Муза Радио- за роялем Минна Мандражан...

Ольга Сергеева -Саркисова
    Я возвращалась из Москвы в Самару. Войдя в купе поезда, я увидела пожилого мужчину высокого роста, представительного, с прямой осанкой, которая выдавала в нём военного человека. «Багратион прямо» …- подумала я. И не ошиблась, мой попутчик оказался бывший военный, настоящий полковник, ехал к родственникам в Рязань.
Мы познакомились. Когда я сказала, что еду в Самару, он радостно сообщил мне, что много раз там бывал по службе в разные годы, и в годы войны, и послевоенные тоже.
-    Я Самару хорошо раньше знал, подолгу там жил… родной город!
…  А что у вас там сейчас появилось нового? Раньше – это были две достопримечательности…я хорошо помню: Волга и Минна Мандражан.
-     Как, вы знали Минну Исааковну? -  я очень удивилась. Мина Исааковна была
  подруга моей свекрови. Мы часто раньше виделись то у неё, то у нас,особенно на праздниках и днях рождениях. Их уже давно нет на этом свете. Она ушла в возрасте 81 года 9 июня 1987 года…одиноко доживала свою жизнь. Откуда вы её знали?
-    Как же, кто её не знал в то время? Её все, наверное, помнят и знают - она всегда звучала на радио.
–    Ах, радио…конечно… С рождением в 1928 году радиокомитета фортепианное исполнительство возросло с новой силой. 
  Среди известных аккомпаниаторов прямого эфира радио любимицей, его Музой была Минна Мандражан. Она совсем молоденькой прибыла в Куйбышев и много работала везде, где требовался её талант.
-     Раньше радио – это было всё и для взрослых, и для детей. В каждой квартире самый важный источник информации был радиоприёмник. На него молились, можно сказать как на икону. Никогда не выключали! Все были при деле и дети, и взрослые. Детям сказки, взрослым – новости и арии из опер.
 Это точно. Я вспомнила тёплый, ласковый голос, который помню всю жизнь и сказки для детей, которые мы слушали, не отрываясь … «Здравствуй, мой маленький друг! Я расскажу тебе сказку» …- все помнят этот чарующий, завораживающий   голос Радио Волшебника, первого друга детей - Николая Владимировича Литвинова…
 -  Да, я тоже это помню. Становилось тепло и уютно от его слов и голоса, хотелось слушать и слушать.
- А ещё был Театр у микрофона вечерами после музыкальных программ, которые велись ежедневно с пяти пятнадцати вечера и до десяти. Там всегда – у рояля Мина Мандражан.
Я человек военный, всё чётко помню. Я всё удивлялся – Когда она ест? Ей ведь было совсем некогда! Да и ест ли вообще при такой занятости?
 Как радио ни включишь - то она там с утра и до ночи, - только и слышишь: " за роялем Минна Мандражан, аккомпанирует - Минна Мандражан, солирует..." - она же.
-   Я знаю, что она любила Шопена и часто исполняла его вальсы, мазурки, ноктюрны на областном радио и не только там, а в гостях тоже всегда играла на рояле.
-  А мы с ней просыпались и засыпали… Помню, утром просыпались и делали гимнастику после Гимна Советского союза под её красивый аккомпанемент, диктор ставил задачу слушателю, который хотел набраться здоровья, окрепнуть и начать новую жизнь. -  Руки в стороны, ноги на ширине плеч и т.д.  А потом, вечером - весь оперный репертуар в эфире звучал.
Диктор радио тогда была Наталья Дмитриева и объявляла, что арию из оперы «Мазепа» поёт Слава Бондаренко. А аккомпанирует- всё она же, ваша уважаемая Минна Мандражан.
-     Как? Вы и Славочку помните?  Мой сосед по купе, как я его мысленно назвала «Багратион», меня удивлял всё больше, он касался струн моего сердца, вынимал из моей памяти дорогие моему сердцу воспоминания детства и юности, он знал всё и всех.
