Очерки материального мира

Борис Владимирович Пустозеров
Перевод статьи на английский язык без разрешения автора запрещается!
Реферат статьи и любое использование опубликованного в статье материала в англоязычных публикациях без разрешения автора запрещается!
Упоминание о статье в англоязычных публикациях без разрешения автора запрещается!



Статью можно рассматривать как продолжение статей
«Информация-сознание» http://www.proza.ru/2017/10/24/1973,
«К вопросу о понятиях» http://www.proza.ru/2017/12/24/1482,
«Когда движение будит пространство» http://www.proza.ru/2017/12/24/2003.

Мир и субъект

Физика начинается с субъекта. Направление и угол в пространстве могут появиться, только если возникает центр (16.07.2014).
Мы не можем с полной уверенностью утверждать, что наш мир – это пространство, в котором движется материя. Или, что наш мир – это материя, которая движется в пространстве. Или, что мир – это стихия, движение материи в пространстве. То есть нам сложно выделить главенство и неопровержимую первичность какого-либо понятия из трёх, потому что они изначально восприняты, осознаны человеком вместе, как связанная в одно целое триада. Эта триада как совокупность понятий «пространство-движение-материя» является по определению материальным объектом («Логофизика. К вопросу о понятиях»), то есть человек воспринимает мир как единый материальный объект, в котором он, человек, существует. Поэтому можно утверждать, что понятие «субъект», в силу того, что в нашем случае именно человек воспринимает и осознаёт триаду материального мира, является по отношению к триаде вторичным. Этот факт очевиден, если не принимать во внимание крайность того ответвления идеализма в философии, в котором материальный мир считается всего лишь «продуктом человеческого сознания». И любой субъект, уже неважно – человек или любой другой объект, – будет вторичен по отношению к материальным объектам, к материи, так как субъект воспринимает, а восприятие – это следствие воздействия, и в нашем случае материальные объекты воздействуют на субъекта.
Пространство, движение и материя имеют собственные объективные качества – протяжённость, действенность и массивность (тяжесть) соответственно. Кроме того, между ними есть стабильные причинно-следственные связи:
а) связь между пространством и материей такова, что любая часть материи (движущийся материальный объект, колеблющаяся материальная среда) при движении в пространстве образует своё поле воздействия на другие материальные объекты или среду. Значит, причиной возникновения поля (полей) всегда является движущаяся материя;
б) связь между движением и пространством такова, что любая часть пространства (объём, занимаемый материальным объектом или средой) при движении материи образует процесс воздействия на другие части пространства и процесс восприятия этого движения другими частями пространства (объёмами, занимаемыми материей). То есть причиной возникновения процесса (процессов) всегда является пространство, занимаемое материей;
в) связь между материей и движением такова, что любое проявление движения (перемещение в пространстве, восприятие, воздействие) образуют в пространстве материи среду, способную к движению. Так что причиной возникновения способности (способностей) всегда является движение в пространстве.

Воспринимая объективный мир, человек, чтобы не только понять разницу в воспринимаемых явлениях и наблюдаемых событиях, но и объяснить-передать своё восприятие другому человеку-субъекту, вводит понятие «мера» – ограничение объективного свойства в определённых субъективных пределах. Мерой пространства становится расстояние (длина) – ограниченная в одном направлении и понятная человеку протяжённость, с помощью неё он может измерять объём – протяжённость, ограниченную формой. Соответственно, мерой движения становится скорость – это действенность, ограниченная человеческими понятиями «медленно» и «быстро», её можно применить не только к перемещению, но и к любому процессу. Мерой материи становится масса – ощущаемая и понятная человеку тяжесть массивного тела.
Любые меры являются понятиями субъективными. Пчёла, объясняя подругам, где находится поле с цветами, и сколько там можно собрать пыльцы, исполняет замысловатые танцы, после которых команда пчёл безошибочно находит это поле. Значит, у пчёл свои меры пространства, движения и материи, пчела ведь тоже субъект. Муравьи тоже как-то передают сведения, касаясь друг друга усиками, значит, и у них есть свои меры. Кроме того, сами понятия являются субъективными. Ведь «пространство, движение, материя» – это понятия, обозначающие именно субъективно-человеческое отражение трёх различных проявлений реальности. А какими понятиями для отражения реальности пользуются ползающие субъекты-муравьи, летающие субъекты-пчёлы или неизвестно как передвигающиеся субъекты-инопланетяне, нам узнать невозможно. У них этих понятий может быть даже больше, чем у человека.
Для физики как науки должно быть важно в море субъективных человеческих понятий отделить понятия, отражающие объективную реальность, от понятий, отражающих субъективное человеческое восприятие реальности. Понятия, отражающие реальность, тоже субъективны, но они в том или ином виде есть у любого субъекта, и их, на удивление, совсем немного – пространство, движение, материя, воздействие, способность, восприятие. И к понятиям, образованным в результате причинно-следственных связей в окружающем мире, человек также подходит с позиций меры. Мерой воздействия мы называем силу, мерой способности – энергию, мерой восприятия – информацию.

