший исторический путь страны и на судьбы людей, что хорошо показано на примере предков главного героя — семьях рабочих Григория Курилова и Ива-на Степанова, а также писателя и философа Николая Земскова, помещика Павла Соловьева и профессора-западника Михаила Заянчицкого, а также их близких. Это годы «разброда и шатания» перед Октябрьской революцией. Но мы читаем в романе, как затем изменилась жизнь людей уже в конце 30-х,  ведь за каких-то десять лет страна стала мощной индустриальной державой. На всем этом разновре-менном фоне мы знакомимся с мыслями и судьбами героев книги, жившими в то время. Эта сюжетная линия идет вплоть до правнука Григория Курилова — главного героя по-вествования Андрея, который встречается в конце романа с правнуком же Николая Земскова — Иннокентием.

Первые две сюжетные линии идут рядом друг с другом, не соприкасаясь, сходясь только в последних главах повест-вования,  что вызывает у читателя неподдельный интерес.

Раздумья героев о Боге и православной вере, о непрерыв-ности истории и патриотизме, о разных путях развития стра-ны можно определить как третью, не сюжетную, линию ро-мана. Раскрывать ее автор начинает со времени возникнове-ния христианства, пишет о расколе его на православную и католическую церкви.
Главный герой книги мучительно решает актуальный во-прос всех времен: за что Бог наказывает нашу страну, или, может быть, от чего-то спасает?

Яков Шафран говорит о глубокой связи времен, о близо-сти идей, боровшихся ранее, накануне великих потрясений  и кризисов 17—21 годов, с идеями, предшествовавшими из-вестным событиям — развалу СССР и всему воспоследо-вавшему —  и вызывающими современные кризисы. Очень важны мысли автора: «Когда организм охвачен смертельной болезнью, не тратят время на поиски причин и виноватых, а применяют все средства, чтобы победить болезнь...» и о со-творении «премудрого, софийного (правильного) жития-бытия».

Яков Шафран открывает путь подлинного единства народа. Это — скрепа между прошлым и настоящим, неразрывность и преемственность истории. В этом плане очень важен анализ причин падения Византии — оплота православия былых времен, особенно сейчас, когда  по западному образцу для многих богом являются деньги, а некоторые лихие головы начинают возрождать древнее язычество, невзирая на глубинную связь России с православием, тем разрушая страну.

Андрей Курилов видит разных по своему отношению к православной вере людей. Кто-то из них истинно верует, а кто-то лишь внешне ведет себя, как верующий. Но в итоге, несмотря ни на что, герой приходит к Богу и к выбору эво-люционного пути развития общества в противовес револю-ционному, ибо насаждать новое силой или извне не получит-ся — уже хорошо известно к чему сие приводит. «Пусть все идет своим чередом по воле Свыше», — утверждает А. Ку-рилов.

Автор устами своих персонажей говорит о таком важном условии дальнейшего развития общества, как преобразова-ние школьного и высшего образования, и в пример приводит прошлое, как это неполиткорректно ни звучит, не без недо-статков, но лучшее в мире, советское образование.

Нынешнее «болонское» образование и СМИ сделали свое дело — для многих родина теперь там, где хорошо и «тепло». Но для главного героя романа Я. Шафрана родина — это, прежде всего, память, корни, друзья, народ и конкрет-ные люди, для блага которых и в итоге для всей страны он должен трудиться, исполняя заветы предков; им же утвер-ждается: родина — поле труда, как радостной жертвы; и еще  — всем нам пора стать гражданами своей страны и сообща работать на ее развитие и укрепление.
В романе есть еще одна тема — лирическая, особо не вы-деленная посредством следующих друг за дружкой, как это суть принято в бесконечных современных телесериалах и глянцевых книжках («смотриве и чтиве»), коллизий, что во-все не означает ее третьеплановости, ибо она красит собою все повествование. Это оттого, что сам автор во второй своей ипостаси — чрезвычайно лиричный поэт. Описание природы, любовного чувства героя, его воспоминания о матери, — все это звучит, как прекрасная поэзия. И хотя рассуждения Я. Шафрана о любви, казалось бы, не со-временны, однако, по мнению автора, любовь предполагает кроме чувства еще дружбу и взаимопонимание, а не как ныне — секс и деньги, деньги и секс. Словом, писатель говорит о том, что человек должен оставаться сугубо человеком, в какое бы время он ни жил.

На основе всего вышесказанного, in summa, счи-таю, что роман Якова Наумовича Шафрана «Круг замкнул-ся» вышел вовремя и нужен. Он помогает читателю осознать единство, общность процессов прошлого и настоящего, из которых и вырастает будущее, путь к нему, предла-гающийся писателем: «Выбор пути всего человечества связан с духовным благоустройством, с укреплением света и любви у каждой личности. В этом – личное спасение каждо-го из нас». В книге отразился и сам автор, любящий людей, мудро понимающий истинное назначение человека как слу-жение благу людей и своей страны, своим трудом и оптимизмом помогающему России. Человеку думающему, патриоту своей страны, желающему ей быстрого экономического развития, благоденствия общества и каждого гражданина, просто необходимо прочесть роман Я. Шафрана.

Алексей Яшин,
член Правления Академии российской литературы,
член Союза писателей России,
 главный редактор литературно-
художественного и публицистического журнала «Приокские зори»