- Это мои друзья! Веня и красавица Славочка- лирико-драматическое сопрано, закончила ташкентскую консерваторию и с 60-88 годов была ведущая артистка самарского театра оперы и балета. Дебютировала она в роли Марии в опере П. Чайковского «Мазепа». Очень любила эту партию. Затем были Флория Тоска («Тоска» Дж. Пуччини), партии в операх Дж. Верди Елизавета Валуа («Дон Карлос»), Леонора («Трубадур»), Аида («Аида»)-прекрасная, незабываемая Аида, леди Макбет («Макбет»), Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина) и др., а за роялем Минна Мандражан. Слава выступала также как концертная камерная певица. В 1988г они переехали в Израиль, в Иерусалим. Мы друзья с ней и её мужем с давних времён, хотя они намного старше. Муж её прекрасный человек и известный художник-Вениамин Клецель. Они добрейшие люди. (Славы не стало в 2017г, а Веня всё ещё рисует и выставляется, слава Богу.)
Считалось, что Минна Мандражан лучший аккомпаниатор! Прекрасно владеющая инструментом, знающая большой репертуар, она не только хорошо читала с листа, но и обладала ансамблевой чуткостью, она аккомпанировала самому И.С. Козловскому, великому русскому певцу. Её все ценили, кто знал её.
-     Я стал в Куйбышеве знатоком оперного искусства.
     А мужские партии какие были! То арию «Дон Жуана» Моцарта, то «Князя Игоря» А. Бородина -  поёт Анатолий Пономаренко,- за роялем- она же.
-    Да, он у нас народный артист! Тоже мой друг...Красавец и голос красивый. Он и сегодня работает в оперном театре.
- И так каждый день.
  Я вот вспомнил ещё любимца публики- незабываемого тенора Александра Дольского. Десять лет работал на сцене оперного театра соединял певческий и актёрский дар. Вот кого любила публика! Занавес давали по многу раз. Однажды дали занавес 15 раз! Он был безусловный талант. Дольский вел практически весь теноровый репертуар, как лирический, так и драматический. Главный тенор был... И что удивительно, это то, что он с одинаковой легкостью пел лирические партии – Ленского, Альфреда, Ромео, Фауста и драматические Германа, Хозе, Каварадосси… Безусловно, вершиной его творчества стала партия Отелло. Он был неотразим в этой роли. Какой грим, какая экспрессия, столько любви и ревности было на сцене, какая энергетика! Всё это шло в зал и потрясённая публика цепенела и забывала аплодировать после исполнения арий, ведь грани между залом и сценой не существовало на его выступлениях.
 – Я, к сожалению, его не помню.  Но сын его приезжал тоже в Самару с концертами, известный бард. Я его песни наизусть знаю…. «Осень под номером восемь…»
-  Я только «Царицу ночи» из оперы Моцарта «Волшебная флейта» прослушал у вас в Куйбышеве в разном исполнении раз сто, …да нет, что там...намного больше за все приезды, а за роялем всегда Мина Мандражан или с центрального радио ещё кто-то, их не помню…. А по радио звучали обладательницы колоратурного сопрано Бела Руденко и Евгения Мирошниченко. Они пели Царицу ночи через день на радио, у них как соревнования проходили эти выступления. Кто - то любил больше Белу, другие- Евгению. Публика горячо обсуждала своих любимиц, почти как Лемешева и Козловского. Обе народные были и в Большом работали.
 Во время войны у вас в Куйбышеве я всех звёзд балета и оперы пересмотрел: балерин Галину Уланову - её знаменитый «умирающий лебедь»…ох, как она умирала… и Ольгу Лепешинскую- чудесный, незабываемый «танец слепой девушки» …это были настоящие звёзды, мне повезло. В Москве бы не смог на них попасть, а тут, нам военным была спец. бронь в театрах на билеты. Я и Леонида Когана слушал, он тоже выступал в Куйбышеве и жил там во время войны. И попал на первое исполнение "Седьмой симфонии"Шостаковича Д.Д. в оперном театре, он ведь тоже тогда в Куйбышеве жил, дописывал её.Здорово оркестр исполнил,до мурашек, даже сейчас под впечатлением нахожусь...Много воспоминаний сохранилось о вашем городе.
Минна Исааковна очень хорошо аккомпанировала, очень душевно, тонко, легко… у меня такое впечатление, что она жила на этом радио круглыми сутками. Я весь репертуар выучил наизусть и всех солистов оперного театра и филармонии, кто с ней выступал: лирическое сопрано народная артистка Лина Петровна Левченко- знаменитая Татьяна из «Евгения Онегина» Чайковского, Мадам Баттерфляй в опере «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини,- я очень люблю эту арию-  пронзительная и трагическая, красивая, полная любви. Хороша она была! Ярославну в «Князе Игоре» А. Бородина, Микаэла из «Кармен» Ж. Бизе и другие.- она исполняла замечательно! С 1960 года - солистка Куйбышевского театра оперы и балета,-он перечислял всех солистов, как будто объявлял их в концерте, прямо на автомате и поставленным голосом…
-   Вы, наверное, и Галину Кареву слышали?
