Неанд. Певчий Гад. Четвёртый короб. 27

Вячеслав Киктенко
27.
…а что если вослед тысячам тупых ещё и ещё задаться тупым вопросом – а кто был по национальности Христос? Ну да, Матерь Его из колена Давидова, это известно. Но лично меня всегда удивлял вопрос – а какая может быть национальность у Бога? Пусть Он даже Богочеловек?
Сам по себе вопрос, казалось бы, не так уж и важен, тем более,  что
ко всяким графам о нацпринадлежности отношусь совершенно спокойно, если не сказать равнодушно.
Но здесь-то речь не о человеке, а о Боге, которому постоянно почему-то приписывается «человеческое, слишком человеческое».
     Итак, что мы знаем из Писания о Зачатии и Рождении Его? Только то, что на чистейшую из дев иудейских сошёл Дух Святой, снизошло Чудо – Она ощутила в себе присутствие Младенца. Престарелый Иосиф относился к Марии как к дочери, это понятно из Евангелия и недоуменного вопроса самой Марии к Архангелу, принесшему Ей Благую Весть: «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим»
Вчитаемся внимательнее: не мальчик, не ребенок, а – «рождаемое Святое». Она осталась Девой, а генетический, наследственный код был ли востребован и приведен в действие, женское в Деве было ли затронуто? Сказано в молитве: «Недоуменно рождшая». Как это понять? Материнство в его обычном значении здесь, вероятно, не было задействовано как у всех других женщин.
Есть апокрифическое предание, что и родила Она Его не обычным путем, как все женщины, а вышел Он на свет каким-то чудесным («Недоуменным») образом – через рёбра, не потревожив Святого Девства. Кормила ли Она Его грудью, как вскармливают земного младенца? В Писании – ни слова!  Это более чем странно – важнейшее чудодейство всякого земного материнства, кормление грудью, вовсе не присутствует здесь. Но если вдуматься, откуда было взяться материнскому молоку в девственной груди, если не было затронуто и пробуждено к действию само женское начало?
Женского, материнского (в чисто физиологическом смысле) здесь не было, а было лишь чистое Девство –  абсолютное, небывалое, Святое Девство. Так какая же у Него, Божественного Младенца, нация? Какая может быть нация у Бога, у Духа Святого? Да, у него были братья и сёстры, но это дети Иосифа.
И отношения с родными, со всем семейством у Него были не обычные, трудно назвать их человеческими в традиционном смысле. Он вообще был – Чужой. Не просто Галилеянин, что было для иерусалимцев признаком чужака, провинциала (это хорошо понимаешь, ознакомившись с историей взаимоотношений древних племён, всегда отличавших своих по принципу землячества), Он был не просто Странник, говоривший на галилейском диалекте, каковым к тому времени для многих, вероятно, представлялся арамейский язык. И это одно уже отделяло Его от иерусалимской и прочей
аристократии. Чего стоит одно лишь презрительное выражение: «Что может быть хорошего из Назарета?»!
Вот место в Писании, когда Он взывал с Креста к Отцу: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои, Элои! ламма савахвани?» – что значит «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Некоторые из стоявших тут услышавши говорили: «Вот, Илию зовет»" (Мк.15:34-35).
Но ведь не только по наречию и месту Рождения Он был чужой, эта чуждость более значительного, космического свойства, и судить о Нём по человеческим понятиям и меркам нельзя, иначе увидим порою чёрствого, даже жестокого человека.
Вот из Евангелия: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение, ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех, отец будет против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк 12:51-53). И еще: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14:26).
А вот как Он ведет себя по отношению к родным: «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь
и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8:19-21). По человеческим меркам жестоко, бесчувственно, бессердечно, не по-родственному. Но если понять, что речь здесь не о человеческом, но о духовном родстве, о всечеловеческом братстве, совсем иное дело.
Так нельзя по земным меркам судить какое-то небесное тело, ведущее себя в небесах и околоземной орбите не вполне согласно законам земного тяготения. Так и о Господе Боге судить нельзя по меркам человеческим. И отношения Его с Матерью не случайно кажутся нам какими-то неземными, высоко отстраненными.
    Ещё в двенадцатилетнем возрасте, попав с родителями на праздник в Храм Иерусалимский, Он восхотел остаться в нем, чувствуя, вероятно, что здесь, в доме мудрости Он более свой, нежели в родительском дому. Он и остался, беседуя с
мудрецами. И когда родители, хватившись пропажи Сына, вернулись с полпути и увидели Его, рассуждающего на равных с убелёнными сединой старцами, они, конечно же, изумились, но всё же попросили вернуться домой. Он не хотел, зная, что здесь Его духовный дом, и лишь настойчивые мольбы родителей увели Его обратно домой. Увели оттуда, куда Он будет всю жизнь стремиться и возвращаться, дабы окончить здесь дни Свои на Кресте...
     Итак, единственное, что привязывает Его к национальному –  место рождения и сам народ, из лона которого вышло Святое Семейство. И это, конечно же, совсем немало. Величайшая  заслуга библейского народа перед человечеством – именно евреи, а не кто-то другой, подготовили почву для Рождения Спасителя, стали первым возлюбленным народом Единого Бога, из лона этого народа вышла Богоматерь. – Столь чистое и светлое Создание, что Бог избрал именно Её, а не самарянку, к примеру, и не римлянку для схождения в Неё Духа Святого и дарования всему человечеству Бога Искупителя...
     Да, почву они подготовили превосходно, но сошел не совсем Тот, кого ожидали здесь. Пришел Некто настолько Чужой и пугающий своей чужестью, неотмирностью, космической всечеловечностью, что они предпочли Его распять, отвергнуть, нежели признать Мессией. Он – всечеловек, у Него нет нации, а Святая Дева Мария – Божественный, избранный Богом сосуд. Его можно сравнить с сосудом для хранения Божественного вина. Вино это вызрело как бы само по себе в Святом сосуде,
вызрело и приуготовилось для вхождения в мир под воздействием Духа Святого,
но сам-то священный сосуд вряд ли мог повлиять на состав содержавшегося в нем определенное время вина. То есть, Вино, покинув сосуд, вышло в мир Само по Себе…
Нет, национальных признаков не прослеживается. И привязка  Его к обязательному национальному – вот что всегда смущало! Для чего Бога, Всечеловека привязывать к конкретной нации, т.е. к зависимости от земного, приматывать к миру некоей дольней вервью, какой-то, не существовавшей, по-видимому, пуповиной? Это сужает и обедняет всё сказанное и свершённое Им.
Кровь Его пролилась не за родовое, а за духовное, общемировое, если угодно – вселенское единство. Даром ли сказано Им: «Царство Мое не от мира сего»?..