Фотовыставка Ермаково поле - времена года

Людмила Козлова Кузнецова
Фото Аркадия Елфимова


ФОТОВЫСТАВКА   АРКАДИЯ ЕЛФИМОВА
Ландшафтный  парк «Ермаково поле»

Общественный благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска»

Бывают такие минуты в жизни каждого человека, когда желание уйти от суеты  и спешки  окружающего мира становится  не просто неслышимой нотой, звучащей внутри, но приобретает свойство  необходимости – вот сегодня, именно сегодня, крайне нужно найти ту самую заветную тропинку в покой и гармонию. Если этого не происходит, человек может заболеть. И это не каприз привередливого  бездельника. Наоборот –  такое желание  часто  возникает у трудоголиков. Напряжение трудовых будней непременно должно уравновешиваться  хотя бы временным, хотя бы сиюминутным  прикосновением к  природе, к прекрасному вообще – к искусству,  музыке, поэзии. 
Может быть, поэтому сейчас  художественная фотография  стала  неизменным спутником в жизни  многих и многих людей. Фотография, сделанная   мастером своего дела –  окно в живой мир,  который видит художник и приглашает  вас стать свидетелем  и участником  его  собственной сказки.  Где бы ни побывал  такой человек, везде  он  превращается в  творца, ибо  его главный инструмент  –  зрение   души. Мир, увиденный глазами  художника – это мир света, красок и красоты! Та самая гармония, на поиски которой, в конце концов, направлена  жизнь любого человека даже во времена, когда преобладают эсхатологические  ожидания в обществе. Даже в эпоху  постмодерна, в которой нам  выпало жить. Ведь так называемая «готика» в литературе, искусстве и в виртуальных играх, которые  становятся элементом  реальной жизни, всё это  ничто иное,  как те же поиски гармонии,  пусть своеобразной, мрачной, но всё же дающей ощущение  хоть какой-то опоры, какой-то точки равновесия. Художественная фотография, пожалуй, самый ненавязчивый, но самый эффективный  жанр на этом пути. Фотография  легко принимается  людьми любых воззрений, любого возраста, ведь визуализация образа позволяет каждому зрителю увидеть   в картине что-то  своё, а значит, почувствовать себя сотворцом.
Фотовыставка  Аркадия Григорьевича Елфимова, посвящённая  легендарному парку «Ермаково поле» – это приглашение в  сибирский рай, который в отличие от  Эдемского сада,   переживает  четыре времени года, попеременно погружаясь  то в белый   зимний сон, то в  цветочный карнавал лета.  И всё убранство  парка – скульптуры, беседки, постройки,  в каждое время года  становятся  родственными тому состоянию природы, что  приходит  вместе с  зимними  или летними  днями.  Парк меняется  – деревья тянутся к небу, кроны их  становятся  всё более густыми,  тропинки зарастают травой или  прячутся под сугробами. Парк, как и всякое живое существо, требует  внимания и любви. Но как, делая ежедневный обход  своих владений, не захватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть мгновение?
Лирическая  тональность фотографии совершает чудо.  Художественная фотография  вызывает не только живые  чувства, но и  словно бы  тактильные и  обонятельные  ощущения. Фотографии благоухают. Все – и зимние, и летние! Зимние навевают свежесть снежного дня.  Летние – тонкий смешанный  аромат цветущих деревьев и трав. 
Вот возьмём  четыре  из них   –   белый храм с небесными куполами  в морозной дымке рассвета, в окружении сосен и берёз, украшенных инеем. Рядом – фотография  зимнего Ангела, прижимающего к груди букет цветов, чуть прикрытого снежной вуалью и освещённого первым лучом золотого утреннего солнца.  С  белым храмом  перекликается  фотография большого  куста цветущих белых  пионов.  Ангел  с его золотистым  утренним оттенком  ассоциируется с  фото-образом  бело-жёлтой клумбы  адониса весеннего. Так зима  аукается с летом   в фото-композициях  «Ермакова поля».
Особенно поражает  образ  зимнего Ангела. Именно тихому Ангелу был уподоблен Тобольск С.У. Ремезовым. Хрупки и почти прозрачны крылья Ангела, тонки его одежды, беззащитен и трогателен  букет цветов, прижатый к груди молитвенно сложенными  руками. Печален Ангел – тишина, одиночество. Впереди холодный зимний день, снегопады и метели. Но вот этот скользящий тёплый луч утреннего солнца – это мелодия надежды на  будущее. Мелодия веры в жизнь.  Говорящий и очень точно схваченный кадр!