-   Ну, ещё бы! Конечно, как же! Она считалась королевой романса, а ведь он долгое время  был под запретом как «белогвардейский жанр», а мне он всегда нравился... Удивительной красоты у неё был голос, сочный, меццо-сопрано. И сама красавица, и голос фантастически красивый, а какой драматический талант! Я к ней был неравнодушен,...прямо скажу, да не только я...
    - Это правда… Она была обладательница редкого сценического обаяния, обладала драматическим мастерством, многообразием различных интонаций, всегда царствовала на любой сцене, где бы ни выступала.
-     Что говорить, мы военные были в неё влюблены поголовно…Царица на сцене…
–     А знаете ,я  знаю точно, что её подготовила к таким выступлениям, буквально сделала- Минна Исааковна... Когда она с дочкой приехала в Куйбышев, её никто ещё не знал. в Куйбышев приехала в 1958-61г.  Ещё тогда, она только начинала свою карьеру и Минна ей помогла. Минна Исааковна открывала с ней эту страничку –романсы. Она и сама их очень любила и заразила этой любовью Галину. Они работали над выразительной подачей, над образами в пении и это дало сказочные результаты. Она её всегда хвалила и тепло вспоминала. Галина была хорошей, настойчивой ученицей и добивалась успеха. Она воздействовала на душу человека мгновенно, когда начинал звучать её голос. Они упорно занимались с ней постановкой голоса, нюансами пения, шлифовали и совершенствовали голос Галины. Долгие годы М.И. была её концертмейстером, их связывали совместные выступления на разных концертных площадках, а также многочисленные записи на радио.  Они искренне дружили и ценили друг друга, ценили талант каждого. Публика её страстно полюбила в Самаре, её пригласили в Большой, она и его покорила, где невозможно было достать на её выступления билетик. Колоссальные аншлаги с конной милицией были, когда продавали билеты на её концерты и спектакли. В её жизни было всё. А в войну работала в военном госпитале, пела, чтобы облегчить страдания раненых, так было жаль молодых раненых бойцов. Пела после войны, находясь в определённой оппозиции к существовавшей власти, сумела вывести романс на большую сцену и на протяжении всей жизни отстаивала в своём репертуаре русские романсы Бориса Фомина( "Только раз бывает в жизни встреча" на стихи Павла Герман- очень любил народ этот романс), Бориса Прозоровского-( "Жасмин"), Николая Зубова("Не уходи, побудь со мною..."- чудесный романс, мой любимый) и других композиторов. В Москве её носили на руках поклонники.
-   Да, я тоже очень люблю и любил романсы...
-  Жаль, что рано ушла в 61год .Короткую жизнь прожила, рак горла.
- Вы знаете, она на Химкинском кладбище похоронена. Я иногда туда захожу... там у меня рядом друг лежит... На её надгробии высечены ноты и строки русского романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Как она пела этот романс! Это был настоящий спектакль, столько в нём было души и искренности, любви и грусти… Жаль её…
 -    А я знаю, что в годы войны Минна Исааковна сотрудничала с Драматическим театром. У нас ведь была вторая столица. В театре в годы войны играли такие знаменитые актёры - Н. Симонов, В. Меркурьев, Толубеев, эвакуированные из Москвы и Ленинграда к нам, во вторую столицу- она аккомпанировала в концертах, спектаклях, они читали стихи, играли сценки. Много выступали с выездными концертами по госпиталям,-это святое дело. После концерта она всегда плакала, жалея раненых, которые лежали в госпитале. Она была очень добрым человеком с нежной, отзывчивой душой.
-   Вот что мне особенно было приятно, как военному, так это то, что она была связана с военным оркестром Приво при начальнике военно-оркестровой службы Зуевым И. Когда я её увидел впервые, а до этого всё по радио слушал и представлял крупной, сильной дамой… она так мощно играла, так аккорды брала…  о-ё-ёй, что, когда её я увидел- очень удивился, она такая маленькая, хрупкая, как воробышек была… ,Эдит Пиаф напоминала...Откуда в ней столько было энергии так много работать? Это загадка.