Сам по себе человек (как и пчела, и муравей) материален, поэтому он часть материи. Тело его занимает какой-то объём, поэтому он часть пространства. Клетки человеческого тела неустанно участвуют в процессах жизнедеятельности, поэтому человек постоянно участвует во всеобщем движении, даже когда спит. Естественно, что человек – это часть материального мира. Это подтверждается и тем, что многие свойства, присущие человеку, присущи всему материальному миру. Любой объект материального мира, как и человек, характеризуется массой, размерами, способностями, состоянием и др. Некоторые свойства присущи человеку и другим объектам материального мира в разной степени, и лишь некоторые присущи, возможно, только человеку.
Чем различаются знание человека и знание «нечеловека», то есть всей остальной материи?
У человека есть знание. Кроме этого, ему важно знать, что это знание чем-то доказано, что оно действительно знание, а не чьё-то предположение, выданное за знание. То есть у человека есть знание и ещё знание того, что это знание действительно является знанием. Возникает такое положение из-за человеческого же предположения, что его знание может быть на самом деле не знанием, то есть из-за недоверия человека к своему знанию и к знанию, полученному от другого человека или из книги. А все предположения и следующие из них вера или неверие – это следствие наличия у человека разума, способности предполагать, воображать, придумывать, представлять. У «нечеловека» такой способности нет, поэтому его знание в каждом случае только одно и конкретно. А человек, предполагая, в своём мозгу ставит в один ряд действительное и предполагаемое, и его знание всегда увеличивается как минимум в два раза, а чаще – во много раз, хотя из этого множества лишь одно знание является действительным, а остальные – виртуальными.
Способность материи к любому действию появляется только с приложением силы и измеряется энергией. Значит, человеческий разум – способность предполагать – обусловлен наличием неуравновешенного воздействия, несбалансированных сил в мозгу (или в коре головного мозга) при восприятии очередной информации. Измерить эту способность количеством энергии невозможно, поскольку нет совершаемой работы в реальном пространстве. Но ведь и обычная способность мыслить, присущая любому субъекту, а не только человеку, которая тратится как энергия для выбора направления движения, – также обусловлена наличием несбалансированных сил в мозгу при поступлении информации от органов чувств. Разница лишь в том, что энергия мышления есть реальная способность действовать в действительных направлениях реального пространства, и её в итоге можно измерить совершённой работой, а разум есть способность действовать в направлениях виртуального пространства. Поэтому разум – это способность безразмерная, не имеющая меры.

Если пространству придать границы, оно становится материей для того, кто эти границы обозначил, то есть для субъекта. Потому что если пространство ограничено, значит, во-первых, оно находится в другом, в «неограниченном пространстве», ассоциирующимся с пустотой, во-вторых, у него есть центр, который при движении этого «ограниченного пространства» в пустоте становится центром тяжести. Из такого взгляда на пространство можно сделать вывод, что Вселенная – как объект – материальна, пока мы представляем её в каких-либо обозначенных пределах. А Вселенная за этими пределами, представляемая как бесконечность, соответственно, нематериальна.