Еле слышимый по крышам 
всё шагает снегопад.
Из души  Печальник  вышел,
и побрёл в холодный сад.

Плача голосом гобоя,
шёл как будто бы на суд,
но унёс печаль с собою,
и тоску, и неуют.

Оглянулся ненадолго,
видно, вспомнив про меня.
И растаял в свете волглом,
народившегося дня.

Белой скрипкой утро пело
неумело, но светло.
Ничего не отболело,
не забылось, не прошло.
Но откуда-то – из мира –
словно радуга  тепла,
духом ладана и миро
та мелодия плыла.

Ощущением хрупкой снежной сказки веет  от всех  зимних композиций  фотовыставки. Каменные ступени, заваленные снегом, а вдали на возвышении – всё тот же  печальный  Ангел. С этим  уникальным кадром  звучит (буквально!) в унисон  фотография двух огромных   старых раскидистых   ив, украшенных серебром инея. И диссонансом   этим двум серебряным фотографиям  –  заснеженный куст калины с ярко-алыми праздничными гроздьями ягод и фотография  весёлой сороки, никогда  не знающей печали. Любопытная птица заглядывает в окно дома, где  уже  установлена к празднику новогодняя ёлка. Так и хочется написать сказку  о  гостье-сороке, которой не терпится увидеть Деда Мороза и Снегурочку. А если повезёт, то и получить  новогодний подарок в виде позолоченной игрушки!  Всем известно,  сорока – любительница  блестящих  предметов – я тому свидетель. Однажды летом,  устроившись позагорать на  солнечной полянке,  сняла золотую цепочку и, чтобы не потерять её, положила  в  тапочку. Отошла к колодцу водички попить, возвращаюсь, а цепочки нет. Исчезла, как и не бывало! А на вершине высоченного тополя на краешке гнезда сидит тётушка-сорока и стрекочет радостно – дескать,  спасибо за подарочек! Очень пригодился!
Но вернёмся к нашей  сказочной  фотовыставке. Серебро инея повсюду, в каждом кадре –  на кружевной липовой аллее, вдоль которой только что расчистили свежую дорожку;  в лесном уголке, где расположена уютная Алябьевская беседка.  И  дородная  Урожай-Баба  укутана  снегами. И Ермак Тимофеевич  в белых  сибирских мехах  смело  шагает по просторам  русской земли!  Ему ли, казацкому воеводе,  победителю  Кучумской тьмы, бояться снегов да морозов!
Великолепны по цветовому решению утренние зимние  кадры памятника  Василию Сурикову в окружении мощных сосен. Блики солнечной позолоты освещают тёплые живые стволы и колючую зелень, делая картину  настолько объёмной, что хочется войти в кадр и прикоснуться  к  постаменту.  Заглянуть ЗА кадр – там  угадываются прибрежные  просторы большой реки. Там спит подо льдом великий Иртыш.
Вообще,   образ зимнего утра бродит почти по всем  композициям, составляющим фотовыставку. Скользящие лучи розового утреннего часа отовсюду  проглядывают сквозь  деревья и кустарники  спящего парка.  И нет-нет – да мелькнёт вдалеке знакомая фигура печального Ангела.
Весенние  фотографии того же храма  перекликаются зримо и звучно с  цветущими, яркими  – алыми, бело-жёлтыми, сиреневыми   клумбами  солнечного мира  в парке  «Ермаково поле». Цветы повсюду!  Все краски  планеты!  Бело-розовые яблони, сирень, гладиолусы, ромашки, гортензии, калина и рябина  –  чего здесь только нет! Сотни  растений!  Освободившаяся от зимних одеяний Урожай-Баба  в окружении цветущих деревьев  буквально светится  тёплотой и  добротой.  И словно  в подтверждение  того, что всё это рукотворная сказка,  мы видим хрустальный кружевной мостик на  подъёме  к храму, сотворённый не иначе как  умелым мастером, живущим где-то неподалёку – здесь, среди  благоухающих  деревьев.   
А вот и летние картины – спелые яблочки наливные,  рябина  черноплодная и обычная – жаркая красавица,  гроздья калины. И  щедрое солнце – в каждом  из плодов земных!