- А это я помню… Говорила, что к ней должны прийти солдатики – солисты инструменталисты- кто-то играл на трубе, кто-то на саксофоне, а кто на тубе. Она их любила, как мать, называла защитниками, угощала чаем с шарлоткой… Она с ними разучивала их партии и выступала с ними. Помню «Вернись в Сорренто» Энрико Куртиса играл на трубе один солдатик, очень хорошо звучало и ещё Дунаевский был в репертуаре всегда. Я всё напевала, мурлыкала мелодию о Сорренто, мечтая взглянуть на этот чарующий городок.  Мне нравилось это загадочное слово- Сорренто… и мне удалось там побывать много лет спустя. По радио часто пели неаполитанские песни и «Вернись в Сорренто» отзывалось желанием побывать там… в сказочном неизвестном городе Италии. Такая красивая там бухта! Милый городок Италии. После концерта она делилась впечатлениями об игре своих «Багратионов», хвалила их выступления- это был настоящий фурор! – говорила она. Это было её любимое слово. Солдатики краснели и застенчиво улыбались, переминаясь с ноги на ногу.Она их всегда угощала чаем со своей "шарлоткой".

 При ОДО был музыкальный лекторий, и она выступала в составе трио с М.Н.Тейхом и с И. А. Судаковым, замечательным скрипачом, который был высокого роста и всегда выделялся из толпы. Сколько помню- на нём непременно была бабочка. Кто-то из самарских скульпторов даже лепил его портрет с тяжёлой челюстью, со скрипкой и в бабочке. Его учениками были два брата-Валерий и Сергей Коганы, прекрасные музыканты, работали в нашей филармонии. Его похоронили в "Рубёжке" и от его могилы всегда исходит какой-то свет и чистота, по словам Серёжи,который каждый год навещает его на кладбище. Он и умер у него на руках.Серёжа брил его в последний раз. Внешность его была импозантной и чем-то напоминала Паганини.Он всегда вспоминает его с благодарностью и уважением.
  Многие артисты оперного театра выступали под сопровождение Минны на различных концертах, а также записывались на радио.( Вот только некоторые фамилии этих артистов: Б.Чуфаров, П. Конышев, С. Бондаренко, В.Капишников, В. Черноморцев,
 А. Пономаренко и многие другие.) Ноты переворачивать на радио она брала с собой любимого Сашеньку Есиповича (Санюша она его звала). Она дружила со всей его семьей врачей, которые и меня в детстве лечили – так мир тесен, и доверяла ему это ответственное задание, а на выпускных концертах в муз. школе переворачивала ноты его сестра Софа. Она говорила, что не была «звездой» и не обладала особыми талантами, но Минна никогда не показывала этого, не ругала, не унижала за то, что у тебя не те способности, как у Лёни Вахмянина, например. Он был на особом счету- гений! Он признался ей, что хочет быть композитором, так как ему нравится сочинять музыку. А она сказала, что «композитор должен быть и прекрасным музыкантом,» а с учениками делилась тайнами композиции, развивая в них свободу интерпретаций, снабжая нужными знаниями в этой области. Она находила свои пути, чтобы заставить ребёнка заниматься и главное- любить музыку.
– «Если ты хорошо подготовишь урок, я тебе поиграю…» Это был лучший подарок. Все старались, кто как мог! Только бы она поиграла, но у всех разные возможности и таланты,-это она тоже понимала. Минна садилась и играла – что-то из своего любимого. – «Я поиграю сегодня Рахманинова». Софа сидела и слушала не шелохнувшись. Она могла играть час, полтора. Она была сильным педагогом в школе, пользовалась уважением не только у учеников и их родителей, которые готовы были носить её на руках, помогали в быту, так как ей было не до него, она вся в музыке была растворена, но и у педагогов, коллег по профессии. Как она аккомпанировала! Только её ученики играли на выпускных экзаменах в четыре руки, это было очень сложным делом. Она была прекрасный педагог и в этой школе проработала, как и на радио много лет, отдавая все свои силы и талант педагога и музыканта своим ученикам.
  Мой сосед готовился к выходу, мы подъезжали к его станции. Я поблагодарила его за такие приятные и далёкие воспоминания о близких мне людях. Мы распрощались друзьями.