Мир и кванты

Если Пространство с точки зрения субъекта есть пустота, НИЧТО, то Материя уже есть ЧТО-ТО. Но чтобы появилось это ЧТО-ТО, между ними должно быть НЕЧТО, какое-то явление, то есть Движение. «НИЧТО НЕЧТО ЧТО-ТО» можно вольно перевести как «пространство являет материю».
И в самом деле, «что-то» как элемент материи мы можем себе представить – некую Частицу, имеющую массу, которая ассоциируется у нас с тяжестью. То есть представление о материи всегда основано на наших осязательных и «вестибулярных» ощущениях, появляющихся в результате действия инерции и гравитации.
Элемент пространства мы также можем себе представить – как дырку от бублика, как некую Ячейку, имеющую какой-то объём или радиус, которые ассоциируется с ограниченной протяжённостью. То есть, несмотря на то, что это пустота и «ничто», представление о пространстве всё же основано на наших визуальных или слуховых ощущениях, связанных с границами изображений, звуков и других объектов восприятия, поступающих в наш мозг через органы чувств.
А вот элемент движения представить как некое «Понятие», имеющее скорость, довольно сложно, потому что движение чересчур разнообразно, это действительно «нечто», и такой его элемент не может быть просто основан на каком-либо конкретном нашем ощущении. Если пространство можно связать в наших понятиях со стационарностью, неизменностью, недвижимостью – пустота ведь сама по себе не меняется, – то движение мы связываем только с изменчивостью и подвижностью. То и другое связано со скоростью, но подвижность подразумевает скорость перемещения, а изменчивость предполагает скорость изменения, то есть скорость процесса, частоту, которая является нашей субъективной мерой колебаний. Если элемент движения представить как некое Колебание, происходящее с определённой частотой, то это, возможно, совпадёт с представлением о движении, основанном на любых ощущениях, имеющихся у нормального человека в процессе его существования. А представление о движении, например, у слепого человека будет основано на всех ощущениях, кроме ощущения света и цвета, у слепо-глухого – кроме звука и света, у парализованного слепо-глухого представление о движении основано лишь на ощущениях вкуса и запаха.

Согласно определениям логофизики, материя – это объект познания. Так как познание всегда подразумевает субъекта, который познаёт, а любой субъект материален, то материя познаёт сама себя. Человек может себе представить частицу как элемент материи, ячейку как элемент пространства и колебание как элемент движения, потому что он обладает разумом – способностью воображать, представлять, предполагать. Остальная материя этой способностью – разумом – пока не обладает, или нам об этом неизвестно. Поэтому именно через человека материя познаёт себя.
Так как мы описываем мир с человеческой точки зрения и других точек зрения не знаем, мы вправе сделать предположение о минимальных элементах основных понятий: мельчайшая частица – физический квант материи, мельчайшая ячейка – физический квант пространства, мельчайшее колебание – физический квант движения. Так как мера материи масса, то и мельчайшая материальная частица имеет минимальную массу, а любое физическое тело имеет массу в виде конечного количества таких частиц. Так как мера пространства расстояние, то и диаметр мельчайшей пространственной ячейки имеет минимальную длину, а любое ограниченное пространство, в том числе физическое тело, можно измерить с помощью этих диаметров. Так как мера движения скорость, то мельчайшее колебание совершается с предельной скоростью, а любые изменения в пространстве, будь то перемещения физических тел, поглощения и излучения частиц или волн, состоят из конечного количества таких колебаний.
Необходимо уточнить, во избежание дальнейшего недопонимания, что название «материальный мир» нашему миру присвоено человеком не потому, что в нём всё «материально», а потому что в нём существует материя. Поэтому материальными являются лишь объекты этой самой материи – частицы и физические тела, а пространство и движение совершенно нематериальны, как и их элементы и кванты-порции, которые человек представляет лишь посредством своего разума. Выражения «физическое пространство» или «физический квант движения» означают всего лишь, что речь идёт о реальном, а не о виртуальном (вымышленном, воображаемом) пространстве и движении. Реальность не является синонимом материальности, так как материальность отражает «вещественность», а реальность отражает объективность, «независимость от осознания субъектом». Такое понятие материальности нашего материального мира, к сожалению, пока ещё не принято в современной физике.

Общепринятых наукой физических понятий «квант пространства», «квант материи» и «квант движения» на сегодняшний день нет, поэтому без зазрения совести можно предложить определения «от логофизики», учитывая следующие соображения. В арсенале понятий современной физики можно найти множество частиц от молекул до кварков, причём молекулы и атомы могли бы в своё время подойти на роль квантов материи. На данный момент уже ни одна из известных частиц не может подойти на роль наименьшего «кирпичика материального здания». Поэтому есть смысл временно назначить квантом материи гипотетическую, но предполагаемо существующую, «инерционную» частицу, которая служит основой для строительства нуклонов и электронов. Кроме того, имея в арсенале науки понятие фотона, было бы нелепо придумывать новое название для кванта движения. Поэтому необходимо лишь дать настоящее определение фотона, поскольку приведённое в Википедии определение «безмассовая частица, способная существовать в вакууме, только двигаясь со скоростью света» является полной бессмыслицей с позиции материализма.