Осенние кадры пышут жаром огненной листвы, шепчут шорохом листопада.  Вот так бы взять и присесть на  кружевную скамью, что стоит под сенью  сосен на  высоком берегу  Иртыша. Вдали  рыжие просторы  – прихожанка-осень  раскрасила мир в свои любимые солнечные  цвета.  Сидеть долго, смотреть вдаль и думать о том, что  мир прекрасен, бесконечен, вечен, поэтому торопиться некуда.  В тишине становится  слышен ход времени, но не того –  быстротекущего, человеческого – слышится ход  тысячелетий. Сибирь – древняя мифологическая  страна, северное царство  великой тайги, великих рек, суровой природы  и  необъятных просторов. Сибирь – огромная драгоценная шкатулка  с неисчерпаемыми богатствами. А в кадре  всего лишь  одинокая скамья  на высоком берегу сибирской реки.  Поистине, художник  –  владеет миром. В одном, схваченном на бегу кадре – скамье, поставленной  рукой человека  на берегу  древней дикой  реки,   открывается  история  целой  страны.
И памятник Василию Сурикову,  который мы уже встречали в нашем путешествии по  фото-выставке, в осенних  красках  листопада, выглядит уже совершенно иначе. Кажется, что великий художник  заглянул на минутку, чтобы полюбоваться  с высоты постамента  на   осенний сад  и  любимый  им когда-то город  Тобольск, ведь Суриков  на пути в родной Красноярск не однажды наблюдал крутояр Троицкого мыса и Тобольский Кремль. Суриков объездил почти всю Сибирь, писал в Красноярске, Тобольске, Минусинске, работал на берегах Туры, Иртыша, Оби, Енисея.
Образ  парка «Ермаково поле», выстроенный фотохудожником,  прекрасно дополняет  уже имеющиеся издания, посвящённые  этому  живому  воплощению человеческого  труда, упорства,  веры в  самое лучшее, что есть  в мире и человеке. Среди изданий  о  парке «Ермаково поле»   особо следует упомянуть «Календарь – 2017», изданный  Общественным благотворительным фондом  «Возрождение Тобольска»,  где  в художественных фотографиях Аркадия Елфимова  предстаёт перед  нами  во всей полноте  этот грандиозный проект, выстраданный  душой, жизнью, великим трудом автора и  создателя   парка. 
Мы все знаем знаменитую фразу  о смысле жизни человека – построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Это, действительно, точная формула земного человеческого счастья. Многие, многие берут эту мудрую истину на вооружение. Но есть люди, которым  тесны любые рамки.   Аркадий Григорьевич Елфимов построил не только свой дом, но и  создал целую страну –  огромную великолепную библиотеку уникальных книг, посадил  великий и прекрасный бесценный парк, вырастил не только своих детей и внуков, но  и большую, сплочённую творческую  команду единомышленников!  И всё это происходило и происходит в те самые времена, которые  принято называть эпохой перемен!
Это  достоверное доказательство того, что  не время делает человека, а человек  делает время!  Помните фразу, которой всегда оправдывались приспособленцы – дескать, время было такое, нельзя  было  поступать иначе. Оказывается,  можно всегда действовать так, чтобы   на земле умножалось добро, а не зло. Все действия человека зависят лишь от него самого, вернее, от   выбора его собственного пути. Свобода выбора – главный подарок, данный природой  именно человеку. И мы все знаем это с самого раннего детства. Помните, как там, в любимых русских сказках,  Иван-царевич стоит перед  камнем, на котором написано: «Направо пойдёшь...  Налево пойдёшь... А прямо пойдёшь, смерть  свою найдёшь».  Вся жизнь – это твой личный выбор. Что выбрал, то и получил в результате.
Вспомним  слова советского классика, лауреата Нобелевской премии, Бориса Пастернака:
«.....................
Но надо жить  без самозванства,
Так жить, чтобы  в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
..........................
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца»

Новая  фотовыставка «Ермаково поле»  Аркадия Елфимова свидетельствует  о том, что  не оскудела земля русская. По-прежнему есть на Руси люди, умеющие  привлечь  к себе любовь пространства, любовь людей, услышать будущего зов и  воплотить это будущее  в сегодняшних своих делах! 

Людмила Козлова
г. Бийск, Алтай