Далее я ехала одна и уже не могла освободиться от воспоминаний…и продолжала вспоминать о тех годах.
    Родители её жили в Ленинграде. Переехали в Самару и тут родилась Минна в 1906г . Минна…Училась  сначала в 1923-1928  в Куйбышевском Музтехникуме( теперь Музыкальное  училище)с 1937-41г заочно в Московском институте музыкантов-педагогов. Это сейчас называется консерваторией, но не закончила, так как началась война. По состоянию здоровья мужа они переехали в Куйбышев из Москвы. Она всю жизнь работала ещё по совместительству с Радио-комитетом во 2 ДМШ  с 1935г  и  воспитала много талантливых учеников. Среди её учеников по классу фортепиано многие в последствии стали заметными музыкантами: Володя Смирнов стал композитором и писал музыку для оркестра эл. музыки, Л.Термин - доцент Куйбышевского педагогического института, Жанна Сутягина работала в Москве музыкантом и другие.
Я знала хорошо её ученика- Лёнечку Вахмянина, так она его называла и с гордостью всегда о нём вспоминала, радовалась его успехам.
Леонид Вахмянин (1942-2013)- любимый ученик Минны Исааковны до последнего дня ухаживал за ней, когда она совсем стала старенькой и одинокой. О нём хочется сказать особо- он боготворил Минну Исааковну с раннего детства. Она с удовольствием занималась с ним обычно дома. В школе тогда места было мало и ученики ходили к ней на дом, а общие предметы изучали один раз в неделю в муз. училище- сольфеджио и хор. Она жила в коммунальной квартире на втором этаже старинного особняка с эркером, в котором помещался её маленький рояль на ул. Некрасовской с мужем, а потом переехала на угол улиц. Л. Толстого и Молодогвардейской,где уже жила до конца своей жизни. Лёня блестяще окончил музыкальную школу и поступил в Нижегородскую консерваторию. Более сорока лет проработал в Самарском государственном педагогическом университете, где занимал должность Директора института художественного образования С 1971-2003 г.был членом Союза композиторов. Высоко ценил талант своих коллег по профессии и считал Александра Бердюгина самым талантливым композитором Самары. Помню Саша получил первое место на международном конкурсе имени Д. Шостаковича, и знаю, что сам Родион Щедрин, композитор, народный артист СССР, очень хвалил его и следил за успехами Александра, даже звонил из Англии и поздравлял его с прекрасной сонатой, которую высоко оценили музыканты. Он до Вахмянина возглавлял Музыкальное общество в Самаре, пока не уехал в Санкт-Петербург.
 Лёня внёс свой вклад в конкурс имени Д. Кабалевского. Ввёл новые номинации, стали исполнять произведения не только на ф-но, но и на различных инструментах, и не только Д.Кабалевского, но и других композиторов. Создал музыку для театра
« СамАрт» к 80-ти спектаклям, всего автор 150 музыкальных произведений  разных форм, в том числе симфонических, кантатно-ораториальных, камерных, сочинений для хора и фортепьяно, произведений для детей. Являлся автором гимна Самарской области С 1987- 2005 г. был председателем Самарского отделения Всероссийского музыкального общества, членом комиссии Министерства культуры и молодёжной политики Самарской области по присуждению губернских грантов и премий в области культуры, искусства, членом Экспертного совета при Губернаторе Самарской области, Профессор и декан факультета культуры и искусств поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Минна всегда с ним находилась на связи, даже ослепнув, каждый день звонила ему с утра, помня всего четыре телефона…Лёнин, Радио, пединститут, Телевидение.