Инерционная частица – минимальный элемент (квант, порция) материи, соответствующий пределу способности к движению. Способность меньшая, чем присущая инерционной частице, движения в пространстве не вызывает, поэтому частицы с меньшей массой в природе существовать не могут. Масса инерционной частицы является фундаментальной величиной.

Диаметр пространственной ячейки – минимальный элемент (квант, порция) пространства, соответствующий пределу возможности движения. На меньшее расстояние материя перемещаться не может. Длина диаметра ячейки является фундаментальной величиной. Пространственная ячейка, как минимальная ёмкость, может вмещать не более одного минимального элемента материи, и ни в коем случае не является материальным объектом, поскольку отражает умозрительный (воображаемый) минимальный объём пространства.

Фотон – минимальный элемент (квант, порция) движения, соответствующий объективному процессу изменения состояния покоя на состояние движения в определённом направлении с предельной скоростью. Движение материи с более высокой скоростью нереально. Скорость фотона является фундаментальной величиной.
Фотон представляет собой направленное движение инерционной частицы, в котором постоянная скорость перемещения, приобретённая частицей на расстоянии диаметра пространственной ячейки, предельна. Из этого определения ясно, что фотон содержит два действия – приобретение предельной скорости (ускорение, или одоление состояния покоя), и прямолинейное перемещение с постоянной предельной скоростью (преодоление пространства). Перемещения с постоянной предельной скоростью может не быть лишь в случае, если фотон является кратчайшим смещением инерционной частицы из ячейки в соседнюю ячейку, но это тот случай, когда перемещение с предельной скоростью мгновенно, то есть его расстояние равно нулю, а длина фотона равна диаметру пространственной ячейки.
Фотон как перемещение инерционной частицы в итоге сменяется обретением покоя, то есть замедлением, но это действие в составе фотона не рассматривается, так как является начальным действием (ускорением) в составе следующего фотона. В таком же контексте можно сказать, что фотон состоит из двух действий – из получения частицей способности к движению и из использования этой способности, а передача способности следующей частице совпадает с получением ею этой способности и потому является началом следующего фотона.

В настоящее время под скоростью фотона подразумевается скорость света в вакууме, поскольку какое-либо движение с более высокой скоростью человеком не зафиксировано. Представляя фотон как минимальную порцию движения, соответствующую перемещению единицы материи с постоянной предельной скоростью, можно легко рассчитать кинетическую энергию частицы в этом перемещении (E=mc^2/2, где m – масса инерционной частицы, c – скорость фотона). Также, разделив известную величину приобретённой кинетической энергии на длину диаметра ячейки, легко найти силу, побудившую квант материи к движению.
Предельная скорость процесса предполагает и предельные значения для его частоты. При переводе значений в формуле от скорости к частоте величина энергии инерционной частицы получается равной половине произведения трёх фундаментальных величин и идеальной частоты передачи колебаний (E=mcdf/2, где d – диаметр пространственной ячейки, f=c/d – идеальная частота колебаний с точки зрения субъекта – отношение скорости фотона к длине диаметра ячейки). Смысл трёх фундаментальных величин в этом произведении понятен – они составляют сущность колебаний, суть движения, приводящего к существованию материи в виде инерционной частицы, а смысл частоты заключается в наличии наблюдателя, субъекта, который ощущает движение именно за счёт его частоты.
Нетрудно заметить, что в выражении энергии инерционной частицы, оставив частоту и подставив вместо остальных составляющих постоянную Планка, мы получим формулу энергии фотона как безмассовой частицы, принятую в классической физике (E=hн, где h – постоянная Планка, н – частота фотона, греческая буква «ню»). В нашем же случае энергия E=mcdf/2 означает работу, затраченную на перемещение инерционной частицы на длину диаметра из одной пространственной ячейки в другую.

Итак, масса, расстояние и скорость, эти меры материи, пространства и движения становятся в наших понятиях дискретными величинами. Но необходимо учесть, что эта дискретность в полной мере может относиться пока лишь к нашей Солнечной системе и наблюдениям из Солнечной системы, так как она выведена из субъективных человеческих ощущений, а человек – субъект Солнечной системы. Стопроцентной гарантии, что скорость света в других звёздных системах такая же, как в Солнечной системе, у нас нет.

Всех читателей и авторов Проза.ру с наступающим Новым 2018 годом!