   Муж - Евгений Павлович Мандражан был интеллигентный, очень остроумный человек, любитель Михаила Зощенко, прекрасно его читал на вечерах, замечательно играл на ф-но, иногда разыгрывал сценку - объявлял «Лунная соната» Бетховена… чинно садился за рояль, собирался долго с мыслью, разминал пальцы, вдыхал полной грудью, и… начинал играть великолепно несколько аккордов начала сонаты… потом останавливался и изображал смертельную обиду на присутствующих зрителей,говорил, что не может играть,когда его не слушают! Он находил разные смешные аргументы для каждого… - что вы там всё жуёте и чавкаете! Звук пропадает! Меня не слышно!Возмутительно! - все хохотали. Но каждый раз просили его сыграть ещё  и ещё… Он  работал на Станкозаводе ведущим мастером и инженером, любил Минну и носил её просто на руках, боготворил за её талант. Она была ему всем - и женой, и ребёнком, он о ней трогательно заботился, берёг её руки, целовал её пальчики….не разрешал ничего делать, чтобы она не поранилась, не испортила свои пальчики и упрашивал кота не царапать ей руки,а только целовать. Кот у них был здоровый, кормлёный, как меховое полено… Она очень переживала, когда он в форточку исчезал на несколько дней, гуляя где-то на свободе. Она беспокоилась, что его нет, чуть не плакала, звонила подругам, думала, что что-то с ним случилось и надо идти в милицию, чтобы объявить его в розыск. И вот, когда она почти отчаивалась ...появлялся её Марсик в форточку, еле протискивался, брякался на пол, сразу отправлялся к миске, всё съедал, не отказывался от добавки и опять исчезал туда, откуда пришёл. Потом оказалось, что это не Марсик, а Маруся… так как он принёс котят… Коты были ей родными существами, членами семьи, особенно, когда не стало Жени… От быта она была освобождена и мало, что понимала в этом, ей помогала мать, которая тоже стала жить с ней после смерти отца Исаака Ароновича Левковича, совершенно освободив от быта дочь. Минна была добрым, отзывчивым человеком, немного наивной, жизни простой не знала, быт был не для неё, так как была погружена в более высокие миры, в музыку, и ей преданно служила всю жизнь. Но всё-таки она умела кое- что готовить- пару простых салатов, шарлотку и царское музыкальное блюдо- бизе! К нашему застолью она приносила его, как она говорила- "подарок от композитора Жоржа Бизе"... и заносила блюдо со звёздами…. Её бизе были почему- то очень похожи на новогодние звёзды, их можно было вешать на ёлку вместо игрушек. Я такие видела только у неё за всю жизнь, и не понимаю, как они у неё получались такими, - она просто шлёпала на противень взбитую массу ложкой, а у неё получалась звезда… я сама их отлично пекла только кругленькими печеньями. Но у звезды - всё звёздное...
Она дружила со многими знаменитыми людьми Куйбышева, которые её высоко ценили и уважали, приглашали в гости, она играла на встречах, дружила со многими актёрами театра, музыкантами, бывала в их компаниях. У них была дружба с Георгием Шебуевым и его красавицей женой Зоей Чекмасовой. Это были звёзды нашего театра.
Академик, профессор Игорь Борисович Солдатов, почётный гражданин Самары - зав. Кафедрой ухо-горло-нос Куйбышевского мединститута был страстным любителем пения и обладал прекрасным тенором.Он с молодости занимался музыкой и мечтал петь в опере. У него были прекрасные данные, красивый голос, импозантная внешность оперного певца, но так сложилась жизнь, что это стало его любимым хобби, а профессия его была- великий врач! Он выступал с концертами перед коллегами и на своих встречах с друзьями, где Минна Исааковна выступала с ним, как его педагог и концертмейстер, ещё и на всевозможных площадках. Они даже записывались на радио. Как жаль, что ничего не сохранилось.
 Из всех стран, которые он посещал на международных симпозиумах, всегда привозил ей памятные подарки. Она радовалась им, как ребёнок. Помню, она гордилась изящной гондолой, привезённой им ей из Венеции. "Какая красота!- восклицала она и гладила её с любовью... Это мне Игорь привёз из Венеции." Она стояла у неё на рояле. Сама она никуда не ездила, только к брату Лёве в Ленинград. Умер  Игорь Борисович в 1998г.
 На семидесятилетие Лёне Вахмянину подарили его студенты разные подарки, в том числе картину. Он сначала не обратил внимания на неё, оставил в институте. Но, когда он стал потом рассматривать, то увидел что-то родное в изображении старинного особняка с картины... : эркер,... деревья ... и сразу вспомнил- это же дом Минны Исааковны на Некрасовской улице! Сюда он ходил к ней на уроки музыки, когда был ещё совсем маленьким мальчиком... Такая неожиданная память. Сейчас уже нет и Лёни, а картина висит над роялем у него дома, напоминая о таких чудесных людях, музыкантах, педагогах, которые пронесли свою дружбу и любовь к музыке через всю жизнь и делились своей любовью со своими учениками и зрителями. Светлая им память!

*Минна Исааковна род.24.03.1906 г Самара-9.06. 1987г. Самара.